СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка на тему "Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира"

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира»



Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в рамках введения ФГОС.

Мукашова Светлана Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутинский лицей» Крутинского муниципального района Омской области.


«Проектная деятельность поощряет и усиливает

истинное учение со стороны учеников,

расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения,

творчества и конкретного участия.»

В. Гузеев



Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию, быть ответственным, самостоятельным, творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне , как учителю, необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Для меня привлекательны нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя учащимся.
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям даёт возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях.
Уроки с применением проектной деятельности провожу по алгоритму: 
Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе детей знакомлю со спецификой проектной деятельности. Распределяю на инициативные группы.
Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Целеполагание, построение зависит от содержания урока.
Третий этап является подготовительным. В ходе этой деятельности составляем план по разработке проекта. Далее определяем основные разделы проекта.

Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. Выполнение проекта (конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели.). Работу провожу в группах. Причем работа может быть организована по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью.
Пятый этап - практическое применение разработанного проекта.
Шестой этап - заключительный. На этом последнем этапе провожу рефлексию. Анализирую деятельность детей, выявляю недостатки, положительные стороны, подвожу итоги, награждаю победителей.

С 1 класса я знакомлю детей с основными темами раздела, их содержанием, вместе с детьми формулирую проблемы по рассматриваемым вопросам. Начинаю обучение проектной деятельности с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений.
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции. Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. В непринужденной обстановке учащиеся учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, составлять описательные рассказы, рассказ-загадку, рассказ-этюд. А всё это, как мы знаем, ведёт к развитию творческих способностей. 
Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету.
Со второго класса более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности. 
Далее определяются примерные темы проектов. Сама управляю процессом, указываю источники информации, даю краткий инструктаж по содержанию работ. Такие уроки- презентации провожу в конце изучения темы. Он завершает, подводит итоги работы над учебными проектами. Учащиеся защищают свой продукт, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат. Например, за время обучения во 2 классе, дети выполнили следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Животные моего края», «Влияние света и температуры на рост лука»; оформляли фотовыставку «Какие есть животные в нашем доме», составляли альбомы «Семейные традиции», «Моя родословная», «Третья планета от солнца» и другие. 
Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Использую различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром). Итогом нашей проектной деятельности являются поделки, выставки творческих работ, публичный отчет.
Таким образом, проектная деятельность на уроках в начальной школе решает несколько задач: 
1. Достигаются образовательные (предметные) задачи урока – дети в активной деятельности усваивают необходимые знания.
2. Реализуются метапредметные задачи за счет формирования проектных умений, которые являются универсальными учебными действиями. 
3. Объект или процесс, лежащий в основе проектирования, а также полученные знания и опыт становятся для детей ценностными, так как ученики относятся к работе не формально, а прилагают фантазию, старание, включают эмоции.
4. Формирование представлений о проектной деятельности и проектных умений позволяет в будущем учащимся самостоятельно работать над проектами уже по любым дисциплинам.
Важно, что благодаря проектной деятельности, дети становятся активными участниками образовательной деятельности на уроке.






























Список литературы

1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № С. 85–103.
2. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. C. 24–33.
3. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Грачева Надежда Викторовна. – Киров, 2003.
4. Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2004.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. ]; под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.