Проявление аутизма у детей
раннего дошкольного возраста
Козлова Н.Н., учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад КВ № 6»,
г. Северск, Томская область
Детский аутизм является особым типом нарушения психического развития и проявляется в различных вариантах, отражающих глубину этого нарушения и соответствующие ей степени приспособления ребенка к окружающему миру.
У аутичного ребенка уже в раннем возрасте отмечается выраженный дискомфорт: повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (пылесоса, телефонного звонка и др.), нелюбовь к тактильному контакту, которая проявляется в брезгливости при кормлении, попадании на кожу капель воды, непереносимости одежды и прикосновений других людей и т.д. Неприятные впечатления не только легко возникают у такого ребенка, но и надолго фиксируются в его памяти.
В возрасте 2-3 лет у детей все более заметным становится постепенное отставание, очень медленная и практически нулевая положительная динамика развития. В наибольшей степени это касается речевого развития, которое в данный период характеризуется особой интенсивностью. У детей не усложняется лепет, если и появляются отдельные слова, то они не используются активно, не формируется простая фраза.
Основными признаками неблагополучия в развитии ребенка могут быть следующие показатели: разлаживается сон, появляются выраженные страхи, навязчивые движения, ребенок перестает реагировать на обращения и др.
К трем годам становятся более заметными не только отставание и своеобразие в развитии речи, моторики, отсутствие внимания к близким, интереса к другим детям, избегание контакта с ними, трудности произвольного сосредоточения ребенка, но и особенности его поведения, которые превращаются в серьезные проблемы. У таких детей все чаще проявляется агрессия и самоагрессия, негативизм, страхи, непонятные влечения; усиливается выраженная стереотипность поведения. При аутизме происходит сочетание нескольких проявлений. Так может сочетаться крайняя расторможенность, полная неуправляемость и предельная пассивность, погруженность: пугливость, тревожность, неосторожность, проявления «бесстрашия» в реально опасных ситуациях; сверхпривязанности к матери и, в то же время, агрессии по отношению к ней. Яркая выраженность поведенческих проблем в данном возрасте связана с интенсивными попытками организации ребенка со стороны близких, повышения к нему уровня требований. Стойкий отказ малыша от выполнения каких-либо бытовых требований близких, направленных на формирование его основных навыков (самостоятельной еды, одевания, приучения к горшку), обычно порождается сочетанием реальных трудностей его произвольного сосредоточения, подражания с сильнейшим дискомфортом, страхом, который ребенок переживает в различных ситуациях. Однажды возникнув, такой страх живет и остается актуальным для ребенка на протяжении многих лет. Причина этих страхов не всегда ясна; и когда ребенок начинает говорить о том, что его пугает, - это уже большой шаг вперед на пути освоения и начала преодоления опасной, травмирующей ситуации. Только по поведению ребенка – особой напряженности, крику, искаженному страхом лицу, замиранию или внезапному «отшатыванию», закрыванию глаз и ушей руками – можно понять, что его что-то испугало, вызвало сильный дискомфорт. Из-за возникших и моментально закрепившихся страхов часто осложняется жизнь ребенка и семьи в целом.
Усиливающиеся и усложняющиеся моторные и речевые стереотипии, а так же стереотипии в поведении, находятся в прямой зависимости от нарастания состояния дискомфорта. Часто дети с аутизмом к трем годам демонстрируют достаточно сложные формы ритуального поведения, позволяющие им пережить доминирующие негативные состояния.
Нередко неправильная реакция близких, которые пытаются устранить нежелательный способ поведения ребенка, часто лишь его усиливает и закрепляет или приводит к появлению новых «странностей» малыша. Если родителей начинает беспокоить задержка развития речи, моторная неловкость, медлительность, отсутствие развития тенденции к подражанию, стереотипность движений, то необходимо обратиться за консультацией к специалистам, т.к. самостоятельно родители не смогут справиться с данной проблемой.
Литература:
Башина В. М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999 – 240 с.
Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Костин И. А., Веденина М. Ю., Аршатский О. С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь – М.: Полиграф сервис, 2003 – 232 с.
Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007 – (Особый ребенок) – 288 с.