«Организация проектной деятельности в школе: Творческий проект-фестиваль хоровых коллективов «Рождественская звезда»
Разработанный в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным и востребованным в современной педагогической практике.
Основным тезисом является идея о том, что ребенку интересно учиться, если он понимает, что приобретенные им знания можно применить в жизни и получить от них радость и пользу.
Это относится к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины, в том числе предметов художественной направленности: Музыка, Изобразительное искусство, Мировая художественная культура.
История школьного Статья «Организация проектной деятельности в школе: Творческий проект-фестиваль хоровых коллективов «Рождественская звезда» насчитывает уже 7 лет.
«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере».
(Г. А. Струве)
Творческий проект «Рождественская звезда» дает возможность привлечь широкий круг детей к коллективному исполнительству, выявляет одаренных учащихся, а наиболее талантливых – ориентирует профессионально.
Проект способствует совершенствованию вокально-хоровой, исполнительской культуры школьников как части их музыкальной и духовной культуры; активизации творческого потенциала учащихся посредством участия в концертно-проектной деятельности.
Данный проект актуален, т.к. предназначен для образования и воспитания детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения и способствует развитию их общекультурной компетенции.
Цель проекта - возрождение культурных, семейных, исторических, духовных традиций праздника Рождества Христова.
Задачи проекта:
- способствовать росту интереса детей к художественно-исполнительской деятельности;
- приобщать к культурным и духовным ценностям музыкального искусства через активные формы вокально-хоровой и инструментальной исполнительской деятельности;
- воспитывать музыкальный вкус у подрастающего поколения на примере лучших образцов вокально-хоровой и инструментальной музыки;
- содействовать формированию духовно-нравственных патриотических чувств и гражданской идентичности посредством эмоционального проживания образов произведений духовного содержания;
- развитие коммуникативной культуры.
В начале учебного года собирается творческий коллектив – группа единомышленников, в состав которой входят дети разного возраста (от 7 до 17 лет) и учителя музыки, ИЗО, хореографии.
Нас объединяет идея – создать яркое и запоминающееся творческое концертное выступление, которое будет не только интересно детям, но и даст возможность познакомиться с отечественными и зарубежными народными традициями встречи Нового года и Рождества, музыкальным фольклорным, духовным и светским искусством.
Эта работа реализуется в виде творческого проекта «Рождественская звезда».
Проект предусматривает коллективную, групповую и индивидуальную формы работы; использование исследовательско-поискового метода в подборе материала детьми и педагогами.
К работе подключаются заинтересованные родители детей занятых в проекте.
Доминирующая деятельность - практико-ориентированная.
Оформление результата проекта – представление творческого выступления в рамках хорового Рождественского фестиваля.
План реализации проекта предусматривает несколько этапов.
1 этап - погружение в проблему, организация деятельности;
2 этап - осуществление деятельности;
3 этап - презентация результатов;
4 этап - самооценка и самоанализ.
1-ый этап - вводно-организационный
Выбор и актуализация темы, обсуждение, составление плана работы, подбор репертуара, прослушивание участников с целью комплектования творческого коллектива.
2-ой этап - деятельностный, учебно-воспитательный
Индивидуальная и групповая работа над репертуаром, совершенствование певческих навыков. Хоровое, ансамблевое и сольное пение с элементами театрализации, знакомство с произведением и его авторами:
разбор и разучивание вокальной партии (определение тональности, размера, сольфеджирование, работа над чистотой интонацией, над сложными мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического рисунка), пение со словами;
работа над звуковедением, дикцией и артикуляцией;
определение формы произведения, определение смысловой и динамической кульминаций;
работа над фразировкой, динамическими оттенками, темпом, агогикой;
3-ий этап - презентация результата:
Творческое концертное выступление хорового коллектива на Рождественском фестивале в Софийском павильоне Царского Села.
Съемка видеофильма. Публикация в школьной газете.
IV этап – Рефлексия:
Обсуждение; анкетирование детей, родителей, педагогов.
«Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение!»
( К.Д.Ушинский).
Именно хоровая деятельность при правильной организации создает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей нужности и полезности, уверенности в собственных силах.
Результатами реализации творческого проекта «Рождественская звезда» стали:
заинтересованность детей к осуществлению музыкально-проектной деятельности, замыслу проекта и способам его художественного воплощения в виде коллективного сотворчества и совместного выступления в рамках фестиваля
рост творческой активности детей, их стремление к самовыражению и самореализации в процессе работы над проектом, совершенствование вокально-хорового и сценического мастерства
потребность в самообразовании, которая способствует расширению кругозора детей, приобщению к ценностям культуры, поиску источников информации, умению пользоваться современными информационными технологиями (создание личных презентаций и портфолио)
развитие коммуникативных качеств детей, их умение взаимодействовать и работать в рамках своего творческого коллектива, выстраивать диалог-общение с участниками других хоров (завершение фестиваля – исполнение сводным хором района выбранного произведения)
История проекта-фестиваля «Рождественская звезда» насчитывает уже 7 лет.
С каждым годом количество участников увеличивается, повышается их профессиональный исполнительский уровень. Из школьного творческого проекта фестиваль вырос в настоящий праздник хорового искусства!