СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация работы логопедических групп для детей с ОНР в условиях ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доказано, что полноценное развитие всех   средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включение в систематическое школьное обучение.

Просмотр содержимого документа
««Организация работы логопедических групп для детей с ОНР в условиях ДОУ»»



«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Черепита Мария Викторовна

воспитатель I кв.категории

МДОУ №6 «Флоричика»

г.Днестровск

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включение в систематическое школьное обучение.

В последние годы наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Можно назвать три группы наиболее распространённых отклонений в речевом развитии дошкольников. Первую составляют те недостатки, которые присущи практически всем детям на определённой возрастной ступени, это так называемые возрастные или физиологические несовершенства детской речи. Во вторую группу водят речевые недостатки, обусловленные социальными факторами (неправильное общее и речевое воспитание ребёнка, отсутствие у него необходимого и достаточного опыта общения со взрослыми и сверстниками, нездоровая речевая среда, в которой вынужден находиться ребёнок и т.п. Третья группа недостатков базируется на факторах патофизиологического порядка; в неё входят те специфические задержки и нарушения речи, которые традиционно принято рассматривать с позиций логопедической теории и практики. Одним из наиболее сложных и распространенных дефектов речевой патологии является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР имеют особые образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи.

Общее недоразвитие речи – это такая речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом и выражается в недостаточности сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи. При ОНР отмечаются «позднее её начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования» (Основы теории и практики логопедии/под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968. С. 67).

Причины ОНР:

  • Неправильные условия формирования речи в семье;

  • Недостаточность речевого общения (например, в условиях детских домов, большой занятости родителей на работе и пр.);

  • Неблагоприятные социальные условия, в которых находится ребёнок (асоциальная или неполная семья)

  • Нарушения здоровья ребёнка вследствие соматических заболеваний;

  • Минимально выраженные неврологические нарушения;

  • Раннее поражение центральной нервной системы (ЦНС);

  • Наследственный фактор ( в отдельных случаях).

Выделяют 3 уровня общего недоразвития речи.





Все вышеперечисленные причины и обусловленные ими речевые трудности могут повлечь за собой определённые негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др. Дети, недостатки речи которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.

Таким образом, мы видим, что проблема речевого развития дошкольников представляется важнейшей составляющей процесса становления полноценной личности и не теряет своей актуальности.

В сложившейся системе дошкольного образования профессиональная коррекционно-речевая помощь оказывается в основном детям третьей группы, поскольку традиционно считается, что возрастные несовершенства речи или задержка речевого развития социального генеза не требуют столь пристального внимания со стороны специалистов-логопедов. Однако невнимание к таким недостаткам речи близких взрослых ребенка – родителей и педагогов – часто имеет достаточно серьёзные отрицательные последствия, а надежда, что «с возрастом всё пройдёт само» не оправдывается.

Поэтому в поиске новых вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, в нашем образовательном учреждении, был создан и успешно функционирует пункт логопедической помощи для детей массовых групп, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии.









Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса в группах для детей с нарушениями речи (логопедических группах).



Логопедические группы комплектуются по результатам проведения ПМПК и только с согласия родителей детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Педагогический процесс в данных группах сада организуется в соответствии с возрастными потребностями детей, степенью выраженности речевых нарушений, индивидуальными особенностями развития воспитанников. Возраст детей, уровень речевого недоразвития, причины возникновения речевых отклонений позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Соотнесение цели собственно логопедической работы с детьми и целей дошкольного образовательного процесса позволяет установить их органическую связь и определённую иерархию, в которой диагностика, коррекция и профилактика отклонений в развитии речи выступает не самоцелью, а средством, способствующем полноценному формированию личности ребёнка. Идеальная цель логопедической работы, таким образом, - воспитание гуманной личности всесторонне и гармонично развитого, эмоционально благополучного и счастливого ребёнка, а стратегическая цель индивидуально-ориентированного воспитания ребёнка дошкольного возраста с речевыми нарушениями формируется как «социальная адаптация и интеграция ребёнка, имеющего речевые отклонения, в среду нормально развивающихся сверстников» (Гаркуша Ю.Ф. Специальные преобразования педагогического пространства как стратегия воспитания детей с нарушениями речи. М., 2001. С .131).

При определении задач коррекционно-речевой работы исходным моментом служит стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей, опирающаяся на две дополняющие друг друга классификации нарушений речи – клинико- и психолого-педагогическую. В современных условиях коррекционно-речевая работа организуется приоритетно в групповой форме, в связи с чем базовой при комплектовании групп и постановке логопедического заключения является психолого-педагогическая систематизация нарушений речи, которая ориентирует специалистов на первоочередное выявление у детей нарушений средств общения (ФФНР, ОНР). Однако для выбора наиболее адекватных методов, приемов и содержания логопедической помощи конкретному ребёнку это заключение должно быть уточнено конкретизировано с привлечением возможностей, заложенных в клинико-психологической классификации.

Как уже было сказано, задачи логопедической работы определяются структурой речевого дефекта и степенью его выраженности, а так же возрастом воспитанника. Так, ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, а конкретно – логопедической группы для детей с ОНР принадлежат логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:

  • диагностическая

  • профилактическая

  • коррекционно-педагогическая

  • организационно-методическая

  • консультативная

  • координирующая

  • контрольно-оценочная.

Игнорирование хотя бы одной из них приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом.

Однако не следует забывать и о достаточно сильном потенциале других участников (субъектов) коррекционно-образовательного процесса – педагогического коллектива ДОУ (воспитатели логопедических групп, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре, методистом, заведующей и другими специалистами), родителей, других близких ребёнку людей, и, наконец, самого ребёнка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.























Частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников.

Более детально остановимся на работе логопеда. При системном нарушении речи происходит недостаточное формирование всех её функций: коммуникативной, когнитивной, регулирующей, обобщающей и т.д. В связи с этим действия ребенка с ОНР отличаются импульсивностью восприятия инструкции взрослого, неорганизованностью. Ребёнку трудно последовательно выполнять те или иные интеллектуальные операции, замечать свои ошибки. Это необходимо учитывать при подборе методов работы по развитию речи ребёнка.

Важнейшим дидактическим требованием к построению педагогического процесса в логопедической группе детского сада является обеспечение целостного всестороннего развития на ребенка, о чем и говорилось выше. Отличие педагогического процесса выражается как в постановке более широкого круга задач по сравнению с детским садом общего типа, так и в содержании и в методах обучения.

Если в массовых садах работа по развитию речи опирается на возрастные достижения и возможности ребёнка, то в условиях специальных или комбинированных детских учреждений возникает необходимость специальной организации речевой практики ребёнка, целенаправленного формирования предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функций речи.

Наполняемость логопедических групп для детей с ОНР: 12-15 человек.

Сроки обучение в логопедической группе зависят от тяжести речевого нарушения и возраста детей. Понятно, что тяжёлые нарушения речи, как то ОНР I уровня требуют более длительных сроков коррекционно-педагогического воздействия (не менее 3-х лет), так как включают в себя больший спектр проблем и чаще всего соответствуют младшему дошкольному возрасту. Дети с ОНР II уровня зачисляются в логопедические группы сроком на 2-3 года, в зависимости от возраста детей. И, наконец, дети с ОНР III уровня проходят обучение в логопедической группе для детей с ОНР в течение 1-2 лет, так же в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

Содержание логопедических занятий.

Основными направлениями развития речи детей с ОНР I уровня в младшей группе детского сада является развитие:

1. понимания речи

2. активной подражательной речевой деятельности

3. внимания, памяти, логического мышления.

Основными направлениями коррекционного обучения детей с ОНР II уровня в средней группе детского сада в логопедической группе являются:

1. развитие понимания речи

2. формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи

3. формирование правильного звукопроизношения.

Основными направлениями развития речи детей с ОНР III уровня в старшей логопедической группе детского сада являются:

1. формирование лексико-грамматических средств языка

2. формирование правильного звукопроизношения

3. развитие связной речи

Основное содержание занятий:

  • развитие понимания речи;

  • уточнение и расширение словарного запаса;

  • формирование:

- обобщающих понятий;

- практических навыков словоизменения и словообразования;

  • воспитание навыков употребления простых распространённых предложений и некоторых видов сложных синтаксических структур.

Содержание и планирование логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня (второй год обучения), как правило, ориентировано на успешное усвоение программы старшей группы. Однако у детей наблюдаются определённые отставания как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении. Общими целями коррекционно-логопедического воздействия является закрепление и совершенствование тех речевых умений и навыков, которые были сформированы у детей ранее, а так же дальнейшее развитие всех компонентов языковой системы, позволяющее подготовить дошкольников к обучению в школе. В связи с этим планируется проведение фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка, связной речи, обучению элементам грамоты.

Состояние звукопроизношения детей с ОНР IV уровня хотя и характеризуется отсутствием ярко выраженных нарушений, однако продолжает быть несовершенным. Основное содержание логопедических занятий по всестороннему развитию речи с такими детьми предполагает:

  • развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие, с последующей отработкой этих дифференцировок в произношении;

  • закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. При этом акцент делается на правильность их употребления в составе слов, включённых в самостоятельные высказывания;

  • формирование и закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

  • развитие выразительности речи;

  • закрепление навыков четкого произношения гласных и согласных звуков, имеющихся в речи детей;

  • исправление произношения нарушенных звуков;

  • формирование сложного дифференцирования звуков;

  • расширение словаря детей включением в него слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости;

  • совершенствование фонематического слуха, обучение осознанному восприятию звукового состава слова, выделению звуков из слов и сравнение их с опорой на акустические и артикуляционные признаки;

  • обучение правильному темпу, ритму речи и интонированию.



Программы, технологии, диагностики, используемые в работе учителя-логопеда, работающего в группе для детей с ОНР:

  • Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Программно-методические рекомендации;

  • Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»;

  • Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Коррекция, обучение и воспитание детей 5-тилетнего возраста с общим недоразвитием речи»;

  • Т.А. Ткаченко «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5/6-летнего возраста»;

  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»;

  • Практические пособия различных авторов (Руденко В.И., Светлова И., Соколенко Н.И., Смирнова Л.Н., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. и многие другие) для автоматизации, дифференциации и закрепления звуков речи;

  • М.А. Васильева, В.В. Гербова «Программа обучения и воспитания в детском саду»

  • О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет)

  • Так же логопедами разрабатываются и успешно применяются в работе собственные технологии, такие как альбомы и тетради по развитию речи, формированию звуко-буквенного анализа и подготовке к грамоте.

В результате такого логопедического воздействия речь дошкольников максимально приближается к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью, а именно: в умении адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественного произведения, осуществлять творческое рассказывание и т.д. Соответственно с этим у детей формируется и лексико- грамматический строй языка.