СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация работы по обогащению, уточнению и активизации словаря в домашних условиях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет работы по развитию речи в подготовительной группе.

Просмотр содержимого документа
««Организация работы по обогащению, уточнению и активизации словаря в домашних условиях»»

«Организация работы по обогащению, уточнению и активизации словаря в домашних условиях» Подготовили: воспитатели МБДОУ детского сада № 96 «Олененок» г.Брянска   Афанасова Ю.В., Коваленко О.В.

«Организация работы по обогащению, уточнению и активизации словаря в домашних условиях»

Подготовили: воспитатели

МБДОУ детского сада № 96 «Олененок» г.Брянска

Афанасова Ю.В., Коваленко О.В.

 «Родное  слово есть  основа всякого  умственного развития  и  сокровищница всех  знаний: с  него начинается  всякое понимание, через  него проходит и  к   нему возвращается» (К.Д. Ушинский)    Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

«Родное  слово есть  основа всякого  умственного развития  и  сокровищница всех  знаний: с  него начинается  всякое понимание, через  него проходит и  к   нему возвращается» (К.Д. Ушинский)

Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

 Уже давно доказано, что на развитие ребенка - дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Предметно-развивающая среда по развитию речи позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогами. Формирует связную речь, учит правильно дифференцировать звуки, обогащать словарный запас.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка - дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.

Предметно-развивающая среда по развитию речи позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогами. Формирует связную речь, учит правильно дифференцировать звуки, обогащать словарный запас.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:  - развитие словаря ребёнка - работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи) - развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами) - воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,) - подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения) - развитие мелкой моторики и графомоторной функции - знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок).

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребёнка

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,)

- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции

- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок).

 Неотъемлемым атрибутом нашего речевого уголка является игрушка Каркушка – Болтушка. Этот «одушевленный персонаж» помогает решать такие важные задачи, как преодоление у детей неуверенности, стеснительности, помогает вызвать интерес к речевой деятельности, побуждает их к речевой активности. К тому же у Каркуши есть подвижный язычок, управляя которым, мы показываем детям, как надо правильно выполнять артикуляционную гимнастику.

Неотъемлемым атрибутом нашего речевого уголка является игрушка Каркушка – Болтушка.

Этот «одушевленный персонаж» помогает решать такие важные задачи, как преодоление у детей неуверенности, стеснительности, помогает вызвать интерес к речевой деятельности, побуждает их к речевой активности.

К тому же у Каркуши есть подвижный язычок, управляя которым, мы показываем детям, как надо правильно выполнять артикуляционную гимнастику.

 В речевом уголке собраны картотеки:  «Игры по звуковой культуре речи» «Игры по формированию грамматического строя речи» «Артикуляционная гимнастика» «Дыхательная гимнастика» «Пальчиковые игры» «Чистоговорки» «Найди различие»  «Штриховки» «Составление рассказов по сюжетным картинам» и т.д.

В речевом уголке собраны картотеки:

  • «Игры по звуковой культуре речи»
  • «Игры по формированию грамматического строя речи»
  • «Артикуляционная гимнастика»
  • «Дыхательная гимнастика»
  • «Пальчиковые игры»
  • «Чистоговорки»
  • «Найди различие»
  • «Штриховки»
  • «Составление рассказов по сюжетным картинам» и т.д.
 Дидактические игры на совершенствование ЗКР и  подготовке к обучению грамоте.   Работа с пособием «Семицветик» способствует дифференциации и автоматизации звуков.   Игры «В каком домике живёт слово?» и «Где живёт звук?» помогают в игровой форме знакомить дошкольников со звуками и буквами, учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Способствуют автоматизации и дифференциации звуков.

Дидактические игры на совершенствование ЗКР

и подготовке к обучению грамоте.

Работа с пособием «Семицветик» способствует дифференциации и автоматизации звуков.

Игры «В каком домике живёт слово?» и «Где живёт звук?» помогают в игровой форме знакомить дошкольников со звуками и буквами, учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Способствуют автоматизации и дифференциации звуков.

 Игра «Звуковые ходилки» направлена на автоматизацию звуков. В индивидуальной работе ребёнок называет по порядку картинки, в названии которых есть определённый звук . В свободной деятельности дети могут играть в игру с использованием фишек и кубика. Кто быстрее дойдёт до финиша, нажимает на звонок. Элемент соревнования повышает интерес к игре.

Игра «Звуковые ходилки» направлена на автоматизацию звуков. В индивидуальной работе ребёнок называет по порядку картинки, в названии которых есть определённый звук . В свободной деятельности дети могут играть в игру с использованием фишек и кубика. Кто быстрее дойдёт до финиша, нажимает на звонок. Элемент соревнования повышает интерес к игре.

 Развивающие игры: «Делим слова на слоги», «Касса букв на магнитах», «Касса слогов на магнитах», Лото «Буквы – цифры» и т.д.

Развивающие игры:

«Делим слова на слоги», «Касса букв на магнитах», «Касса слогов на магнитах», Лото «Буквы – цифры» и т.д.

 Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи . Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звука. У нас это такие игры, как: «А ну – ка, попади!», «Дуй сильнее», «Сдуй снежинку».

Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи .

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звука. У нас это такие игры, как:

«А ну – ка, попади!», «Дуй сильнее», «Сдуй снежинку».

 Формирование и активизация словаря. Картотеки предметных картинок по разным темам; развивающие игры: «Шиворот – навыворот», «Скажи по - другому», «Большие и маленькие» , «Из чего что сделано», «Кто что делает?», серия игр «В мире слов» и др

Формирование и активизация словаря.

Картотеки предметных картинок по разным темам; развивающие игры: «Шиворот – навыворот», «Скажи по - другому», «Большие и маленькие» , «Из чего что сделано», «Кто что делает?», серия игр «В мире слов» и др

 Развитие связной речи Для обучения детей составлению рассказов имеются схемы составления рассказов: об игрушке; о животных, птицах; описание сезонных явлений; овощей, фруктов, ягод; по картине (технология ТРИЗ). Серии сюжетных картинок «Истории в картинках», «Что сначала, что потом?», «Расскажи сказку по картинкам».

Развитие связной речи

Для обучения детей составлению рассказов имеются схемы составления рассказов: об игрушке; о животных, птицах; описание сезонных явлений; овощей, фруктов, ягод; по картине (технология ТРИЗ).

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках», «Что сначала, что потом?», «Расскажи сказку по картинкам».

 Грамматический строй речи.  Дидактическое пособие «Предлоги» (содержит набор карточек для активизации в речи предлогов). Дидактические игры:  «Один – много» (употребление существительных в единственном и множественном числе) и др.

Грамматический строй речи.

Дидактическое пособие «Предлоги» (содержит набор карточек для активизации в речи предлогов).

Дидактические игры:

«Один – много» (употребление существительных в единственном и множественном числе) и др.

 Рядом с речевым уголком находится книжный . Работа в книжном уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить  высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие  рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и  монологическая. В книжном уголке имеется  достаточное количество справочной литературы  по разным отраслям знаний, детские  энциклопедии, папки с разнообразным  иллюстративным материалом.

Рядом с речевым уголком находится книжный .

Работа в книжном уголке способствует развитию всех сторон речевой

системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить

высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие

рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и

монологическая. В книжном уголке имеется

достаточное количество справочной литературы

по разным отраслям знаний, детские

энциклопедии, папки с разнообразным

иллюстративным материалом.

 Социально-коммуникативное развитие.    Оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.  УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР  Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому особое внимание мы уделяем обновлению игровой предметно-развивающей среды.  Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.  «Семья», «Дом».  В этой игровой зоне ребёнок постигает модели жизни в семье. Чем больше материала для обыгрывания – тем больше смоделированных самостоятельных жизненных ситуаций.  В уютном доме плита и посуда для приготовления пищи, разная мебель, куклы и кукольная одежда.

Социально-коммуникативное развитие.

Оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому особое внимание мы уделяем обновлению игровой предметно-развивающей среды. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

«Семья», «Дом».

В этой игровой зоне ребёнок постигает модели жизни в семье. Чем больше материала для обыгрывания – тем больше смоделированных самостоятельных жизненных ситуаций.

В уютном доме плита и посуда для приготовления пищи, разная мебель, куклы и кукольная одежда.

 «Парикмахерская»   Детально познакомиться с профессией парикмахера помогают атрибуты: халат для парикмахера, накидка для клиента, необходимые инструменты: расчески, фен, ножницы, бутылочки с шампунями и баночки с кремами, заколки и резинки.

«Парикмахерская»

Детально познакомиться с профессией парикмахера помогают атрибуты: халат для парикмахера, накидка для клиента, необходимые инструменты: расчески, фен, ножницы, бутылочки с шампунями и баночки с кремами, заколки и резинки.

 «Больница»   Очень любят дети играть в больнице, брать на себя роль доктора в белом халате или больного. В уголке есть чемоданчик с медицинскими инструментами: шприц, градусник, фонендоскоп, бинт, таблетки и т. д..

«Больница»

Очень любят дети играть в больнице, брать на себя роль доктора в белом халате или больного. В уголке есть чемоданчик с медицинскими инструментами: шприц, градусник, фонендоскоп, бинт, таблетки и т. д..

 «Магазин»   Атрибуты для игры: весы, калькулятор, кошельки, деньги, различные продукты, в том числе овощи и фрукты. Товар в магазине может меняться в соответствии с темой недели. В уголке безопасности есть дидактические игры, картотеки, атрибуты для игр, макет по ПДД, светофор, пешеходный переход.

«Магазин»

Атрибуты для игры: весы, калькулятор, кошельки, деньги, различные продукты, в том числе овощи и фрукты. Товар в магазине может меняться в соответствии с темой недели.

В уголке безопасности есть дидактические игры, картотеки, атрибуты для игр, макет по ПДД, светофор, пешеходный переход.

 Познавательное развитие   Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Зона познавательного развития представлена различными дидактическими играми, меняющимися в соответствии с темой недели. Многообразие конструкторов, игрушки для обыгрывания построек, их удобное размещение делает эту зону для детей очень привлекательной.

Познавательное развитие

  • Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
  • Зона познавательного развития представлена различными дидактическими играми, меняющимися в соответствии с темой недели.
  • Многообразие конструкторов, игрушки для обыгрывания построек, их удобное размещение делает эту зону для детей очень привлекательной.
Уголок экспериментирования «Почемучки» Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы.

Уголок экспериментирования «Почемучки»

Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы.

Экологический уголок «Эколята – защитники природы» «Мы ребята – эколята, Не стоим мы в стороне! Отвечаем за порядок и чистоту На своей родной земле!» Цель создания:  формирование бережного отношения к родной природе, ее животному и растительному миру.  В уголке представлены: - картотеки экологических игр, загадок, пословиц; - картотека «Времена года»; - рукописные книги «Птицы нашего города», «Зеленая аптека», «Добрые дела Эколят», «Эколята – защитники природы»; сказки Эколят. - лэпбук «Зимующие птицы», - выставка детских работ из бытового мусора, рисунки.

Экологический уголок «Эколята – защитники природы»

«Мы ребята – эколята,

Не стоим мы в стороне!

Отвечаем за порядок и чистоту

На своей родной земле!»

Цель создания:  формирование бережного отношения к родной природе, ее животному и растительному миру.

В уголке представлены:

- картотеки экологических игр, загадок, пословиц;

- картотека «Времена года»;

- рукописные книги «Птицы нашего города», «Зеленая аптека», «Добрые дела Эколят», «Эколята – защитники природы»; сказки Эколят.

- лэпбук «Зимующие птицы»,

- выставка детских работ из бытового мусора, рисунки.

 Физическое развитие   Оно включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Физическое развитие

Оно включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

 Театральный уголок Театр как одна из форм развития речи детей. С целью речевого развития и эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра: настольный, магнитный, пальчиковый, перчаточный, кукольный, теневой. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная речь.

Театральный уголок

Театр как одна из форм развития речи детей. С целью речевого развития и эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра: настольный, магнитный, пальчиковый, перчаточный, кукольный, теневой. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная речь.

 Включение  родителей  в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого  развития ребенка . Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных  форм помощи родителям  и содержательно-педагогической  работы с ребенком . В настоящее время большое значение придается привлечению  родителей к процессу развития речи своего ребенка . Для того, чтобы выяснить степень осведомленности  родителей  по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос. С помощью анкетирования были получены следующие результаты :

Включение  родителей  в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого  развития ребенка . Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных  форм помощи родителям  и содержательно-педагогической  работы с ребенком . В настоящее время большое значение придается привлечению  родителей к процессу развития речи своего ребенка .

Для того, чтобы выяснить степень осведомленности  родителей  по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос.

С помощью анкетирования были получены следующие результаты :

 Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему:  «Организация работы по обогащению, уточнению и активизации словаря в домашних условиях». В ходе собрания мы выяснили, какие проблемы интересуют родителей и наметили пути решения этих проблем.

Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему:  «Организация работы по обогащению, уточнению и активизации словаря в домашних условиях».

В ходе собрания мы выяснили, какие проблемы интересуют родителей и наметили пути решения этих проблем.

 В приемной нашей группы мы оформили информационный стенд по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация « Организация работы по обогащению, уточнению и активизации словаря в домашних условиях ». Были даны рекомендации для родителей «Развивающая предметная среда дома».  В дальнейшем мы планируем размещать информацию, интересующую родителей. Так же на стенде мы размещаем информацию по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели.

В приемной нашей группы мы оформили информационный стенд по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация « Организация работы по обогащению, уточнению и активизации словаря в домашних условиях ». Были даны рекомендации для родителей «Развивающая предметная среда дома». В дальнейшем мы планируем размещать информацию, интересующую родителей. Так же на стенде мы размещаем информацию по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели.

  В заключении хотим сказать, что построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовывать самостоятельную деятельность ребенка. Она должна выполнять образовательную, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.   Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

В заключении хотим сказать, что построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовывать самостоятельную деятельность ребенка. Она должна выполнять образовательную, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

Благодарим за внимание.

Благодарим за внимание.