Работа к педсовету и методическому семинару:
Организация работы на уроках биологии как средство релизации планируемых предметных результатов
на примере 5-7 классов (ФГОС)
Просмотр содержимого документа
«Организация работы на уроках биологии как средство реализации планируемых предметных результатов на примере 5-7 классов (ФГОС)»
- Организация работы на уроках биологии как средство реализации планируемых предметных результатов
- на примере 5-7 классов (ФГОС)
Учитель биологии
МАОУ «СОШ№28» г. Сыктывкара
Филиппова Е.П .
2018г.
Планируемые предметные результаты по биологии из ПООП:
- Живые организмы 5-7 класс
- Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Планируемые предметные результаты по биологии из ПООП:
- Человек и его здоровье 8 класс
- Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Планируемые предметные результаты по биологии из ПООП:
- Общие биологические закономерности 9 класс
- Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливат ь взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Алгоритм организации работы на уроке:
- 1. Определить Содержание (тема Урока; Главы; Раздела)
- 2. Запланировать результат (сделать выборку из ПООП, или РПУП)
- 3. Разработать задания в соответствии с ППР
5 класс 1. Клеточное строение – общий признак живых организмов
- 2. различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения , выявлять отличительные признаки биологических объектов;
-Какой биологический объект изображен на рисунке? (рис. 16 Схема строения животной и растительной клеток (под световым и электронным микроскопом)
- Ожидаемый ответ: Растительная и животная клетка
5 класс 1. Клеточное строение – общий признак живых организмов
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
-выдели существенные признаки животной и растительной клеток (рис. 16 Схема строения животной и растительной клеток (под световым и электронным микроскопом)
- Ожидаемый ответ: Ядро, цитоплазма, к. мембрана
5 класс 1. Клеточное строение – общий признак живых организмов
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения ;
-дайте сравнительную характеристику растительной и животной клеток, назвав их сходства и различия (Текст параграфа 15 и рис. 70 Схема строения животной и растительной клеток (под световым и электронным микроскопом)
- Ожидаемый ответ: у растительной клетки есть клеточная оболочка, вакуоли, пластиды, а у животной - нет .
6 класс 1. Клетка-биологическая система
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
-Заполни таблицу
( Текст параграфа 15, рис. 70 Клетка – единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей
Ожидаемый ответ: Растительная и животная клетка
Умение классифицировать
- это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
6 класс
1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных. А – в семени две семядоли Б – в семени одна семядоля В – корневая система стержневая Г – корневая система мочковатая Д – жилкование листьев сетчатое Е – жилкование листьев параллельное Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.
7 класс
2. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ. А – дождевой червь Е - клевер Б – заяц-беляк Ж – голубь В – мукор З – бактерии Г – волк И – хламидомонада Д – пшеница
9класс 3. Найдите соответствие: А – Неклеточные формы Б – Прокариоты В – Эукариоты 1. Простейшие 2. Цианобактерии 3. Вирусы 4. Бактерии 5.Грибы 6. Животные 7. Растения 8. Фаги.
Умение обобщать
- это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
6 класс
- Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.
- Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.
8класс
- Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий)
- кровь – кость; фибриноген – гемоглобин ДНК – РНК; митохондрии – рибосомы
Умение проводить аналогии
- это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Например:
9 класс
- Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.
- b) Целлюлоза – глюкоза = белок - ?
- a. А – нуклеотиды В – аминокислота
- b. Б – глицерин Г – липид
- c. Д – углевод
- Подобные вопросы побуждают ученика к классификации объектов по различным основаниям.
Умение сравнивать
- это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить.
Для этого необходимо :
- 1. Определить объекты сравнения.
- 2. Выделить признаки , по которым они будут сравниваться.
- 3. Найти общие черты .
- 4. Найти черты отличия .
- 5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы .
ПРИМЕРЫ:
- 1. Работа с рисунками
- 9класс : Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении
- 6класс : Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?
- 9класс : В чем сходство и различие митоза и мейоза?
Умение заполнения таблиц:
8класс
Название анализаторов
Функции
Части анализатора
Воспринимающие раздражение
Проводящие возбуждение
Различающие раздражение
Умение составлять схемы:
Умение составлением тематических синквейнов:
1 строка – 1 существительное (тема), 2 строка – 2 прилагательных (описание темы) 3 строка – 3 глагола (описание действий), 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
7 класс - синквейн
- ПРОСТЕЙШИЕ
- Одноклеточные, маленькие
- Плавают, делятся, питаются
- Встречаются в водной среде
- ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ
Коммуникативные УУД:
- Работа учеников в группе способствует созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.
- Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, например по 3—6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности.
- Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Регулятивные УУД:
1. Входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; 2. Планирование , определение цели, функций участников, способов взаимодействия; составление плана и последовательности действий; 3. Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его эталона; 5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; 6. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!