Модель создания психолого - медико - педагогического консилиума
в Закаменском районе на базе ГКОУ «Закаменская СКОШИ VIII вида»
Соктоева Майя Шагдаржаповна,
заместитель директора по УВР
ГКОУ «Закаменская СКОШИ VIII вида»
Современный этап развития возрастной психологии, коррекционной педагогики и системы коррекционно-развивающего обучения характеризуется усилением внимания к особенностям психического и физического развития детей. Возрастает число детей с парциальными и сочетанными нарушениями развития, несформированностями отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов.
Организация первичного диагностико - консультативного обследования детей, испытывающих трудности в усвоении дошкольных и школьных программ, ложится на школьные психолого–медико-педагогические консилиумы. Окончательное заключение о необходимости для данного ребенка нахождения в системе коррекционно-развивающего обучения дают специалисты межведомственной психолого-медико-педагогической консультации муниципалитета или округа.
К сожалению, современная практика обследования в ряде случаев свидетельствует об автономности обследования (понятие автономности в данном контексте определяет как несогласуемость данных обследования разными специалистами, что ни в коем случае нельзя путать с понятием индивидуализации - обследованием каждым специалистом ребенка отдельно друг от друга) в рамках единого психолого–медико-педагогического консультирования, о неумении проводить комплексный совместный анализ состояния ребенка, что не может не сказаться на решениях консилиума (консультации) и, соответственно, на эффективности последующей коррекционной работы.
Особенно это характерно для вновь образуемых на базе массовых школ психолого-медико-педагогических консилиумов, специалисты которых не имеют достаточного опыта в проведении подобного рода обследований. Как правило, изучение ребенка распадается на аспекты клинического обследования, проводимого врачом (если таковой имеется в школе), психологического и логопедического изучения и педагогического изучения, проводимого учителем [1 с 1].
По данным статистики в 2015 – 2016 учебном году в Закаменском районе в 27 муниципальных общеобразовательных школах, 28 детских садах, двух государственных общеобразовательных учреждениях (Цакирская СОШИХЭН и Закаменская СКОШИ VIII вида), в двух учреждениях дополнительного образования, работают всего 6 педагогов – психологов, 6 социальных педагогов, 2 логопеда. В сельских школах медицинское сопровождение обучающихся осуществляют медицинские работники по договору с ЦРБ и ФАП[2 с2].
В связи с этим явлением в 2015 году назрела необходимость создать районный психолого-медико-педагогический консилиум на базе ГКОУ «Закаменская СКОШИ VIII вида», работа которого ориентирована на создание эффективной системы выявления детей имеющих трудности в обучении и школьной дезадаптацией.
Психолого-медико-педагогический консилиум (консилиум) является одной из форм взаимодействия специалистов данного образовательного учреждения с образовательными учреждениями района, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с трудностями школьной, социальной адаптации и обучения. Деятельность Консилиума направлена на решение задач своевременного выявления детей с проблемами в развитии, трудностями обучения и адаптации и организации им квалифицированной специализированной помощи специалистов разного профиля, исходя из индивидуальных особенностей развития школьника.
Проект рПМПк будет осуществлять свою деятельность в соответствии с Законом РФ "Об образовании", письмом МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения", Договором между РУО и ГКОУ «Закаменская СКОШИ VIII вида», ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, Договором между Районным психолого-медико-педагогическим Консилиумом и Республиканской психолого-медико-педагогической Комиссией (РПМПК), Положением, разрабатываемым и утверждённым руководителем РУО.
Целью работы рПМПк является:
- определение первоначальных коррекционных задач, оптимальных путей их решения, определение сроков коррекционно-развивающего обучения;
- осуществление диагностики обучающихся и консультирования родителей и педагогов, организация помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении, помощь в оформлении документов на Республиканскую ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию).
-единое психолого-педагогическое сопровождение в районе.
Задачи:
1) организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик;
2) выявление актуального уровня и способностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, речи;
3) выявление потенциальных (резервных) возможностей ребенка, разработка рекомендаций для учителя для обеспечения индивидуального подхода к ребенку;
4) выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития;
5) методическая помощь при разработке оптимальных для развития ученика адаптированных основных общеобразовательных программ;
6) обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса;
7) определение путей интеграции детей в соответствующие классы;
8) профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных стрессов.
9) подготовка заключений об актуальном состоянии развития и здоровья ребенка для представления в Республиканскую ПМПК.
Направление на Консилиум происходит по инициативе родителей, законных представителей, сотрудников ОУ, с согласия родителей, представителей и на основании Договора между ОУ и родителями, представителями ребёнка.
Состав формируется из следующих специалистов:
- специалист РУО,
- дефектолог,
- логопед,
- психолог,
- социальный педагог,
- врач (из мед. организации по сетевому взаимодействию), или мед.сестра образовательного учреждения,
- учителя-дефектологи, имеющие большой опыт работы.
Алгоритм проведения:
Организационный момент; заслушивание характеристики, Представлений /Заключений/ специалистов, их дополнение со стороны врача, других членов Консилиума;
Собеседование с родителями (законными представителями);
Собеседование с ребёнком;
Обмен мнениями и предложениями по коррекции развития;
Выработка рекомендаций; разработка Программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком.
При обследовании на Консилиуме учителя районных школ должны представить следующие документы:
психолого – педагогическое представление учителя по форме Консилиума;
характеристика классного руководителя на ребенка;
медицинское представление с амбулаторной картой и далее Выписка из истории развития ребенка из медицинской организации;
копия свидетельства о рождении ребёнка.
Обследование ребенка будет проводиться каждым специалистом консилиума индивидуально.
По результатам обследований педагогом-психологом, учителем – дефектологом, учителем-логопедом будут составляться заключения по утвержденной схеме.
На основании полученных данных (представлений специалистов) коллегиально составляется заключение Консилиума и рекомендации об образовательном маршруте или его изменении, воспитании ребенка с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей, в рамках АООП.
В ситуации диагностически сложных случаев, конфликтных моментов, невозможности для членов консилиума принятия однозначного решения об обучении и воспитании, ребенок направляется для уточнения и определения специальных условий на психолого-медико-педагогическое обследование в Республиканскую ПМПК.
Любые изменения образовательного маршрута в рамках АООП в пределах образовательного учреждения могут быть осуществлены только при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей).
Деятельность планового рПМП консилиума ориентирована на решение следующих задач:
- выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка в рамках программы обучающегося;
динамическая оценка состояния ребенка;
решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
коррекция ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.
для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы ребенку, проходящему Консилиум и взятому на коррекционно-развивающее обучение внеурочную коррекционную работу, определяется ведущий специалист.
в функциональные обязанности ведущего специалиста (куратора, тьютера) входит коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий другими специалистами, право решающего голоса при определении образовательного маршрута, проведении повторных Консилиумов.
Подготовка к проведению консилиума.
Педагог, ведущий непосредственную работу с ребенком, обязан (не позднее, чем за три дня до проведения консилиума) представить в Консилиум характеристику динамики развития ребенка и динамики коррекционной работы по установленной форме за период, прошедший с момента последнего Консилиума, и заключение, в котором должна быть оценена эффективность проводимой коррекционной работы и даны рекомендации по дальнейшему проведению коррекционно-развивающей работы.
Порядок проведения Консилиума.
Консилиум проводится под руководством Председателя консилиума.
Каждый специалист, участвующий в коррекционно-развивающей и консультационной работе в устной форме дает свое заключение о ребенке. Последовательность представлений специалистов определяется председателем Консилиума.
Заключения всех специалистов, проводящих коррекционно-развивающую работу с ребенком или проконсультировавших его, являются равнозначными для Консилиума.
Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утвержденные Консилиумом, являются обязательными для всех специалистов.
Документация Консилиума
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов (Приложение 1);
График плановых заседаний Консилиумов;
Протоколы заседаний Консилиума;
Индивидуальные программы развития обучающихся.
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов: дата, время, ФИО, возраст, заключение специалиста/ коллегиальное заключение рПМПк, рекомендации.
Журналы РПМП консилиума:
- Журнал записи на рПМПк, записи заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций рПМПк
- Журнал движения документации рПМПк
- Журнал регистрации архива рПМПк
- Журнал протоколов коллегиальных заседаний рПМПк
Индивидуальная карта (папка) развития ребенка:
- медицинское представление;
- социальная карта обследуемого ребенка;
- психологическое заключение;
- педагогическое заключение;
- логопедическое заключение;
- характеристика от учителя;
- общее заключение рПМПк;
- АООП;
- индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут (ИКОМ): лист динамического наблюдения по результатам коррекционной работы, индивидуальный план работы с ребенком, досуговая деятельность и все занятия со специалистами;
- итоговое заключение по результатам коррекционной работы.
Анализ контрольных работ, представляемые в для анализа на Консилиума
- Начальная школа (математика, русский язык, чтение).
- Основная школа (русский язык, математика, алгебра, геометрия – 7-9 классы).
В начале учебного года руководителем РУО Закаменского района утвержден состав районного Психолого-медико-педагогического консилиума, в соответствии с Письмом МО РФ от 27.03.2000 № 27/901- 6 "О психолого-медико- педагогическом консилиуме (РПМПк) образовательного учреждения". В состав, которого входят: председатель рПМПк (специалист РУО), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медицинский работник. В начале учебного года проводится первое организационное заседание рПМПк, где распределяются обязанности, утверждается план работы на новый учебный год.
В течение учебного года специалисты Консилиума проводили плановые обследования обучающихся района, обрабатывали информацию, поступающую от педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми, готовили заключения. Так же принимали участие в плановых заседаниях Консилиума по актуальным темам («Адаптация прибывших учащихся», «Адаптация учащихся пятого класса при переходе из начальной школы в среднее звено», «Перспективы профессионального самоопределения обучающихся девятого класса» и т.д.).
По запросам работников образовательных учреждений или родителей (законных представителей) обучающихся подготовили и провели внеплановые заседания Консилиума. В течение учебного года посещали уроки, внеклассные занятия, кружки, секции с целью контроля за выполнением рекомендаций Консилиума, соблюдением охранительного режима на занятиях и во внеурочное время и оказания методической помощи учителям и воспитателям, обеспечивали руководство психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, нуждавшихся в помощи специалистов.
В конце учебного года будет проведено итоговое заседание Консилиума по теме: «Анализ работы рПМПк за год».
Приложение 1
Журнал предварительной записи детей[3]
№ | Дата, время | Ф.И.О. | Дата рождения (число, мес., год) | Инициатор обращения | Повод обращения | График консультирования специалистами |
| | | | | | |
Приложение 2
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов[3]
№ | Дата, время | Ф.И.О. | Возраст | Проблема | Заключение специалиста/ коллегиальное заключение ПМПк | Рекомендации |
Литература
Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М.И./ Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума//Методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций/ Москва. - 2000. С. 1-5.
Намдакова С.Д./ Анализ и перспективы развития системы образования// Вести Закамны/ № 12; 18.03.2016. С. 2.
http://www.vashpsixolog.ru// Документация ПМПк(Психолого-медико-педагогический консилиум).