Организация работы преподавателя английского языка в системе СПО с применением современных образовательных технологий
Синявина О.И., преподаватель английского языка
ОГБПОУ «КТАБ»,Томская обл., с.Кожевниково
В системе СПО я работаю преподавателем уже более 20 лет. В настоящее время очень модно говорить красивые слова, типа «компетенции», «компетентностный подход» и т. д., изучать якобы новые технологии, которые мы применяли и раньше, но называли их менее красиво. Я считаю, что важно не название метода или технологии преподавания, а его сущность, наполнение, какая-то новизна. Современные студенты избалованы средствами типа Интернет и их очень сложно чем-либо удивить, поэтому приходится поломать голову.
Особенностью нашего техникума является низкий уровень знаний студентов, причем не только по иностранному языку, а по всем предметам школьной программы. Плохо и то, что не все учебные заведения могут похвастаться лингофонным оборудованием, ведь даже компьютер с проектором есть не в каждом кабинете – это значительно усложняет работу преподавателя английского языка.
На мой взгляд, основной задачей преподавателя английского языка является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями студентов. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у студентов к изучению иностранного языка. Есть у меня и «звездочки» - одаренные студенты. На уроках методы и формы работы с одаренными студентами прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми остальными и в то же время отличаться своеобразием.
Для индивидуальной работы на уроке с такими студентами использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета),
Одной из первых методических тем, взятых мной для изучения, была тема «Активизация учебной деятельности при обучении иностранному языку через дифференциацию и индивидуализацию». Эта тема была выбрана мной не случайно. Использование такой технологии позволяет развивать навыки и умения каждого студента при разной степени обучаемости и реализовать в полной мере творческий потенциал без перегрузок.
На своих уроках я использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков.
Мною разработаны разноуровненвые тесты по страноведению, грамматике. Студенты привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков. Работа с одарёнными детьми ведётся на конструктивном и творческом уровнях.
При подготовке к уроку продумываю различные дополнительные задания для студентов, которые намного быстрее "схватывают" материал. Также организуюю дополнительные стимулирующие (для "сильных") и поддерживающие (для "слабых") занятия. Для таких занятий разрабатываю задания, которые направлены на углубление и совершенствование материала, пройденного на уроке.
Мне очень важно оказать доверие своим ученикам. С этой целью последний урок в конце четверти иногда проводится студентами, которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся.
Успешно использую технологию дебатов и дискуссий, миниконференции. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество преподавателя и студента, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. преподаватель может использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество студентов во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям; рассказать, как бы ты повёл себя в экстремальной ситуации и т.д.). В процессе обучения можно предложить такие задания:
1) дана ситуация, которая не завершена, придумай окончание рассказа;
2) дана пословица, нужно придумать рассказ, в котором эта пословица служит моралью или логическим выводом всего рассказа.
Работая по принципу "Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. При этом студенты прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга.
Я считаю, что преподаватель должен строить свой урок так, чтобы на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке, максимально использовать наглядность и ТСО, дифференцированно подойти к каждому студенту на уроке, а не сидеть в послеурочное время, объясняя этот же самый материал бесконечное количество раз. В послеурочное время я занимаюсь со студентами только в том случае, если мне нужно дать какую- либо дополнительную информацию по данной теме или объяснив новый материал, я не успела опросить всех учащихся, как это было у меня запланировано. (если группа большая или не делится). А так же если студент пропустил уроки по уважительной причине.
Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями для развития знаний по английскому языку обладают факультативы, кружки, конкурсы, различные олимпиады и конкурсов вне техникума и система внеурочной исследовательской работы студентов. Здесь, работая в малых группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности различную подготовленность студентов. Уже привычными стали следующие мероприятия:
проведение предметной недели иностранного языка;
проведение олимпиад по иностранным языкам;
конференции;
система факультативных и кружковых занятий ;
проведение творческих конкурсов;
выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке;
проведение КВН, интеллектуальных игр по страноведению, экскурсии по техникуму, селу, оформляем различные стенды творческих работ на английском языке: «Доска почёта», «Выставка плакатов по ЗОЖ», «Экстремальные виды путешествий», «День Матери»; Выставка плакатов по экологии.
конкурсы на лучшего переводчика «Первая проба пера», « Сrazy Limericks»
круглые столы по проблемам молодёжи, по проблемам экологии, по ЗОЖ.
При работе со студентами я используют массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ ГИА. Много внимания уделяю написанию письма, эссе. (Как на уроке, так и во внеурочное время)
Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для успешного развития личности. В настоящее время активно использую ИКТ технологии, которые отвечают потребностям студентов и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.
Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна. Это: извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка; тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции; знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран.
Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока студенты чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед преподавателем и одногруппниками.
Моя инновационная деятельность, апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения, включая информационно- коммуникационные технологии, оказывает положительное воздействие на результаты моих студентов, которые являются победителями районных и областных конкурсов .