СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности в рамках реализации ГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках географии в рамках реализации ГОС

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности в рамках реализации ГОС»

Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности в рамках реализации ГОС Талпа О.М., учитель географии, МОУ «Чобручская МСОШ №2»

Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности в рамках реализации ГОС

Талпа О.М., учитель географии, МОУ «Чобручская МСОШ №2»

Государственный образовательный стандарт (ГОС) предъявляет новые требования к содержанию учебного материала, его реализации и результатам обучения. Реализация содержания характеризуется системно-деятельностным подходом , учитывая индивидуальные образовательные способности каждого обучающегося. Требования к результатам обучения принципиально меняются. На первый план выходят метапредметные результаты обучения , в ходе которых формируется личность с набором компетенций, лишь затем предметные знания и навыки.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) предъявляет новые требования к содержанию учебного материала, его реализации и результатам обучения.

Реализация содержания характеризуется системно-деятельностным подходом , учитывая индивидуальные образовательные способности каждого обучающегося.

Требования к результатам обучения принципиально меняются. На первый план выходят метапредметные результаты обучения , в ходе которых формируется личность с набором компетенций, лишь затем предметные знания и навыки.

Активные методы обучения строятся на обратной связи учителя и ученика.  Активный метод обучения позволяет  активизировать ученика и его мышление в течении всего учебного процесса, развивает навыки самостоятельности при попытке решить поставленную задачу, мотивирует к обучению.

Активные методы обучения строятся на обратной связи учителя и ученика.

Активный метод обучения позволяет

активизировать ученика и его мышление в течении всего учебного процесса, развивает навыки самостоятельности при попытке решить поставленную задачу, мотивирует к обучению.

Основоположники активного обучения «Отец педагогики»

Основоположники активного обучения

«Отец педагогики»

Методы активного обучения презентации, кейс-технология,  дидактические игры,  баскет-метод  проблемная лекция.

Методы активного обучения

  • презентации,
  • кейс-технология,
  • дидактические игры,
  • баскет-метод
  • проблемная лекция.
Интерактивное обучение предполагает взаимодействие не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. При таком методе обучения роль педаго га кардинально меняется. Он становится организатором деятель ности обучающихся, создавая условия для инициативы детей. Наблюдает со стороны и направляет деятельность учеников.

Интерактивное обучение предполагает взаимодействие не только между учителем и учеником, но и между самими учениками.

При таком методе обучения роль педаго га кардинально меняется.

Он становится организатором деятель ности обучающихся, создавая условия для инициативы детей. Наблюдает со стороны и направляет деятельность учеников.

 Задачи интерактивного метода обучения Обучающиеся учатся самостоятельно работать с разными источниками информации, осуществлять её анализ и подбирать пути решения в зависимости от ситуации. Учатся формировать свою точку зрения с опорой на конкретные данные или факты и аргументированно отстаивать свою позицию. Активизируется мыслительная деятельность и развивается критическое мышление. Отрабатываются навыки коммуникации и работы в команде.

Задачи интерактивного метода обучения

  • Обучающиеся учатся самостоятельно работать с разными источниками информации, осуществлять её анализ и подбирать пути решения в зависимости от ситуации.
  • Учатся формировать свою точку зрения с опорой на конкретные данные или факты и аргументированно отстаивать свою позицию.
  • Активизируется мыслительная деятельность и развивается критическое мышление.
  • Отрабатываются навыки коммуникации и работы в команде.
 Основные методические принципы интерактивного обучения  Тщательная проработка учебного материала педагогом,  Подбор терминологии и условных понятий, Организация пространственной среды.  Разработка раздаточного и дидактического материала в виде таблиц, схем  и опор, а также индивидуальных заданий разной направленности.  Продумать применение технических средств на уроке для демонстрации  наглядных материалов в виде фотографий, слайдов, учебных фильмов,  видеороликов.  Необходимо продумать практические примеры применения получаемых знаний,  навыков и умений на уроке.  Привлекать обучающихся к роли модератора при обсуждении учебных задач, но следить за эмоциональной обстановкой во время дискуссий и сглаживать «острые углы».

Основные методические принципы интерактивного обучения

  • Тщательная проработка учебного материала педагогом,
  • Подбор терминологии и условных понятий,
  • Организация пространственной среды.
  • Разработка раздаточного и дидактического материала в виде таблиц, схем

и опор, а также индивидуальных заданий разной направленности.

  • Продумать применение технических средств на уроке для демонстрации

наглядных материалов в виде фотографий, слайдов, учебных фильмов,

видеороликов.

  • Необходимо продумать практические примеры применения получаемых знаний,

навыков и умений на уроке.

  • Привлекать обучающихся к роли модератора при обсуждении учебных задач, но следить за эмоциональной обстановкой во время дискуссий и сглаживать «острые углы».

 Результаты проведения интерактивного занятия: Развивает познавательную мыслительную деятельность. Преобразует обучение в активный процесс познания. Развивает навыки и умения критического мышления. Развитие творческих способностей обучающихся. Совершенствует навыки коммуникации. Обучает работе с информацией (поиск и анализ). Обучающиеся применяют полученные знания на практике для решения поставленных задач и проблемных ситуаций. Формирование и развитие навыков работы с современными техническими средствами. Мотивирует к изучению предмета.  Обеспечивает постоянное взаимодействие педагога и обучающихся . К интерактивным методам обучения относятся кластеры, мозговой штурм, интерактивный урок с применением ИКТ, дискуссии, деловые игры, метод проектов, мастер-классы, паззлы, творческие задания.

Результаты проведения интерактивного занятия:

  • Развивает познавательную мыслительную деятельность.
  • Преобразует обучение в активный процесс познания.
  • Развивает навыки и умения критического мышления.
  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Совершенствует навыки коммуникации.
  • Обучает работе с информацией (поиск и анализ).
  • Обучающиеся применяют полученные знания на практике для решения поставленных задач и проблемных ситуаций.
  • Формирование и развитие навыков работы с современными техническими средствами.
  • Мотивирует к изучению предмета.
  • Обеспечивает постоянное взаимодействие педагога и обучающихся .

К интерактивным методам обучения относятся кластеры, мозговой штурм, интерактивный урок с применением ИКТ, дискуссии, деловые игры, метод проектов, мастер-классы, паззлы, творческие задания.

Метод проектов – это проработка определённой темы с получением практического результата. Он нацелен на постановку проблемы и поиск путей её решения с применением имеющихся знаний, умений и навыков. Данный метод обучения стимулирует обучающихся на самостоятельное приобретение знаний во время решения проблемы, творческий потенциал и сочетает интеграцию из знаний разных областей. Обучающиеся самостоятельны в поиске и способах решения задачи отводя педагогу роль консультанта и координатора. С точки зрения педагогической технологии метод проектов можно рассматривать как сочетание проблемного обучения с поисковой деятельностью и творческой реализацией.

Метод проектов – это проработка определённой темы с получением практического результата.

Он нацелен на постановку проблемы и поиск путей её решения с применением имеющихся знаний, умений и навыков.

Данный метод обучения стимулирует обучающихся на самостоятельное приобретение знаний во время решения проблемы, творческий потенциал и сочетает интеграцию из знаний разных областей.

Обучающиеся самостоятельны в поиске и способах решения задачи отводя педагогу роль консультанта и координатора. С точки зрения педагогической технологии метод проектов можно рассматривать как сочетание проблемного обучения с поисковой деятельностью и творческой реализацией.

Навыки педагога для организации  проектной деятельности: Уметь подбирать интересные темы с практической точки зрения. Владеть поисковыми и исследовательскими методами работы, умение организовать и направить самостоятельную работу обучающихся. Уметь направлять учебно-воспитательный процесс на индивидуальные, парные, групповые виды самостоятельной деятельности с исследовательским, поисковым и творческим уклоном. Владеть навыками коммуникации с умением дискутировать без авторитарного стиля общения.  Быть генератором идей для реализации путей решения проблем. Владеть «поддерживающими» приемами обучения для обеспечения положительного эмоционального настроя. Владеть компьютерной грамотностью.

Навыки педагога для организации проектной деятельности:

  • Уметь подбирать интересные темы с практической точки зрения.
  • Владеть поисковыми и исследовательскими методами работы, умение организовать и направить самостоятельную работу обучающихся.
  • Уметь направлять учебно-воспитательный процесс на индивидуальные, парные, групповые виды самостоятельной деятельности с исследовательским, поисковым и творческим уклоном.
  • Владеть навыками коммуникации с умением дискутировать без авторитарного стиля общения.
  • Быть генератором идей для реализации путей решения проблем.
  • Владеть «поддерживающими» приемами обучения для обеспечения положительного эмоционального настроя.
  • Владеть компьютерной грамотностью.
Метод проектов Доклад Видеофильм Альбом Презентация со слайдами Плакат Лэпбук Таймлайн Скрапбукинг Объемный макет и т.д .

Метод проектов

  • Доклад
  • Видеофильм
  • Альбом
  • Презентация со слайдами
  • Плакат
  • Лэпбук
  • Таймлайн
  • Скрапбукинг
  • Объемный макет и т.д .
 Проектная технология - 5П 1П – проблема, которая ставится перед обучающимися. 2П – планирование работы по этапам решения проблемы. 3П – поиск необходимой информации для реализации и наполнения проекта. 4П – продукт, а точнее этап создания задуманного продукта. 5П – презентация работы. В последнее время стали выделять шестое П – портфолио. Это папка с материалами, которые были собраны в ходе работы над проектом.

Проектная технология -

  • – проблема, которая ставится перед обучающимися.
  • – планирование работы по этапам решения проблемы.
  • – поиск необходимой информации для реализации и наполнения проекта.
  • – продукт, а точнее этап создания задуманного продукта.
  • – презентация работы.
  • В последнее время стали выделять шестое П – портфолио. Это папка с материалами, которые были собраны в ходе работы над проектом.
Этапы работы над проектом  Первый блок – погружение в проект.  На этом этапе происходит: выбор «проблемы» (почему?); определяется цель проекта, для чего он нужен (зачем?); методы и способы решения проблемы (как?); обсуждение результата, решения проблемы (что получится?).

Этапы работы над проектом

Первый блок погружение в проект.

На этом этапе происходит:

  • выбор «проблемы» (почему?);
  • определяется цель проекта, для чего он нужен (зачем?);
  • методы и способы решения проблемы (как?);
  • обсуждение результата, решения проблемы (что получится?).
Второй блок – организация деятельности.  На этом этапе происходит : организация рабочих групп; распределение заданий в группах; планирование формы презентации результатов; планирование деятельности по решению проблемы.

Второй блок – организация деятельности.

На этом этапе происходит :

  • организация рабочих групп;
  • распределение заданий в группах;
  • планирование формы презентации результатов;
  • планирование деятельности по решению проблемы.
Третий блок – осуществление деятельности.  На этом этапе происходит: поиск необходимой информации; изучение и анализ информации; исследование, наблюдение или эксперимент-  при возможности; изготовление продукта.

Третий блок – осуществление деятельности.

На этом этапе происходит:

  • поиск необходимой информации;
  • изучение и анализ информации;
  • исследование, наблюдение или эксперимент-

при возможности;

  • изготовление продукта.
Четвертый блок – презентация. На этом этапе собирается вся информация о проделанной работе по решению проблемы. Оформляется портфолио проекта. Демонстрация результата работы над проектом, включающий краткий рассказ о понимании проекта и о выбранных путях решения проблемы.

Четвертый блок – презентация.

На этом этапе собирается вся информация о проделанной работе по решению проблемы.

Оформляется портфолио проекта.

Демонстрация результата работы над проектом, включающий краткий рассказ о понимании проекта и о выбранных путях решения проблемы.

Скрайбинг   –   это иллюстративный способ подачи информации, когда текст переводится в знаковую систему по ключевым элементам.

Скрайбинг     это иллюстративный способ подачи информации, когда текст переводится в знаковую систему по ключевым элементам.

Лэпбук – это интерактивный журнал, папка или плакат, в котором есть различные кармашки, мини-книжки, листы в виде гармошки, окошки с информацией, выдвижные элементы и т.д.

Лэпбук – это интерактивный журнал, папка или плакат, в котором есть различные кармашки, мини-книжки, листы в виде гармошки, окошки с информацией, выдвижные элементы и т.д.

Электронная презентация

Электронная презентация

Исследовательская работа  Для организации исследовательской работы необходимо выделить   предмет и объект исследования.  Из них целесообразно формулировать тему исследования.  В теме прослеживается влияние предмета (меньшего понятия)  на объект исследования (большее понятие).

Исследовательская работа

Для организации исследовательской работы необходимо выделить

предмет и объект исследования.

Из них целесообразно формулировать тему исследования.

В теме прослеживается влияние предмета (меньшего понятия)

на объект исследования (большее понятие).

Примеры тем исследовательских работ  по географии: «Ситуация еколожикэ а сатулуй Чобручиу » Влияние антропогенных факторов на состояние водных ресурсов села (предмет исследования – антропогенные факторы, объект исследования – водные ресурсы и их состояние);

Примеры тем исследовательских работ по географии:

«Ситуация еколожикэ а сатулуй Чобручиу »

  • Влияние антропогенных факторов на состояние водных ресурсов села (предмет исследования – антропогенные факторы, объект исследования – водные ресурсы и их состояние);
Влияние изменения климата на живую природу  (предмет исследования – климат и его изменения,  объект исследования – живая природа);  «Деревья и кустарники парка Д.К. Родина»
  • Влияние изменения климата на живую природу (предмет исследования – климат и его изменения, объект исследования – живая природа); «Деревья и кустарники парка Д.К. Родина»
«История школы»  Объект исследования:  История Чобручской молдавской школы с момента её возникновения до сегодняшних дней  Предмет исследования:   МОУ«Чобручская молдавская средняя образовательная школа № 2»   Целью  исследовательской работы является изучение истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах..

«История школы» Объект исследования:  История Чобручской молдавской школы с момента её возникновения до сегодняшних дней Предмет исследования:   МОУ«Чобручская молдавская средняя образовательная школа № 2»

Целью  исследовательской работы является изучение истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах..

Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы (предмет исследования – хозяйственная деятельность человека, объект исследования – почва и её состояние)
  • Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы (предмет исследования – хозяйственная деятельность человека, объект исследования – почва и её состояние)
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!