СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Организация работы методического объединения учителей начальных классов. Изучение, распространение и обобщение передового педагогического опыта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как методически верно организовать работы методического объединения в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«"Организация работы методического объединения учителей начальных классов. Изучение, распространение и обобщение передового педагогического опыта"»


Анализ работы школьного методического объединения

учителей начальных классов

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей связующим в единое целое всю систему работы школы, является МО. Роль МО значительно возрастает в современных условиях и в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Школьное методическое объединение учителей начальных классов работало над темой «Проектирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе». Основная цель работы ШМО – повышать качество образования младших школьников через освоение и внедрение современных педагогических технологий.

Методическая работа в нашей школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования., воспитание и развитие школьников.

  Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать современные технологии, новые методики, формы и приемы обучения и воспитания, а также профессиональные ценности и убеждения педагога. Целью методической работы являлось комплексное развитие имеющихся ресурсов (кадровых, материально-технических, научно-методических, организационно-управленческих) и формирование на их основе целостной внутришкольной системы, позволяющей на уровне современных требований решать задачи воспитания и обучения граждан, формирования у обучающихся ключевых компетенций, необходимых им для дальнейшего самоопределения и самореализации.



Для решения поставленных задач в школе созданы следующие условия:


  • составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий стандарту образования, дающий возможность для продолжения образования выпускниками школы;

  • создана необходимая норматовно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения;

  • создана структура методической службы в школе;

  • методические объединения имели четкие планы работы, вытекающие из общешкольного плана;

  • мониторинг в основе внутришкольного контроля – одно из условий эффективности работы школы;

  • работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;

  • работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.

Диагностика особенностей ученического и учительского коллективов велась по направлениям:

  • динамика уровня профессиональной компетентности педагогов;

  • результаты итоговой аттестации обучающихся;

  • охват обучающихся и результативность участия в соревнованиях, творческих конкурсах, олимпиадах;

  • количество обучающихся, успевающих на «5» и на «4» и «5»;

  • обеспеченность школы компьютерной техникой и электронными учебными пособиями;

  • владение компьютерной грамотностью на уровне работы с информацией школьниками и учителями;

  •   состояние здоровья учащихся;

  • удовлетворённость участников образовательного процесса работой школы.


В соответствии с поставленными задачами методическая работа велась по следующим направлениям деятельности:

  • повышение квалификации педагогов школы;

  • учебно - методическая работа;

  • инновационная работа;

  • информационно - методическое обслуживание учителей;

  • работа по выявлению и обобщению педагогического опыта;

  • развитие педагогического творчества;

  • диагностика педагогического профессионализма и качества образования.

На этот учебный год были определены задачи:

1. Развитие универсальных учебных действий – приоритетное направление новых образовательных стандартов.

2. Подготовить и провести семинар в начальной школе по теме: «Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе».

3. Продолжить работу с одарёнными детьми.

Поставленные задачи реализовывались в ходе:

  • использования технологий развивающего, модульного, дифференцированного обучения, проектного метода обучения в образовательном процессе;

  • использования межпредметных связей при изучении учебного материала;

  • разработки различных заданий для учащихся, которые способствовали их обращению к информационной среде как инструменту, к общению в парах и группах;

  • проведения индивидуально - групповых занятий.

Разработанная система мероприятий для педагогов по проблеме «Проектирование универсальных учебных действий» включала в себя:


  • заседания МО;

  • индивидуальную работу по теме самообразования;

  • знакомство с опытом работы творческих учителей по данной проблеме;

  • дни открытых дверей (открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету, взаимопосещение уроков);

  • организацию и проведение предметной декады;

  • организацию мониторинговых исследований;

  • участие в конкурсах, семинарах;

  • разработку методических рекомендаций для педагогов;

  • прохождение курсов повышения квалификации;

  • участие в муниципальной творческой мастерской учителей начальных классов по теме: «Роль педагога в формировании учебных навыков учащихся младшего школьного возраста» с презентацией опыта работы по теме «Формирование учебных навыков обучающихся младшего школьного возраста»;

  • выступление по теме «Приёмы и методы работы над падежными окончаниями имён существительных»;

  • индивидуальные консультации.


Анализ позволяет сделать вывод, что в школе подобран достаточно профессиональный состав. Все педагоги подтверждают заявленные категории.

Образование педагогов соответствует базовому образовательному преподаваемому предмету.


Вывод: основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством.

Таким образом, в школе созданы необходимые условия для обеспечения качества образования.


Особое внимание уделялось изучению нормативных документов,  работе классных руководителей  с  трудными учащимися из «группы риска», работе с мотивированными воспитанниками, работе над повышением мотивации педагогов.  Обсуждались вопросы повышения качества образования и уровня обученности учащихся, состояние  работы по предупреждению неуспеваемости; деятельности коллектива учителей начальных классов и учителей-предметников по решению задач, поставленных перед начальной школой.


Вывод: вся деятельность методического совета способствовала росту педагогического мастерства учителя, повышению качества учебно-воспитательного процесса и внедрению новых стандартов, закона «Об образовании».


РАБОТА МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ШКОЛЫ



Тема по самообразованию.

№ п/п

ФИО

учителя

Название темы

Итоги

1

Сташевская Е.А.

Коммуникативные УУД

Заседание ШМО (доклад)

2

Вдовиченко Е.А.

Познавательные УУД

Заседание ШМО (доклад)

3

Жердева К.В.

Личностные УУД

Заседание ШМО (доклад)

4

Березовская О.А.

Регулятивные УУД

Заседание ШМО (доклад)

Это традиционные, но надежные формы организации методической работы.  С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление содержания образования через  использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие). Исходя из поставленной цели работы методического объединения учителей начальных классов, была запланирована методическая работа, работа по преемственности, открытые уроки, межсекционная работа.

Поставленные цель и задачи достигнуты благодаря активной работе членов ШМО и их заинтересованности. На данный момент в начальной школе сложился стабильный, дружный, работоспособный коллектив. Учителя постоянно повышают свой уровень самообразования, учатся новым технологиям, своевременно проходят аттестацию.

Организация работы ШМО учителей начальных классов была связана с методической работой школы, учителя принимали активное участие в реализации этой темы. Вся работа учителей начальных классов имела практическую направленность и была ориентирована на повышение профессионализма учителей.

Все педагоги начальных классов прошли курсы повышения квалификации.

Мониторинг техники чтения по итогам 2023 – 2024 учебного года.


71% обучающихся укладываются в минутную норму чтения, однако необходимо обратить внимание на то, что при чтении обучающиеся допускают ошибки звукового искажения, путают буквы и слоги.


Качество знаний обучающихся по учебным дисциплинам.


Русский язык (1 полугодие)

Русский язык (2 полугодие)

Сравнивая результаты 1 и 2 полугодий по русскому языку, можем сказать что качество знаний возросло, но у учащихся есть пробелы по русскому языку: правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне, допускают ошибки в правописании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧК, ЧН, что чаще связано не с незнанием , а с невнимательностью ребят.

Математика (1 полугодие) по итогам 2023 – 2024 уч.год



Математика (2 полугодие)

Сравнивая результаты 1 и 2 полугодий по математике, можем сказать что качество знаний возросло, но есть пробелы в знании таблицы умножения, в нахождении площади и периметра геометрических фигур. В новом учебном году учителям необходимо отработать эти навыки.

В 2023-2024 учебном году мероприятия предметной декады проводились по математике:

  • 1 класс – математический КВН «И прекрасна и сильна математики страна»

  • 2 класс – математическая игра «Путешествие в сказку»

  • 3 класс – «Турнир математиков»

  • 4 класс – внеклассное мероприятие «Математический треугольник».

Между классами были распределены мероприятия, за проведение которых они отвечали. Данный подход к такой организации позволил учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя. Предметная декада была проведена по плану МО. В ней приняли участие все обучающиеся первой ступени.

Многие учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт праздничную творческую атмосферу, что способствовало развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности. Обучающиеся показали хорошие знания по предмету, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметной недели вызвали большой интерес обучающихся, значительно увеличив мотивацию к изучению математики.


В этом учебном году было проведено 4 заседания школьного методического объединения. Для решения поставленных задач на заседаниях рассматривались различные теоретические и практические вопросы.

Решая задачу интенсификации учебной работы, поиска и внедрения активных форм работы, на заседания МО выносились такие проблемные вопросы, как привитие интереса к учёбе, индивидуальный и дифференцированный подход в учебном процессе, вопросы повышения техники чтения и способы решения данной проблемы, преемственность между средним образованием и начальным звеном школы, организация внеклассной работы в начальной школе. Также на заседания МО к обсуждению предлагались следующие вопросы: обзор, изучение и анализ методической литературы, знакомство с педагогическими находками, психологические проблемы ребёнка. Заседания МО заканчивались конкретными рекомендациями и решениями.

Работа с одаренными и способными детьми.

Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана система организации работы по участию обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся школы принимают участие во многих городских и районных конкурсах. Многоплановость и многоаспектность проектов и конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяется с каждым годом. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

Организация внеклассной работы.

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа.

Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

Формы организации внеклассной работы самые разнообразные: это и научно-практические конференции и олимпиады, интеллектуальные марафоны и праздники, конкурсы и предметные декады.

Обучающиеся начальных классов принимают активное участие в жизни школы. Ни одно школьное мероприятие не проходит без малышей. Они и поют, и танцуют, и прекрасно читают стихи. В этом учебном году обучающиеся начальных классов участвовали в следующих общешкольных мероприятиях:

  • Праздник «Золотая осень»

  • «Новый год»

  • Смотр строя и песни

  • Тематические конкурсы чтецов

  • Конкурсы рисунков

  • «День защитника Отечества»

  • «8 Марта – международный женский день»

  • Акция - сбор макулатуры «Лес- наше богатство»

  • Экологическая акция «Развесим кормушки»

  • Всесоюзный субботник

  • Торжественный митинг, посвящённый Дню Победы.

  • Космические старты «Таких берут в космонавты!»

  • Творческий фестиваль «Вдохновение»

  • Конкурс новогодней игрушки

  • «Цветы Донбасса»

  • Конкурс сочинений «Если бы я был начальником ГИБДД…»

  • Конкурс сочинений «Письмо космонавту»

  • Экскурсия «Сказочный мир цветов»

В школе уже много лет проводятся курсы подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника». Хотелось заинтересовать ребят, повысить их интерес к школе, помочь быстрее и без особых проблем стать учениками. В 2023-2024 учебном году «Школу будущего первоклассника» проводила: Вдовиченко Е.А.

Таким образом, опыт работы методического объединения показал, что запланированный план работы ШМО выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов. Результаты устного опроса свидетельствуют о том, что учителя удовлетворены условиями работы ШМО. Работа ШМО способствует совершенствованию и профессиональному росту.

Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:

- слабая вовлеченность педагогов и обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность;

- слабая практическая направленность заседаний ШМО.

- отсутствие взаимопосещаемости педагогов начальной школы (связано с тем, что небольшой педагогический коллектив и замена педагогов вызывает трудности);

- слабая практическая направленность заседаний ШМО;

- отсутствие печатных работ учителей.

Итоги работы в 2023 – 2024 учебном году позволяют признать деятельность методического объединения учителей начальных классов «удовлетворительной». Поставленные задачи  на 2023-2024 учебный год выполнены. Учебные программы по всем предметам пройдены. Повысилась активность обучающихся в проводимых в школе мероприятиях творческого характера.



Рекомендации:

  • продолжить целенаправленную работу по темам самообразования учителей ,

  • разнообразить формы методической работы,

  • увеличить число взаимопосещений, повысить их роль в профессиональном росте педагога,    

  • совершенствовать работу по формированию портфолио педагогов и обучающихся;

  • начать работу над печатными работами из опыта своей работы.

Классоводы начальных классов очень тесно работают с родителями обучающихся. Кроме родительских собраний, проводятся индивидуальные беседы и консультации. Родители приглашаются на внеклассные и классные мероприятия. Ни одно школьное мероприятие не проходит без малышей. Они и поют, и танцуют, и прекрасно читают стихи.

Обучающиеся начальных классов участвуют в следующих общешкольных и мероприятиях: школьная предметная олимпиада, смотр строя и песни, тематические конкурсы чтецов и рисунков, экологическая акция «Развесим кормушки», участвовали в осенней ярмарке, организовывали агитбригады, участвуем в математическом конкурсе «Кенгуру» и конкурсе знавцов русского языка « Медвежонок», участвуем в городских олимпиадах, обучающиеся готовят с учителями праздник «Дня открытых дверей», участвуют в проведении Дня учителя, праздника новогодней елки, «Проводах зимы», дети принимают в концерте в празднике «Дня матери», организовывается для учеников и «Праздник Букваря», участвуем в празднике посвященном «Масленнице», проводим неделю начальной школы, мы активные участники конкурсов: «Сбережем елочку», «Первоцветы», мы участники ежегодного мероприятия «Дня здоровья», « Праздника Книги», ежегодно для выпускников начальной школы проводится праздник « Прощай, начальная школа!». Выпускаются газеты, рисунки, кроссворды, занимательный и познавательный материал, оформленный учениками, учителями оформляются выставки детских работ. Проводятся награждения победителей.

Учителя начальных классов тесно сотрудничают с учителями старшей школы.

Задачи, которые ставятся перед ШМО учителей начальных классов, выполняются, намечаются задачи на следующий учебный год. ШМО учителей начальных классов планирует продолжить работу по совершенствованию обучения и воспитания младших школьников, способов повышения качества знаний учащихся. В каждом учебном году выносятся на заседания вопросы с целью внедрения активных форм работы на уроке с целью повышения уровней обученности и обучаемости учащихся.  

Каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами, которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений. 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Всеми учителями соблюдается здоровьесберегающий режим: на уроках проводятся физминутки с достаточной двигательной активностью обучающихся, используются различные варианты проведения упражнений, направленных на снятие напряжения для глаз, учителя постоянно следят за правильной осанкой школьников.

В содержание учебного материала включаются сведения, формирующие у детей навыки здорового образа жизни. На всех уроках уделяется достаточное внимание учителей начальных классов формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Каждый член нашего МО в течение года работал по выбранной методической теме, повышая свое педагогическое мастерство, стремясь наладить свои оригинальные подходы, обоснованно и компетентно внося изменения в уже имеющуюся технологию средства, формы, приемы обучения. В конце учебного были заслушаны отчеты учителей по обобщению своего опыта. С целью накопления, систематизации материала по своей методической теме каждый учитель ведет «портфолио», где отражаются результаты педагогической деятельности.

Учителя нашого МО Сташевская Е.А. и Вдовиченко Е.А. в 2023-2024 году получили Сертификаты Донецкого Республиканского института дополнительного педагогического образования о том, что они повысили свой профессиональный уровень педагогических и психологических знаний.

Выступления и выводы основываются на практических результатах. Учителя стараются создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.

Руководитель МО учителей начальных классов