СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация проектной и исследовательской деятельности при обучении физике»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад. В соответствии с ФГОС  формирование исследовательских умений школьников, формирование  у  учащихся активного восприятия темы с получением полного представления о деятельности исследования на различных этапах его экспериментальной работы стало основой педагогической деятельности учителя при обучении физике. 

Просмотр содержимого документа
««Организация проектной и исследовательской деятельности при обучении физике»»

«Организация проектной и исследовательской деятельности при  обучении физике»

Дамбиева Лидия Александровна

МАОУ «Сотниковская СОШ»

с.Сотниково, Республика Бурятия

В соответствии с ФГОС  формирование исследовательских умений школьников, формирование  у  учащихся активного восприятия темы с получением полного представления о деятельности исследования на различных этапах его экспериментальной работы стало основой педагогической деятельности учителя при обучении физике. 

Деятельность без знания или без инструментария, позволяющего добывать или создавать знанияневозможна и бессмысленна, знания должны быть фундаментальными. Проектно - исследовательская деятельность, я считаю главным инструментом для развития современного школьника.

   Учащийся должен провести эксперимент, выполнить необходимые наблюдения и измерения, зафиксировать их, оценить точность измерений, проанализировать полученные результаты,  сформулировать выводы.

Осмыслив итоги эксперимента с точки зрения достижения цели исследования, наметить направления последующего исследовательского поиска. Выполнение эксперимента помогает учащимся лучше разобраться в сути физических законов и явлений, облегчает усвоение учебного материала.

Так, например, при рассмотрении темы «Инерция» в 7 классе вместо демонстрации опыта  учителем, я предлагаю учащимся проделать самим эксперимент с машинками и песком, и таким образом дети сами открывают  явление инерции.  

При рассмотрении темы «Испарение и конденсация» в 8 классе, учащиеся, проделывая фронтальные экспериментальные  задания, определяли от чего зависит скорость испарения жидкости. Каждый ученик становится « учёным – экспериментатором».Исследуя ту или иную зависимость, он самостоятельно приобретает знания, делает выводы.

После изучения крупных блоков, тем, провожу зачёт, при этом подбираю практические задания разного уровня, чтобы создать ситуацию успеха. Это дает возможность сформулировать у учащихся активное восприятие темы и получить полное представление о деятельности исследователя на различных этапах его экспериментальной работы. Формы организации учебных занятий, направленных на развитие у ребят самостоятельного экспериментирования, весьма разнообразны:  

творческий лабораторный практикум, творческие экспериментальные задания, домашние экспериментальные задания, индивидуальное учебное исследование, практикум по моделированию физического эксперимента, моделирование и конструирование измерительных физических приборов.

                                           

Данные формы организации учебных занятий реализуются через проблемно-поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения.    Проблемно-поисковый метод к обучению – это такой метод, при котором ученик в процессе учебы поставлен в условия необходимости совершить субъективное открытие факта, закона, явления, закономерности или освоить новый способ познания, т.е. механизм приобретения новых знаний о реальной действительности. 

А характерной чертой исследовательского подхода к обучению является реализация идеи «обучение через открытие».  Предметом ученического исследования является        « переоткрытие» уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского  задания является познанием ещё неопознанного.

В старших классах привлекаю учащихся к подготовке демонстрационных опытов, которые выполняют функции лаборантов, т. е. они с удовольствием помогают учителю при подготовке лабораторных работ, даже некоторые самостоятельно разрабатывают варианты опытов, конструируют соответствующие установки, выступают перед классом с показом опытов и их объяснением.

Подобная работа благотворно влияет и на остальных учащихся класса. У многих детей появляется желание стать  лаборантом. Использование подобных заданий не только помогает совершенствовать экспериментальные умения и навыки учащихся, но и развивает их фантазию, творческое воображение, а также повышает интерес к физике.