Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности учащихся»
МБОУ «Войковская школа»
Учитель русского языка и литературы Алиумерова В.Э.
китайская мудрость:
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь»
Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий,
направленных на организацию самостоятельной деятельности учащихся. Способ, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Метод проектов
- развивает активное самостоятельное мышление учащихся,
- умение ориентироваться в информационном пространстве,
- учит не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
Учитель переходит
от задачи «дать новые знания»
к задаче «создать условия для получения новых знаний».
Какие основные требования предъявляются к учебным проектам?
- наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, поиска её решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Подготовка и реализация проекта включает в себя следующие этапы:
- определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
- определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
- исследовательские;
- информационные;
- творческие;
- ролевые/игровые;
- практико-ориентированные.
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные;
- школьные;
- сетевые и т.д.
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
«Неизвестные страницы жизненного и творческого пути русских писателей XIX века»
(10 класс)
- Научить ребят добывать и анализировать информацию .
- В процессе подготовки проекта учащиеся изучали и использовали различные методы получения информации
- литературу,
- библиотечные фонды,
- СМИ,
- базы данных, в том числе электронные,
- осваивали методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).
- Собранные материалы не только расширили представления ребят о жизни, творчестве писателей, об интересных фактах создания произведений, но и в дальнейшем позволят ребятам других классов пользоваться собранными материалами. Красочно оформленные информационные презентации, созданные каждой группой и размещённые в кабинете, привлекли всеобщее внимание школьников.
«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого
«Война и мир»
(11 класс)
1.Продумывание учителем проблемной темы проекта .
2.Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
Учитель формулирует основополагающий вопрос, на который
- - нельзя ответить одним предложением,
- - уходит вглубь учебной темы,
- - побуждает задавать другие важные вопросы .
Л. Толстой считает идеальной?
3.Сформулировали дидактические цели проекта .
4.Сформировали группы для проведения исследований
5.Определили формы представления результатов.
6. Обсудили с ребятами план работы учащихся индивидуально или в группе
- - ученики продумали пути проведения своих исследований:
- - работу с текстом произведения
- - создание видеозаписей, слайдов
- - обработку собранных сведений
- - формы представления результатов исследования.
7.Обсудили возможные источники информации.
8.Самостоятельная работа групп.
9.Подготовка уч-ся презентации по отчёту о проделанной работе .
- Форма презентации может быть любая.
- семья Болконских
- семья Пьера и Наташи
- семья княжны Марьи и Николая Ростова
- Как члены семьи ведут себя по отношению друг к другу в экстремальных ситуациях?
- Определить, на чём строятся отношения в семье?
- Какой урок даёт Толстой читателям на примере этой семьи?
- Какое положение можно взять при составлении идеальной модели семьи?
Защита проекта проходила в виде презентации, которую представляли координаторы групп.
- Защита проекта проходила в виде презентации, которую представляли координаторы групп.
После выступления ребят со своими проектами мы совместно сделали вывод на основополагающий вопрос, выполнили тесты по теме, провели викторину.
предполагает соответствующее оформление результатов
- совместная газета
- сочинение
- видеофильм
- праздник
- макет
- наглядность
и т. д .
Определение
потребности
Исследование
существующих
объектов
Оценка
(рефлексия)
Обозначение
требований
к объекту
проектирования
Изготовление
Планирование
Выработка
первоначальных
идей
Анализ
идеи
Выбор
одной
«Памятник литературному герою»
8 класс
- Стахов Антон
- Замышлянская Виктория
- Науменко Максим
- Фальковская Анастасия
- Хорошун Диана
- Асанова Анифе
- Асанов Афизе
- Кому из литературных героев создать памятник? (на основе прочитанных за год произведений)
- Какое произведение больше всего понравилось?
- Какой герой запомнился?
- Почему?
- Рисунок памятника герою (эскизы)
- Выбор материала
- Возможная надпись
- Составление речи на открытии памятника
- Подготовка мини-презентации
Результат использования метода проектов –
создание внутренней мотивации к предмету, углубление знаний и расширение диапазона умений учащихся.
- Заслуга метода проектов в том, что он создает ситуацию успеха для каждого ученика независимо от способностей, наклонностей, черт характера.
- Мои выводы: проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем.
Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться.
Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле.
Р. Бах.