ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ КАК СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном российском образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью. Недостатком сложившейся образовательной системы является человек с недостаточно развитым творческим мышлением, который в дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющегося мира и принятии решений в нестандартных ситуациях, не способный улавливать связи между непривычными понятиями и явлениями.
Многолетний опыт обучения английскому языку в учреждении дополнительного образования показал как много у нас способных и талантливых детей. Однако занимаясь ускоренным развитием интеллекта, мы иногда забываем о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием порой просто не остается времени. Одна из главных задач педагогов дополнительного образования – не дать засохнуть в детях хрупким росткам индивидуальности, помочь познать радость открытий, постоянно поддерживать интерес к обучению, способность к творчеству и развитие креативности, т.е. способности видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные пути решения проблем.
Творчество – вещь тонкая и хрупкая. По-настоящему раскрыться и расцвести ребенок сможет только в том случае, если мы не будем забывать о красоте души, чистоте сердца и таланте любви. Все без исключения таланты могут проявиться только на этой основе. Природа творчества требует, чтобы дети могли свободно выражать свои мысли и идеи в теплой дружеской атмосфере.
Возникает вопрос: как развить творческие способности у детей? Прежде чем показать, какими способами можно развивать креативность, приведу небольшую историю, герой которой обладает явно выраженной способностью к творчеству.
Во время первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, – писала она, – и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, – написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад». – «Теперь посади картошку», – ответил Хэрриган.
Мистер Хэрриган избрал неожиданный, нестандартный ход, просчитав предварительно последствия своих действий. И, как видим, не прогадал. В то же время собственно в действиях нет ничего необычного: он просто написал жене письмо.
Многолетний опыт преподавания английского языка в Центре дополнительного образования показал, что, развивая творческое мышление у детей, необходимо всегда помнить о психологических составляющих творческой деятельности. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие гибкости ума, систематичности и последовательности мышления, готовности к риску и ответственности за принятое решение.
Гибкость ума включает способность рассматривать проблему с разных точек зрения, выделяя существенные признаки из множества случайных, способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.
Безусловно, развитием творческого мышления нельзя заниматься время от времени. Как и в любом деле, здесь важна система. Систематичность и последовательность позволяет управлять процессом творчества. Без них гибкость превращается в “скачку идей” и решения до конца не продумываются. В этом случае ребенок, имеющий много идей, не может выбрать среди них одну, наиболее оптимальную. Он нерешителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы. Не случайно, изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».
Использование креативных методов обучения ориентировано на создание учениками субъективно нового для них результата – образовательного продукта. Обучение происходит в ходе творческой деятельности учеников. Можно выделить несколько основных типов творческих заданий, широко применяемых на занятиях:
результатов всей группе.
Это может быть, например, проведение статистического опроса, интервью на определенную тему, а также индивидуальная или коллективная подготовка газеты или журнала на изучаемом языке.
Учащимся предлагается представить себя участником какой-либо ситуации (например, стать иностранным туристом, приехавшим в Россию). В других случаях дается конкретное задание, например: «Ты должен зайти в магазин и купить подарки своим друзьям и родственникам».
Оно может быть организовано в форме игры (например, класс превращается в телевизионную студию, а присутствующие – в участников ток-шоу).
Педагог спрашивает учащихся, какие, по их мнению, качества необходимы человеку для выполнения той или иной работы и почему.
Педагог сообщает учащимся, что он планирует отправиться в увлекательное путешествие. Участникам игры предлагается представить себя специалистами в сфере туризма. Каждый из них должен представить свою программу поездки и попытаться убедить его в том, что ему следует выбрать именно этот маршрут.
Старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей. Творчески мыслящий ребенок нуждается в развитии способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение.
Для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты, олимпиады. Это замечательная возможность открыть новые горизонты и узнать много нового. Это - бесценный опыт, который никому никогда не помешает.
Наблюдая за воспитанниками, мы ясно видим, что уровень творческих и языковых способностей детей растет и их всероссийский рейтинг тоже. А мы, педагоги, растем и развиваемся вместе с детьми. Процесс творчества захватывает, увлекает и стимулирует. Что бы это ни было – слово, образ, идея – творчество, как вспышка способно освещать мир как педагога, так и ребенка. Кроме того, занятия творчеством гармонизируют эмоциональную жизнь, корректируют поведение ребенка, помогая социализироваться в обществе.