Мастерская «Организация работы на уроке английского языка на этапе актуализации и объяснения нового материала»»
Неведомая Альбина Сергеевна
Учитель английского языка
первой квалификационной категории
МАОУ «Посольская средняя школа»
Цель: Ознакомить и научить коллег мастерской некоторым приемам использования активных методов обучения английскому языку.
Задачи:
Создать условия для профессионального самосовершенствования учителя;
Презентовать свой опыт работы
Провести микро преподавание в группах
Ход мастер-класса.
Введение.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию некоторые моменты из урока по английскому языку на этапе изучения новой темы. Взять хочу эпиграф для своего выступления: «Не дари голодному рыбу, а подари ему удочку». Немецкая пословица. Предлагаю начать наше занятие с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу для создания атмосферы доверия и комфорта, настроим себя на позитивное сотрудничество, чтобы наша встреча была максимально плодотворной. У нас накоплен свой большой опыт работы, и работаем мы на протяжении 7 или 8 лет по ФГОС, знаем все типы уроков и соответственно этапы урока. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие пед технологии, которые бы смогли бы заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. «Научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. У каждого учителя есть своя технология проведения уроков, в которой свой стержень, либо изюминка, исходя из которой, учитель определяет для каждого класса, с учётом индивидуальных особенностей детей -цель занятия и способы её реализации. Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Моя задача - продемонстрировать изучение нового материала. При планировании введения нового материала важно правильно определить объем материала для этого урока, последовательность его презентации и соотношения затрат времени на объяснение материала и его тренировки в пользу последнего. Это на мой взгляд самая основная часть урока, вторая фаза урока В ходе основной части урока решаются его главные задачи. Она может включать следующие компоненты: подача нового материала, тренировка учащихся в употреблении этого материала в речи, практика речевой деятельности, систематизация усвоенного и контроль речевых навыков и умений. При проведении урока повторения, урока закрепления, при комбинированном уроке этап актуализации исходит от мотивации учебной деятельности с целью подготовки к изучению нового материала. Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, или тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.
Изучение нового материала предусматривает или сообщение учителя с помощью словесных методов обучения, или самостоятельную работу учащихся с учебниками, учебными пособиями и др.. Во время объяснения нового материала учитель должен позаботиться, чтобы все ученики видели и слышали (можно сидеть, если устал), он не должен ходить по классу, говорить следует громко, четко, размеренно. Речь его должна быть понятной для соответствующего возраста. Объяснять надо, опираясь на предыдущий опыт учащихся, выделяя существенное в материале, не увлекаясь второстепенным, следить за последовательностью изложения, использовать иллюстративный материал. Задавать соответствующие вопросы, логично направляя правильность решения поставленной задаче или проблеме. Изучение нового материала позволяет учащимся приобрести разнообразные умения и навыки. Структура их формирования имеет свои особенности. Главными ее компонентами являются разбор и усвоение правила, положенного в основу действия; навыки по преодолению трудностей в ее применении, совершенствование действия; закрепление достигнутого уровня воздействия навыков и использования их на практике, достижения мастерства.
Одной из основных целей, которую я ставлю перед собой при подготовке уроков английского языка, является активизация речевой и мыслительной деятельности учащихся. Это значит, заинтересовать детей при любой работе на уроке так, чтобы им захотелось что-то сделать: заговорить на английском языке, высказать своё мнение, разобраться в значении новых слов, поработать со словарём. Привить учащимся навыки свободного владения иноязычной речью – нелёгкая, но очень важная задача. Чтобы ребёнок заговорил, ему нужно переступить языковой и психологический барьер. Чтобы не возникало таких трудностей в старших классах, важно уже в начальной школе вселить в каждого ребёнка надежду на позитив.
Одним из самых сложных, скучных и длительных видов работы по изучению иностранного языка, как я убедилась на опыте, является для учащихся заучивание новых слов и выражений. Но именно у детей с богатым словарным запасом больше шансов овладеть навыками устной и письменной речи. В начальной школе дети знакомятся с самой активной лексикой иностранного языка. Далеко не каждому ребёнку легко даётся запоминание слов. Поэтому, наряду с репродуктивным должен быть на этом этапе и объяснительно-иллюстративный метод. Освоение новой лексики намного проще, если дети уже умеют читать. В дополнение к тем методам, о которых упоминалось выше, можно использовать проектную деятельность, которая даёт возможность учащимся начальной школы продемонстрировать свои умения и навыки в создании поделки, рисунка, модели на основе изученного лексического материала.
Например,: в 3 классе идет тема грамматическая - вопросительные предложения в настоящем простом времени. Мы сейчас с вами попробуем изучить эту тему.
Местоимения: I, You, He, She, They, We; Глаголы: любые V –Vs.
I like grapes. He likes Grapes.
We like milk. She likes juice.
Do/ Does – помощники для образования отрицательных и вопросительных предложений.
Введение нового материала зависит от темы урока. В соответствии с темой ставится и цель урока. Если рассматривать данный этап с методической точки зрения, то целью этапа будет: вхождение ученика в новую обширную область познания и развития. Донести до учащихся основные понятия, способы решения конкретных заданий, познакомить с теоретическим материалом, дать алгоритм выполнения этих заданий, научить переносить теоретические знания на практику – это и является главной задачей данного этапа. Для развития интереса и положительной мотивации можно использовать такие формы, способы, средства введения нового материала: рассказ, сообщение, доклад, беседа, рассуждение, объяснение, наблюдение, опыты, занимательные материалы ( загадки, ребусы, головоломки, кроссворды, шарады, анаграммы), дидактические игры. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является игра. Представленные вам игры являются универсальными, т.е. каждую игру можно модифицировать, преобразовать, применить к разным предметам, темам уроков или использовать на разных этапах урока. Универсальные игры помогают учителю заинтересовать учеников новой темой и сделать содержание темы понятным – это главная задача игры. Основной целью игр является сделать изучаемый материал интересным и понятным детям. Заинтересовать – значит зацепить, удивить, рассмешить, ошарашить. Специальные игры также помогают привлечь внимание учеников к новой теме. Но главная их задача – «донести» содержание темы до учеников. В этих играх используется приём преобразования информации, «перевод» терминов и теорий на язык, понятный детям, приём сравнения незнакомого с чем-нибудь известным, активно задействуются популярные в ученической среде образы. Введение в тему должно быть таким, чтобы дети поняли: то, что мы будем изучать, это интересно, важно, нужно, и даже, если хотите, - прикольно!
При планировании урока проверки и закреплении знаний по определенной теме применим метод таксономии Блума. Использование таксономии Блума при проектировании заданий позволяет учителю правильно ставить цели и задачи, эффективно организовывать образовательный процесс, направленный на учащихся с разным уровнем знаний и их индивидуальными особенностями, правильно проводить рефлексию всего обучения.
Таксономия Блума охватывает когнитивную область и включает в себя шесть категорий:
- знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
- понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
- применение;
- анализ (взаимосвязей, принципов построения);
- синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
- оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).
Наибольшую часть урока занимает упражнения (тренировки и практика речевой деятельности). Это его ведущие компоненты. Особенностью учебного процесса по иностранному языку является то, что на уроке имеет место тренировки как только введенного, так и ранее поданного, но еще не усвоенного материала. И так характер тренировки или практики будет зависеть от поставленной учителем цели урока. При этом важно помнить, что цель урока должна быть реализована в комплексе упражнений, которому органически входят как условно-речевые (для формирования навыков), так и речевые (для развития умений) упражнения.
Часть 2 В последнее время я часто разрабатываю различные задания по таксономии Блума. Вот к примеру некоторые разработки уроков
Предмет: | английский язык |
Класс: | 6 |
Тема: | «Education» «Образование» |
Дата: | 1/03/22 |
Цель: | Повторить лексику по данной теме Закрепить полученные знания |
Задачи: | |
обучающая | систематизировать лексический и грамматический материал по теме. |
развивающая | развивать навыки устной речи |
воспитывающая | воспитывать чувство гордости за свою школу, класс, бережное отношение к школьному имуществу. |
Тип урока: | урок повторения и закрепления знаний |
Оборудование: | доска, ватманы, карточки с лексикой, карточки-задания по группам, картинки (для определения целеполагания на данном уроке) , маркеры, цветные скрепки с ниткой. |
Ход урока
1. Организационный этап. | T: Good morning, children! How are you? раппорт I see you are ready to begin our lesson. I hope you’ll work well and get good marks. T: Children, look at the blackboard. What can you see ? P’s: Some letters. (C A O N I E T D U ) T: Put the letters in right order, than read the theme of our lesson. P’s: Education T: You are right. The theme of our lesson is …. Education. The main tasks are to review and to summarize getting knowledge. T: Pupils, look at these pictures and say what we are going to do on the lesson today (целеполагание) «We are going to … » (to ask questions, to work in groups, to read, to write, to work in pairs, to listen, to speak English, to think, to do physical exercises, to present work ) T: Children let’s divide into two groups…. T: Please, two groups take your seats and listen. |
2 Фонетическая зарядка | Т: Look at the blackboard, listen and repeat all the words: Education, time table, to finish, primary, secondary, to ask questions, knowledge, subject, classroom, compulsary , curriculum, ordinary, to speak English, school, gymnasium, library, state, private, to write, uniform, History, Geography, to read, Biology, English, teacher, pupil, to attend, to locate, to star, floor, computer. |
3. Этап проверки домашнего задания. | T: Children, let’s check your homework. (задания по таксономии Блума) Знание. Задание 1 по группам TASK 1. Read аnd choose the words on the theme «Education» Education, rabbit, voice, time table, to finish, premium, primary, secondary, to love, people, to ask questions, population, knowledge, area, river, subject, to star classroom, mountain, compulsоry, an ice-cream, curriculum, ordinary, foot, to speak English, a head, a school, gymnasium, bodybuilding, a library, a cough, state, private, to sunbathing, to write, uniform History, Geography, animals, to read, sisters, Biology, English, grandfather, teacher, pupil, to sleep, to attend, to locate, floor, computer, ocean. |
4. Этап всесторонней проверки и систематизации знаний. 5. Physical minute (физминутка) | Понимание. (задания по таксономии Блума) Task 2 Group 1 – read these words, choose only nouns, read and translate them Group 2. read these words, choose only verbs and adjectives, read and translate them Task 3 Group 1 Complete the sentences. Everyone in our country has the right for ___________. After four years of _________ school classes I went to _______ school. Primary and secondary schools together ________ eleven years of study. Group 2. Complete the sentences. There are thousands of schools in our country where pupils get ___________ in different subjects. The primary school curriculum _________ such subjects as Maths, Russian, Drawing, Physical Training and Music. Eleven years of classes are ____________ in our republic. T: Pupils stand up and do some exercises. Применение (задания по таксономии Блума) Task 4. Group 1 Ask 3 questions about the education in Great Britain Group 2. Ask 3 questions about the education in Buryatia Task 5. Using the modal verb must/ mustn’t Group 1. Make up a dialogue about education in our country Group 2. Make up a dialogue about education in Buryatia Task 6. Group 1. Make up a list of rules what pupils must do at school Group 2. Make up a list of rules what pupils mustn’t do at school T: Children, you are very good today. And now you must make a poster about our Posolskya secondary school Синтез (каждой группе выдается ватман, на котором ребята должны нарисовать школу. Правильно разместить и приклеить лексику на каждом этаже, а затем рассказать о своей школе.) For example: Look at this poster. This is our Posolskaya secondary school. It’s located in the centre of our village. There are two floors in it. And so on. T: Please, the first group present your poster. Thank you Please, the second group present your poster. Thank you |
6. Подведение итогов урока. | Т: Thanks for your presentations. It’s very interesting. To my mind both groups work very good. In conclusion I would like to ask you some questions. Do schools in Russia differ greatly from England? What do you want to see in our school? |
7. Рефлексия | T: Children, complete the sentence: -I am the best pupil because …. (I work hardly today; I speak English all the lesson and so on.) |