СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация процесса разработки и создания проектов на уроках окружающего мира в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация процесса разработки и создания проектов на уроках окружающего мира в начальной школе.»

Технология проектной деятельности на уроках окружающего мира


Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палата, В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликова, В.В. Гузеева и др.

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, показывать свои знания в вопросах, связанных с темой проекта.

Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования.

Сначала учитель учит детей планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем – составлять план уже не только для себя, но и для других участников проекта.

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их где-то интуитивно, а где-то уже посредством новых приобретенных знаний.

Учителю, который организует проектную деятельность детей, надо знать, что этот вид деятельности требует от него создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможности их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учеников, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы, которые оптимально соответствуют развитию личности учащегося.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать   условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Преимущества технологии проектной деятельности – это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний и дисциплинированность.

Проектная  деятельность  в  начальной  школе  может  быть реализована  только  в  том  случае,  если  учащиеся  подготовлены  к  ней,  то  есть  у  них сформированы  необходимые  навыки  и  умения.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в умении спрашивать, выяснять точки зрения других учеников, умении управлять голосом, умении выражать свою точку зрения, уметь договариваться.

Формами проектной деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира могут быть: атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал; коллекция; костюм; модель; мультимедийный продукт; постановка; праздник; прогноз; справочник; коллаж; учебное пособие и др.

Для чего же нужен метод проектов? Чтобы научить детей самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;

научить предвидеть мини проблемы, которые предстоит при этом решить;

сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

получить навыки обработки информации;

сформировать навыки проведения исследований;

сформировать навыки работы и делового общения в группе;

сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Основная цель курса “Окружающий мир” - показать, что в природе происходят различные изменения, за которыми не только интересно наблюдать, но и можно сделать полезные для человека выводы, позволяющие ему жить в гармонии с окружающим его миром природы.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе «Школа России». Эта программа предполагает исследовательскую деятельность с самых первых уроков, работы так и называются – “Мои проекты” и идут по темам. С 1 по 4 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:

освоение предметных знаний;

умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);

овладение междисциплинарными умениями;

коммуникативными умениями;

умениями работать с информацией, представленной в различном виде;

овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;

умения сотрудничать  и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и др.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

В общем виде при осуществлении работы можно выделить следующие этапы:

– погружение в работу.

– организация деятельности.

– осуществление деятельности.

– презентация результатов.

Роль учителя велика на первом этапе. И от того, как он выполнит свою роль на этом этапе, зависит судьба работы в целом. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме работы, очерчивает проблемное поле, расставляет акценты значимости, предлагая тот или иной путь рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. В результате определяют цель и задачи работы – поиск способа или способов решение проблем проекта.

Что происходит при решении поставленной задачи? Во-первых, деятельность. Каждый что-то обдумывает, предлагает, т е мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа, и её результат – сообщение. Было рассказано и показано, что и как сделано. Имела место и презентационная деятельность.

В программе “Окружающий мир” школа России предусмотрены творческие работы:

1-й класс.

1. Зарисовка растений и их раскрашивание

2. Лепка, рисование или моделирование грибов.

2-й класс.

1. Аппликации “Ночное небо”, “На море”, “Озеро”, “Болото”.

2. Изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа.

3. Аппликация “Национальные костюмы народов России”.

3-й класс.

1. Изготовление сравнительной аппликации “Лето и осень”.

2. Аппликация “Обитатели почвы”.

3. Аппликация “От семени к семени” и “Стадии развития животного” (по выбору).

4. Аппликация “Прошлое и настоящее” (по выбору).

4-й класс.

1. Аппликация “Солнечная система”

2. Аппликация “Растительный и животный мир природных зон или природных сообществ” (по выбору).

3. Рекламный плакат “Родной край”

4. Ролевая игра “Я - экскурсовод”

5. Аппликация “Растительный и животный мир континентов”

(по выбору).

Творческие работы способствуют формированию повседневной жизни человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни, и станут основой мировоззрения нового тысячелетия.

Мы работали с творческими и информационными проектами. Результатом творческого проекта может быть стенгазета, аппликация, моделирование, сценарий праздника, видеофильм и т д. Информационные проекты направлены на сбор информации, её анализ и обобщение фактов.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации стекается отовсюду. Дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит к образованию системы знаний. Детей нужно учить правильно усваивать информацию, а для этого нужно научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. Учить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. 

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

В ходе выполнения проектных работ реализуются следующие задачи:

- проводится анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «проект», «творческий проект», «информационный проект», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме;

- выявляются возможности использования информационной проектной учебной деятельности для развития творческой активности как условия реализации личностно-ориентированного подхода на уроках окружающего мира;

- повышается интерес к изучаемому предмету через изучение дополнительной литературы;

- родители активно и с удовольствием (большим интересом) участвуют в детских проектах, оказывают помощь в информационном оформлении детских работ, в организации детских праздниках.

В основе творческой деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой работы, развивать критическое мышление.

Участие в творческих и информационных проектах способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам; вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся; формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач; развивает личностные качества ученика; влияет на выбор будущей профессии учеников.

Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Чего ждут наши дети от учителя? – Знаний для жизни.

В своей работе я пыталась доказать, что мы – учителя начальных классов должны учить не только запоминать и воспроизводить знания, но и применять их на практике.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих и информационных проектов, наряду с другими активными методами обучения, может эффективно применяться как одно из условий реализации личностно-ориентированного подхода.