Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в рамках обновленного ФГОС и ФОПНОО, ООО, СОО.
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Принципиальным отличием в обновленном ФГОС ООО 2021 является конкретизация требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, формирование функциональной грамотности обучающихся, вариативность с ориентиром на углубленное изучение учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации.
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте
Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?
Как использовать её в урочное и внеурочное время?
Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках математики, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
- Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты) .
- Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД).
- Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход .
- Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата .
Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности по математике является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся .
Формирование личностных УУД:
• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
• Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
•Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД
• Сбор, систематизация, хранение, использование информации
Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:
1. Критического мышления;
2. Информационной культуры;
3. Творческих и коммуникативных способностей;
4. Умения ставить цели и находить пути их достижения.
Учащиеся приобретают следующие компетенции:
1. Обладать навыками в таком виде деятельности
2. Видеть проблему
3. Самостоятельно ставить задачи
4. Планировать и оценивать свою работу
5. Быть коммуникативным
6. Уметь выступать перед публикой
Уметь связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, выслушивать других, достойно выходить из сложных ситуаций
Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.
Какие бывают типы проектов?
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Примеры: эссе, исследовательские рефераты
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Примеры: газета, видеофильм, подготовка выставки
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примеры: кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Примеры: доклады, сообщения
Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Примеры: проект закона, справочный материал, наглядное пособие, совместная экспедиция, программа действий.
Проекты бывают:
Краткосрочные (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время).
Долгосрочные (требующие длительного наблюдения, постановки эксперимента. Сбор информации, данных, их обработки). В 7-х классах осуществляю проектную деятельность учащихся по теме «Треугольник», рассчитанную на целый год. На начальном этапе каждой группе из 5-6 человек сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.
Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:
практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.)
практические задачи – задачи прикладного характера;
проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.;
задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.
Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике.
Что необходимо нашим школьникам для успеха?
Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.
Уметь работать в команде и обладать навыками общения.
Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.
Эффективно использовать знания реальной жизни.
Компьютерная грамотность.
Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Идея его использования в образовательных учреждениях была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.
Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС:
формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий):
организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных),
оценочных (личностных), коммуникативных.
Проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
Типология проектов:
По доминирующей деятельности учащихся:
практико-ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении. Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.);
исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта - конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.);
информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов);
творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.),
ролево-игровые (создание спектакля, сценария, игры);
По продолжительности:
мини-проекты (один урок), краткосрочные (несколько уроков),
средней продолжительности(от недели до года),
долгосрочные (годовые).
По количеству участников:
индивидуальные (личностные - проект, выполняемый одним учащимся),
парные (выполняется двумя учащимися),
групповые - проект, выполняемый группой (группами) учащихся.
По форме продукта (проектный продукт)
Проект - это пять «П»:
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Метод проектов невозможен без постановки проблемы. Наличие проблемы требует исследования ситуации. Групповая и индивидуальная деятельность учащихся направлена на разрешение этой проблемы. Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Они решают проблему на основе активного применения полученных знаний. Тем самым, обучающиеся осознают, как можно использовать приобретенные знания в практической ситуации.
Метод проектов неразрывно связан с научно-исследовательской работой учащихся. Этот метод основан на приобретении и развитии учащимися познавательных навыков, умении в группах и самостоятельно применять свои знания, умении пользоваться разными источниками информации, систематизировании полученной информации, умении выдвигать гипотезу и доказывать или опровергать её, развитии логического мышления.
Обучение в сотрудничестве является частью проектной деятельности. Объединяясь в группы, учащиеся выбирают себе определенный вид деятельности, близкий каждому участнику группы:
научно-исследовательский,
практический,
поисковый.
Работая над проектом, каждый ученик усваивает информацию на определенном уровне, учится слушать других членов группы и высказывать свое мнение, учится работать с научно-методической литературой. Каждый участник группы несет ответственность за другого члена, понимая, что невыполнение определенной задания может привлечь к разрыву цепочки проекта.
При выполнении проекта учащиеся могут и должны использовать компьютерно-информационные технологии. Применение современных технологий способствует активизации познавательного интереса учащегося, развитию их творческих способностей и стимуляции их умственной деятельности.
Участники проекта сами выстраивают процесс познания, учитель выступает в роли наставника-консультанта, развивая активность, инициативу и самостоятельность учащихся.
Результатом выполненного проекта должно стать решение поставленной задачи с осознанием её практической направленности.
Результаты проекта должны быть материальны - видеофильм, презентация, публикация, буклеты, газеты (в том числе в компьютерном варианте)
При использовании метода проекта ученик…
Определяет цель деятельности
Открывает новые знания
Экспериментирует
Выбирает пути решения
Активен
Субъект обучения
Несёт ответственность за свою деятельность
Учитель…
Помогает определять …
Рекомендует источники информации
Раскрывает возможные формы работы
Содействует прогнозированию результатов
Создаёт условия для активности школьника
Партнёр ученика
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
развитие критического мышления;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Как сказал Николай Алексеевич Умов, «всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».
Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими.
Цель любого проекта - формирование универсальных учебных действий.
Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
Накопив опыт использования данного метода ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Проектную деятельность ведут не только ученики, но и учителя.
По сути, весь труд учителя - это ежедневное проектирование.
Наша работа имеет конкретную цель. Мы ставим цели, задачи, ищем информацию, обрабатываем ее, представляем итоги публично.
Так, план урока на современном языке часто звучит «проект урока»
Процитирую слова Льва Николаевича Толстого:
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»
Основные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности:
Введение в проектные технологии:
Ознакомление учащихся с основами проектной деятельности, включая определение, этапы и результаты проектов.
Примеры успешных проектов, выполненных другими учащимися.
Выбор тематики проектов:
Проведение мозгового штурма для генерации идей.
Учет интересов и потребностей учащихся.
Привлечение к выбору тематики родителей, представителей сообщества.
Планирование проектной работы:
Совместное составление проекта: цели, задачи, ожидаемые результаты.
Разработка плана работы с четкими сроками выполнения этапов.
Использование междисциплинарного подхода:
Стимулирование связей между различными предметами (например, математика и естествознание, искусство и история).
Организация интегрированных уроков.
Методы исследования:
Обучение учащихся методам сбора и анализа данных.
Поддержка в проведении экспериментов, анкетирований, интервью и наблюдений.
Применение технологий:
Использование цифровых инструментов для создания презентаций, видеороликов, публикаций и т.д.
Обучение использованию онлайн-ресурсов для исследования темы проектов.
Презентация и защита проектов:
Организация итоговых мероприятий, на которых учащиеся смогут представить свои работы.
Оценка проектов с учетом критериев, таких как оригинальность, качество исследования и оформление.
Рефлексия и анализ:
Обсуждение проведенной работы, ее результатов и способов улучшения в будущем.
Стимулирование саморефлексии через ведение дневника проекта.
Практическое применение:
Создание "проектных лабораторий" в школе, где учащиеся смогут работать над своими проектами во внеурочное время.
Вовлечение родителей и общественности в проекты, за счет чего учащиеся получают разнообразные точки зрения и поддержку.
Партнерство с другими образовательными учреждениями или организациями для расширения возможностей проектов.
Основные этапы организации проектной деятельности учащихся .
1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.
Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды.
Учащиеся вырабатывают план действий.
Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.
3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы).
4 . Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
5. Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).
6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:
● Консультирует (Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».)
● Мотивирует (Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
● Провоцирует (Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.)
● Наблюдает (Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой.)
● Проводит консультации с участниками проектов.
● Наблюдает за ходом проектной деятельности.
● Руководит проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования.
● Планирует совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода.
● Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
● Координирует внутригрупповую работу обучающихся.
II. Роль ученика
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иными словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.
Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся.
В связи с переходом к профильному обучению в старших классах встает вопрос о применении таких способов организации учебного процесса на уроках математики, которые бы не только прививали конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. Это объясняется направленностью профильного обучения на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Поэтому сегодня в центре внимания педагогов находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее организации можно использовать метод проектов.
Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.
Учебные исследования можно разделить на три вида: монопредметные, межпредметные, надпредметные.
Монопредметное исследование — это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Результаты выполнения этого вида исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения.
Межпредметное исследование — это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения.
Надпредметное исследование — это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем.
В процессе обучения математике на уроке и во внеклассной работе используется монопредметное исследование. Вместе с тем многие знания по математике используются в других видах исследований. Чаще всего используются такие темы курса математики как статистика и теория вероятностей, проценты, пропорции.
Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной деятельности.
На уроке:
Применение исследовательского метода обучения.
Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа информации из первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы.
Однако исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.
Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.
Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения — с учетом возрастных возможностей и подготовки учащихся. Этот метод применяется в трех направлениях:
включение элемента поиска во все задания учащихся;
раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения;
организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).
Учитель, как организатор учебного процесса, должен проявлять и управленческие способности, и творческий подход. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой школьника — это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества. Занятия предполагают работу в микрогруппах и презентацию результатов этой работы всем учащимся
Одна из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Практика работы в школе убеждает, что исследовательская деятельность может быть освоена только в действии и это действие должен направлять учитель.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются следующие умения:
организационные;
креативные;
работы с информацией:
пользования средствами информации;
анализа и отбора информации, её преобразования, передачи;
работы в коллективе;
ведения диалога;
представления себя.
В работу с учащимися учителя нашей школы работают в двух направлениях:
Классно-урочная деятельность, которая включает в себя мини-проекты и мини-исследования. Я считаю, что организация такой деятельности обеспечивает благоприятные условия и выход на метапредметный результат. Учащиеся с большим интересом включаются работу. В рамках недели Математики.
Этапы формирования навыков исследовательской деятельности можно разделить на три ступени:
1 ступень – осваивают учащиеся 5-6 классов. Знакомятся с проектно-исследовательской деятельностью. Ученики изучают алгоритм, выполняют мини-проекты и мини-исследования.
2 ступень – 7-8 классы апробируют, краткосрочны интегрированные проекты и исследовательские работы.
3 ступень – 9 -11 классы. Участвуют в долгосрочных проектах и защищают свои работы не только на школьном уровне, но и на внешкольном.
В 5-6 классах ребята с удовольствием участвуют в мини-исследовании, где пользуются органолептическими методами.
В 7-11-х классах теоретические исследования оформляются печатном виде, где содержится гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации ученик приобретает навыки работы с дополнительной научной литературой, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Такая работа помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.
Исследования-соревнования на уроках также эффективны. Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Ученики выбирают наиболее важную информацию которая поможет в дальнейшем, будет универсальна и применима.
Методы проектно-исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, и, разумеется, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления. Я применяю своей практике : урок-семинар, групповая и индивидуальная работы, дискуссии, использование компьютера.
Дети осваивают основные этапы проектно-исследовательской работы такие как:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Но существует опасность, что можно переоценить результат т недооценить сам процесс. Но главное, наверно, то чтобы процесс не превратился в констатации известных фактов.
Проектная и исследовательская деятельность это разные виды деятельности и имеют отличия между собой:
Проектная деятельность | Исследовательская деятельность |
1.Цель проектной деятельности - реализация проектного замысла | 1.Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей. |
2.Этапы выполнения проекта Выбор темы проекта Поиск и анализ проблемы Цель, задачи Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы и распределение обязанностей Выполнение технологических операций Подготовка и защита проекта Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта | 2.Этапы научного исследования Формулировка проблемы, актуальность темы. Постановка цели и конкретных задач исследования Определение объекта и предмета исследования. Выбор методики проведения исследования Описание процесса исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов |
3. В проекте гипотезы может и не быть | 3.Исследование подразумевает выдвижение гипотез. |
4.Проект это замысел, план, творчество по плану. | 4. Исследование - процесс выработки новых знаний, истинное творчество. |
Покажу на примерах, как учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.
Пример 1. Алгебра, 8 класс, тема «График квадратичной функции». При выяснении взаимного расположения графиков функций вида y=ax2, y=ax2+n, у=a(x-m)2 часть класса получает задание построить графики функций
y=x2, y=x2+2, y=x2-4.
Другие строят графики функций
y=x2, y=(x-4)2, y=(x+3)2
Затем кто-то из учеников демонстрирует, что у них получилось. На следующем этапе учащиеся выдвигают гипотезу о том, что не надо каждый раз строить новую параболу, достаточно передвинуть её вдоль одной из осей; проверяют эту гипотезу и доказывают.
Пример 2. Урок «Длина окружности» является наглядным примером урока-исследования. Учащиеся самостоятельно вырезают из картона окружности произвольного радиуса. Также на уроке используются предметы круглой формы. С помощью нити дети измеряют по контуру длину окружности и находят отношение длины окружности к радиусу. Результаты заносят в таблицу и делают вывод: полученные отношения являются постоянным числом. После вычислений ученики обозначают все величины буквами и получают формулу длины окружности.
Пример 3. На уроке-исследовании по теме «Площадь треугольника» ученики, достраивая треугольники до прямоугольников и используя известную формулу площади прямоугольника, получают формулы для нахождения площади прямоугольного и произвольного треугольника.
Пример 4. На уроке по теме «Среднее арифметическое» интересными были задания, имеющие практическую направленность. Для учеников была создана проблемная ситуация на примере вычисления среднего балла на спортивных соревнованиях, в которых каждый ученик класса неоднократно участвовал. Ребята самостоятельно сделали выводы о среднем значении и сформулировали правило вычисления среднего арифметического. Также на уроке было предложено задание на нахождение среднего роста учеников класса по рядам, а затем нахождение среднего роста учеников всего класса.
Темы проектов, над которыми работали ребята нашей школы:
«Математическая статистика в жизни одного класса».
«По жизни с дробями»
«Математика в нашей жизни»
«Действия с многочленами»
«Применение теоремы Пифагора»
«Числовые выражения»
«Задачи на проценты»
«Математика в жизни»
«Франсуа Виет»
«Число Пи»
«Занимательная математика»
«Дроби в повседневной жизни»
«Математика ремонта»
«Вероятность получения положительной оценки при написании контрольной работы путем угадывания правильного ответа»
«Числа вокруг нас»
«Симметрия вокруг нас»
«Использование комплексных чисел в моделировании фракталов»
Метод проектов является базовой технологией реализации образовательных стандартов нового поколения, и потому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом.
Такое значение проектной исследовательской деятельности обучению придаётся в связи с тем, что в его режиме формируется инновационное поведение личности, подразумевающее готовность к разрешению проблем, технологическую готовность (понимание инструкции, четкое соблюдение алгоритма деятельности), готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию и другие актуальные компетенции.
Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках в рамках обновленного ФГОС требует от учителей гибкости, креативности и готовности к работе в команде с учащимися. Важно создавать условия, в которых учащиеся смогут не только усваивать знания, но и применять их на практике, развивая жизненные навыки и критическое мышление.
Внедрение в практику проектно-исследовательской деятельности является важным и значимым. Проектно-исследовательская деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения, позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Применение проектной технологии дает возможность быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе. Эффективное образование невозможно без такой активной самостоятельной деятельности школьника.
Таким образом, использование проектно-исследовательской деятельности даёт возможность формирования ключевых компетентностей необходимых современному школьнику.