СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе раскрываются особенности организации проектной деятельности на уроках технологии.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности на уроках технологии»


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ


Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю

Китайская мудрость


Государственные образовательные стандарты предусматривают необходимость реализации в учебном процессе по предмету «Технология» проектной деятельности.

Метод проектов – это не новое явление в педагогике. Он применялся в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 1930-годы. В последнее время этот метод получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.

Под методом проектов (от латинского projectus – выдвинутый вперед) понимают работу обучающихся для достижения решения проблемы, оформленную в виде конечного продукта. Это самостоятельная творческая деятельность ученика, которая осуществляется под руководством учителя.

Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектов является одним из активных методов обучения.

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает обучающимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы обучающихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Обучение проектированию позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей. Именно проектная деятельность позволяет организовать овладение обучающимися различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Создавая условия для развития индивидуальности ребёнка, включая его в проектную деятельность, стимулируя его активность в ней, можно рассчитывать на новый качественный результат, который необходим современной школе. Школьные проекты используют педагоги, реализующие развивающие технологии обучения, поддерживают родители, заинтересованные в развитии индивидуальности своих детей. С удовольствием участвуют в них обучающиеся, которые ощущают потребность в саморазвитии, самореализации.

Главная цель проектной деятельности – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и трудовых знаний и умений обучающихся.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно её использовать);

  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);

  • умение составлять письменный отчет (школьник должен уметь составлять план работы, презентовать чётко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной и урочной деятельности. Она призвана способствовать разностороннему развитию обучающихся.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и обучающегося.

Метод проектов, с одной стороны, выступает как педагогическая технология, а с другой стороны - как организация деятельности обучающихся, построенная по принципу инженерного проектирования.

Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области «Технология», показывает их взаимосвязь и даёт возможность учащимся понять роль каждого блока.

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические и дидактические принципы:

  • связь теории с практикой;

  • научность, сознательность и активность усвоения знаний;

  • доступность, систематичность и преемственность обучения;

  • наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция подразумевает знакомство обучающихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:

  • деловитости;

  • предприимчивости;

  • ответственности.

Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.

 Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: 

- поискового

- технологического

- заключительного.

  • На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, осуществляют планирование технологического процесса.

  • На втором этапе школьники разрабатывают конструкторско-технологическую документацию, подбирают материалы и инструменты, выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

  • На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия (при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация), оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.

На первом занятии по теме «Проектная деятельность» необходимо объяснить обучающимся, что такое проект, и раскрыть этапы его выполнения. Также нужно ознакомить школьников с целями и задачами предстоящей работы.

Далее происходит изучение тематики проектной деятельности. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы школьников. Вместе с тем, обучающиеся знакомятся с требованиями к изделию, пояснительной запиской; определяется порядок защиты проекта. Также ученикам демонстрируются образцы ранее выполненных проектных работ.

В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано. Нет смысла создавать то, что никому не нужно.

Основные требования при подборе объектов проектной деятельности:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

  • интерес школьников к проблеме;

  • практическая направленность и значимость проекта;

  • творческая постановка задачи;

  • практическая осуществимость проекта.

В тематике проектных заданий учитываются вопросы экономики, экологии, современного дизайна. Правильный выбор темы с учётом названных требований обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта.

Окончательный выбор темы остается за обучающимся. Это обеспечивает не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику. В соответствии с темой проекта составляется и план его выполнения.

Обучающимся с низкой мотивацией к учебной деятельности предлагается выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисковый и технологический этапы сведены до минимума.

На следующем этапе обучающиеся приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися учитель просматриваем эскиз изделия, анализирует его конструкцию и технологию изготовления, при необходимости, вносит поправки.

Далее обучающиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, происходит выбор материалов и инструментов. Проводятся индивидуальные консультации с каждым школьником, определяются конкретные задания.

После этого школьники переходят к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта. Обязательно акцентируется внимание на соблюдении правил техники безопасности.

Дальнейшую помощь обучающимся в работе над выполнением проектов учитель оказывает в порядке консультаций. Проверяет качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждает с детьми последовательность изготовления и оформления изделий, даёт рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такой вид презентации готового изделия помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у обучающихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности. Защита проекта позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.

Организация проектной деятельности вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Во-первых, выполнение проектов требует от учителя технологии большого количества времени на индивидуальную работу с каждым обучающимся. Необходимо подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний нужно быть очень корректным.

Во-вторых, при работе над проектом у обучающихся возникает потребность в использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученики должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Но далеко не все школьники имеют базовые знания по этим предметам, что усложняет проектную деятельность.

И самое главное: для успешной реализации задуманного необходима отличная материально-техническая база школьных мастерских. Они должны быть оснащены на современном уровне различными инструментами, станками и приспособлениями. Также, немаловажным для успешного выполнения проекта является наличие и доступность материалов, из которых будет изготовлено изделие.

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на определённые трудности, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Проектная деятельность развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет обучающемуся успешно адаптироваться к динамично меняющемуся окружающему миру.