«Организация работы по обогащению, уточнению и активизации словаря в домашних условиях»
Подготовили: воспитатели
МБДОУ детского сада № 96 «Олененок» г.Брянска
Афанасова Ю.В., Коваленко О.В.
«Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается» (К.Д. Ушинский)
Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка - дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.
Предметно-развивающая среда по развитию речи позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогами. Формирует связную речь, учит правильно дифференцировать звуки, обогащать словарный запас.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребёнка
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,)
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции
- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок).
Неотъемлемым атрибутом нашего речевого уголка является игрушка Каркушка – Болтушка.
Этот «одушевленный персонаж» помогает решать такие важные задачи, как преодоление у детей неуверенности, стеснительности, помогает вызвать интерес к речевой деятельности, побуждает их к речевой активности.
К тому же у Каркуши есть подвижный язычок, управляя которым, мы показываем детям, как надо правильно выполнять артикуляционную гимнастику.
В речевом уголке собраны картотеки:
- «Игры по звуковой культуре речи»
- «Игры по формированию грамматического строя речи»
- «Артикуляционная гимнастика»
- «Дыхательная гимнастика»
- «Пальчиковые игры»
- «Чистоговорки»
- «Найди различие»
- «Штриховки»
- «Составление рассказов по сюжетным картинам» и т.д.
Дидактические игры на совершенствование ЗКР
и подготовке к обучению грамоте.
Работа с пособием «Семицветик» способствует дифференциации и автоматизации звуков.
Игры «В каком домике живёт слово?» и «Где живёт звук?» помогают в игровой форме знакомить дошкольников со звуками и буквами, учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Способствуют автоматизации и дифференциации звуков.
Игра «Звуковые ходилки» направлена на автоматизацию звуков. В индивидуальной работе ребёнок называет по порядку картинки, в названии которых есть определённый звук . В свободной деятельности дети могут играть в игру с использованием фишек и кубика. Кто быстрее дойдёт до финиша, нажимает на звонок. Элемент соревнования повышает интерес к игре.
Развивающие игры:
«Делим слова на слоги», «Касса букв на магнитах», «Касса слогов на магнитах», Лото «Буквы – цифры» и т.д.
Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи .
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звука. У нас это такие игры, как:
«А ну – ка, попади!», «Дуй сильнее», «Сдуй снежинку».
Формирование и активизация словаря.
Картотеки предметных картинок по разным темам; развивающие игры: «Шиворот – навыворот», «Скажи по - другому», «Большие и маленькие» , «Из чего что сделано», «Кто что делает?», серия игр «В мире слов» и др
Развитие связной речи
Для обучения детей составлению рассказов имеются схемы составления рассказов: об игрушке; о животных, птицах; описание сезонных явлений; овощей, фруктов, ягод; по картине (технология ТРИЗ).
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках», «Что сначала, что потом?», «Расскажи сказку по картинкам».
Грамматический строй речи.
Дидактическое пособие «Предлоги» (содержит набор карточек для активизации в речи предлогов).
Дидактические игры:
«Один – много» (употребление существительных в единственном и множественном числе) и др.
Рядом с речевым уголком находится книжный .
Работа в книжном уголке способствует развитию всех сторон речевой
системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить
высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие
рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и
монологическая. В книжном уголке имеется
достаточное количество справочной литературы
по разным отраслям знаний, детские
энциклопедии, папки с разнообразным
иллюстративным материалом.
Социально-коммуникативное развитие.
Оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому особое внимание мы уделяем обновлению игровой предметно-развивающей среды. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
«Семья», «Дом».
В этой игровой зоне ребёнок постигает модели жизни в семье. Чем больше материала для обыгрывания – тем больше смоделированных самостоятельных жизненных ситуаций.
В уютном доме плита и посуда для приготовления пищи, разная мебель, куклы и кукольная одежда.
«Парикмахерская»
Детально познакомиться с профессией парикмахера помогают атрибуты: халат для парикмахера, накидка для клиента, необходимые инструменты: расчески, фен, ножницы, бутылочки с шампунями и баночки с кремами, заколки и резинки.
«Больница»
Очень любят дети играть в больнице, брать на себя роль доктора в белом халате или больного. В уголке есть чемоданчик с медицинскими инструментами: шприц, градусник, фонендоскоп, бинт, таблетки и т. д..
«Магазин»
Атрибуты для игры: весы, калькулятор, кошельки, деньги, различные продукты, в том числе овощи и фрукты. Товар в магазине может меняться в соответствии с темой недели.
В уголке безопасности есть дидактические игры, картотеки, атрибуты для игр, макет по ПДД, светофор, пешеходный переход.
Познавательное развитие
- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
- Зона познавательного развития представлена различными дидактическими играми, меняющимися в соответствии с темой недели.
- Многообразие конструкторов, игрушки для обыгрывания построек, их удобное размещение делает эту зону для детей очень привлекательной.
Уголок экспериментирования «Почемучки»
Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы.
Экологический уголок «Эколята – защитники природы»
«Мы ребята – эколята,
Не стоим мы в стороне!
Отвечаем за порядок и чистоту
На своей родной земле!»
Цель создания: формирование бережного отношения к родной природе, ее животному и растительному миру.
В уголке представлены:
- картотеки экологических игр, загадок, пословиц;
- картотека «Времена года»;
- рукописные книги «Птицы нашего города», «Зеленая аптека», «Добрые дела Эколят», «Эколята – защитники природы»; сказки Эколят.
- лэпбук «Зимующие птицы»,
- выставка детских работ из бытового мусора, рисунки.
Физическое развитие
Оно включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Театральный уголок
Театр как одна из форм развития речи детей. С целью речевого развития и эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра: настольный, магнитный, пальчиковый, перчаточный, кукольный, теневой. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная речь.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка . Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком . В настоящее время большое значение придается привлечению родителей к процессу развития речи своего ребенка .
Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос.
С помощью анкетирования были получены следующие результаты :
Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему: «Организация работы по обогащению, уточнению и активизации словаря в домашних условиях».
В ходе собрания мы выяснили, какие проблемы интересуют родителей и наметили пути решения этих проблем.
В приемной нашей группы мы оформили информационный стенд по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация « Организация работы по обогащению, уточнению и активизации словаря в домашних условиях ». Были даны рекомендации для родителей «Развивающая предметная среда дома». В дальнейшем мы планируем размещать информацию, интересующую родителей. Так же на стенде мы размещаем информацию по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели.
В заключении хотим сказать, что построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовывать самостоятельную деятельность ребенка. Она должна выполнять образовательную, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
Благодарим за внимание.