СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОСС ООО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассмотрены условия, при которых учащиеся самостоятельно преобретают знания из различных источников и учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Развитие учащимися исследовательских умений.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОСС ООО»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО    МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №57  Г. УЛАН-УДЭ ИМЕНИ А. ЦЫДЕНЖАПОВА»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №57

Г. УЛАН-УДЭ ИМЕНИ А. ЦЫДЕНЖАПОВА»

Цель проектной и исследовательской деятельности  Создать условия, при которых учащиеся : - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; - учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобретают коммуникативные умения, работая в  различных группах;  - развивают у себя исследовательские  умения(выявление проблемы, сбор  информации, наблюдения, проведение  эксперимента, анализ, построение гипотез,  обобщение);  - развивают системное мышление.

Цель проектной и исследовательской деятельности

Создать условия, при которых учащиеся :

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в

различных группах;

- развивают у себя исследовательские

умения(выявление проблемы, сбор

информации, наблюдения, проведение

эксперимента, анализ, построение гипотез,

обобщение);

- развивают системное мышление.

Общие черты  проектной и учебно-исследовательской деятельности Практически значимые цели и задачи.  Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта; представление результатов.  3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.

Общие черты проектной и учебно-исследовательской деятельности

  • Практически значимые цели и задачи.
  • Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности:
  • анализ актуальности проводимого исследования;
  • целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  • планирование, определение последовательности и сроков работ;
  • проведение проектных работ;
  • оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
  • представление результатов.

3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.

Алгоритм разграничения проекта и исследования Цель деятельности – создание модели или объекта? Учителю нужно знать: ДА НЕТ проект исследование

Алгоритм разграничения проекта и исследования

Цель деятельности – создание модели или объекта?

Учителю нужно знать:

ДА

НЕТ

проект

исследование

моделирование ситуаций тренинг анкетирование, опрос интервьюирование рефлексия сравнение сбор и изучение информации Формы и методы экспери- мент экскурсия анализ имитационно-деятельност- ная игра проблем- ная беседа дизайн-анализ ролевая игра «мозговой штурм

моделирование ситуаций

тренинг

анкетирование,

опрос

интервьюирование

рефлексия

сравнение

сбор и изучение информации

Формы и методы

экспери-

мент

экскурсия

анализ

имитационно-деятельност-

ная игра

проблем-

ная беседа

дизайн-анализ

ролевая игра

«мозговой штурм

Результат проектной деятельности материальный   – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.; действенный   – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.); письменный   – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

Результат проектной деятельности

  • материальный   – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;
  • действенный   – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);
  • письменный   – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.
Этапы работы над проектом I – погружение в проект; II – организация деятельности; III - осуществление деятельности; IV – презентация проектов.

Этапы работы над проектом

  • I – погружение в проект;
  • II – организация деятельности;
  • III - осуществление деятельности;
  • IV – презентация проектов.
I . Погружение в проект Шаги УУД Выбор темы. Проблема проекта  Результат Личностные Познавательные Коммуникативные Цель проекта Мотивация ( Почему? Интересно ли это для меня?) Определяет свои потребности. Внутренняя позиция ( я могу…, я узнаю)  Формулирование проблемы Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему. Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.  Обсуждает тему.  Регулятивные Задачи проекта Методы и способы Целеполагание (Зачем делаем проект?) Регулятивные Постановка задач (Что нужно сделать?) Регулятивные   Результат Выбор способов и методов (планирование) Прогнозирование Планирование (Как мы это можем сделать?) Регулятивные Прогнозирование ( Что получится?)

I . Погружение в проект

Шаги

УУД

Выбор темы.

Проблема проекта

Результат

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Цель проекта

Мотивация ( Почему? Интересно ли это для меня?)

Определяет свои потребности.

Внутренняя позиция ( я могу…, я узнаю)

Формулирование проблемы

Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.

Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Обсуждает тему.

Регулятивные

Задачи проекта

Методы и способы

Целеполагание

(Зачем делаем проект?)

Регулятивные

Постановка задач

(Что нужно сделать?)

Регулятивные

 

Результат

Выбор способов и методов (планирование)

Прогнозирование

Планирование (Как мы это можем сделать?)

Регулятивные

Прогнозирование ( Что получится?)

Цель проекта( одна)  Это конечный результат , которого вы хотели бы достичь при завершении проекта Начинайте со слов: Создание … Разработка… Расширение знаний о… Исследование … Учителю нужно знать: Задачи проекта ( не менее  трёх )  Что делать для того , чтобы достичь цели Начинайте со слов:  Организовать … Создать …. Провести …  Найти … Разработать….

Цель проекта( одна) Это конечный результат , которого вы хотели бы достичь при завершении проекта

Начинайте со слов:

Создание …

Разработка…

Расширение знаний о…

Исследование …

Учителю нужно знать:

Задачи проекта ( не менее трёх ) Что делать для того , чтобы достичь цели

Начинайте со слов:

Организовать …

Создать ….

Провести …

Найти …

Разработать….

II . Организация деятельности Шаги УУД Организация групп  Распределение амплуа в группах  Результат Коммуникатив-ные Планирование работы в группе  по решению задач проекта и возможных форм презентации результатов  Умение учитывать позицию партнера Умение выполнять выбранную (порученную) роль Умение вступать в коммуникативные отношения с целью получить информацию.  Регулятивные Определение своего места (роли) в проекте. Участие в процессе выбора и планирования. Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.

II . Организация деятельности

Шаги

УУД

Организация групп

Распределение амплуа в группах

Результат

Коммуникатив-ные

Планирование работы в группе

по решению задач проекта и

возможных форм презентации результатов

Умение учитывать позицию партнера

Умение выполнять выбранную (порученную) роль

Умение вступать в коммуникативные отношения с целью получить информацию.

Регулятивные

Определение своего места (роли) в проекте.

Участие в процессе выбора и планирования.

Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.

III . Осуществление деятельности Шаги УУД Поиск информации: подумать; спросить у другого человека; получить информацию из книг; понаблюдать; посмотреть по телевизору; провести эксперимент.  Результат Познавательные      Регулятивные Анализ информации Умение производить поиск, сбор информации в том числе и с помощью компьютерных средств. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.  Оценка ресурсов.  Познавательные Умение систематизировать и анализировать информацию. Коммуникативные Познавательные Текущий контроль Умение выполнять запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Регулятивные Осуществлять текущий самоконтроль и обсуждать его результаты. Представлять продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе. При необходимости консультироваться с учителем (экспертом). Умение вносить коррективы.

III . Осуществление деятельности

Шаги

УУД

Поиск информации:

подумать;

спросить у другого человека;

получить информацию из книг;

понаблюдать; посмотреть по телевизору;

провести эксперимент.

Результат

Познавательные

Регулятивные

Анализ информации

Умение производить поиск, сбор информации в том числе и с помощью компьютерных средств.

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Оценка ресурсов.

Познавательные

Умение систематизировать и анализировать информацию.

Коммуникативные

Познавательные

Текущий контроль

Умение выполнять запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

Регулятивные

Осуществлять текущий самоконтроль и обсуждать его результаты.

Представлять продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.

При необходимости консультироваться с учителем (экспертом).

Умение вносить коррективы.

IV . Презентация Шаги Обобщение Классификация Сравнение УУД Подготовка презентации Познавательные Результат Умение давать определения основным понятиям, используемым в исследовании; -классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; - выявлять и обозначать все замеченные парадоксы; - ранжировать основные идеи исследования; -вырабатывать суждения и умозаключения; -делать выводы по результатам исследования;  Коммуникативные  Познавательные Оценка Умение подготовить текст выступления; подготовиться к ответам на вопросы.  приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;  Регулятивные Самооценка Оценка действий Регулятивные Умение указывать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта

IV . Презентация

Шаги

Обобщение

Классификация

Сравнение

УУД

Подготовка презентации

Познавательные

Результат

Умение давать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

-классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

- выявлять и обозначать все замеченные парадоксы;

- ранжировать основные идеи исследования;

-вырабатывать суждения и умозаключения;

-делать выводы по результатам исследования;

Коммуникативные

Познавательные

Оценка

Умение подготовить текст выступления;

подготовиться к ответам на вопросы.

приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

Регулятивные

Самооценка

Оценка действий

Регулятивные

Умение указывать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта

Демонстрация видео фильмов Деловая игра Диалог историч. и литературных героев Игра с залом Инсценировка события Научная конференция Иллюстрация фактов, событий Виды презентаций  проектов Научный доклад Экскурсия Пресс- конференция Телепередача Спектакль Путешествие Реклама Ролевая игра

Демонстрация видео фильмов

Деловая игра

Диалог историч. и литературных героев

Игра

с залом

Инсценировка события

Научная конференция

Иллюстрация фактов, событий

Виды презентаций проектов

Научный доклад

Экскурсия

Пресс- конференция

Телепередача

Спектакль

Путешествие

Реклама

Ролевая игра

Материалы, которые должны быть подготовлены к защите проекта 1 ) продукт проектной деятельности; 2 ) пояснительная записка о работе над проектом   а) исходный замысел, цели и назначения проекта;  б) краткое описание хода выполнения проекта и полученных  результатов;  в) список использованных источников и ресурсов. Для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта . 3) приложения (схемы, таблицы, буклеты и т.д.) 3 ) краткий отзыв руководителя , а) инициативность и самостоятельность; б) ответственность (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Материалы, которые должны быть подготовлены к защите проекта

1 ) продукт проектной деятельности;

2 ) пояснительная записка о работе над проектом

а) исходный замысел, цели и назначения проекта;

б) краткое описание хода выполнения проекта и полученных

результатов;

в) список использованных источников и ресурсов.

Для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта .

3) приложения (схемы, таблицы, буклеты и т.д.)

3 ) краткий отзыв руководителя ,

а) инициативность и самостоятельность;

б) ответственность (включая динамику отношения к выполняемой работе);

в) исполнительской дисциплины.

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

 Защита проекта: выступление 3-10 мин В выступлении обязательно должны быть представлены ответы на следующие вопросы:  1) обоснование выбранной темы – её актуальность; 2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения; 3) краткое содержание (обзор) выполненной работы. Если было проведено исследование, то с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах; 4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.); 5) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем; 6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.

Защита проекта: выступление 3-10 мин

В выступлении обязательно должны быть представлены ответы на следующие вопросы:

1) обоснование выбранной темы – её актуальность;

2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;

3) краткое содержание (обзор) выполненной работы. Если было проведено исследование, то с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;

4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);

5) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;

6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.

 В конце выступления - самооценка Я считаю мне удалось достичь цели потому что… Высказать своё личное отношение к данной теме, подвести итоги работы: -что получилось, чего не получилось , почему, - какие перспективы работы над проектом (что ещё можно сделать дальше), - что дала работа над проектом; - указать ресурсы проекта.

В конце выступления - самооценка

Я считаю мне удалось достичь цели потому что…

Высказать своё личное отношение к данной теме, подвести итоги работы:

-что получилось, чего не получилось , почему,

- какие перспективы работы над проектом (что ещё можно сделать дальше),

- что дала работа над проектом;

- указать ресурсы проекта.

 Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Конфуций Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Конфуций

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Конфуций

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Конфуций