Нормативно-правовое обоснование вопроса :
Основные понятия :
- инклюзивное образование
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
- ребенок-инвалид
Нозологические группы обучающихся с ОВЗ:
- обучающиеся с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации);
- обучающиеся с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, с амблиопией и косоглазием);
- обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;
- обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- обучающиеся с задержкой психического развития;
- обучающиеся с расстройствами аутистического спектра;
- обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вступили в силу с 1 января 2021 )
- Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
- Количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного воспитанника, а также соблюдения требований к расстановке мебели в соответствии с Правилами.
- Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
Постулаты инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
П. 3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные принципы инклюзивного образования:
- Принцип индивидуального подхода
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка
- Принцип активного включения в образовательный процесс
- Принцип междисциплинарного подхода
- Принцип вариативности в организации процесса обучения
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей
- Принцип динамического развития образовательной модели дошкольной образовательной организации
Цель реализации инклюзивной модели:
образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: организация гибкой адаптивной образовательной среды, соответствующей образовательным потребностям всех детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст.2, п.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 12. Образовательные программы
6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования . Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Утверждена
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 24 ноября 2022 г. N 1022
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является документом, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования (далее - АОП ДО) для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
- АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации).
- АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием).
- АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
- АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА).
- АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
- АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС).
- АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - УО).
- АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР).
Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе по реализации адаптированной образовательной программы (или программ):
- диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
- комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка;
- разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение адаптированной образовательной программой ребенком с ОВЗ;
- разработка каждым специалистом планов коррекционно-развивающей работы;
- планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей всех детей группы;
- организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
- мониторинг инклюзивного образовательного процесса;
- создание специальных условий.
Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует опираться на:
- способы коммуникации ребенка;
- особенности усвоения бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;
- специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;
- наиболее типичные особенности индивидуального поведения.
Задачи коррекционно-развивающей работы решаются в соответствии с ФГОС ДО на основе интеграции образовательных областей:
. Физическое развитие :
- сохранение и укрепление психического здоровья каждого ребёнка;
- развитие ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
Социально-коммуникативное развитие :
- обеспечение оптимального вхождения детей с особыми образовательными потребностями в общественную жизнь
- формирование у ребёнка представления о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.
Познавательное развитие :
- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи как средство познания.
Задачи коррекционно-развивающей работы решаются в соответствии с ФГОС ДО на основе интеграции образовательных областей:
Речевое развитие :
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие устной речи во всех видах детской деятельности;
- обогащение эмоциональной сферы воспитанников;
- развитие языковой способности, речевой деятельности.
Художественно-эстетическое развитие :
- развитие у воспитанников сенсорных и творческих способностей;
- развитие мелкой моторики рук;
- удовлетворение потребности детей в самовыражении через продуктивную деятельность.:
- формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- повышение самооценки на основе самоактуализации.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
- специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Формы работы с детьми в инклюзивной группе :
- Фронтальные
- Подгрупповые
- Индивидуальные
Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс дошкольной образовательной организации:
- точечное включение;
- частичное включение;
- полное включение.
Материально-техническое оснащение
Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
( ФГОС ДО п.3.3.3)
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:
- речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения:
- среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями;
- специальная наглядность: - демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;
- преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;
- особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;
- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):
- предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;
- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;
- наличие альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;
- увеличивающие вспомогательные средства;
- посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.
Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР
- различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации);
- схемы и алгоритмы действий;
- модели последовательности рассказывания, описания;
- модели сказок и т.п.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта
- предметы для развития перцептивных действий;
- предметы для развития сенсорной сферы;
- реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины;
- подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха
- игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий;
- простые схемы составления описательных рассказов, предложений
- схемы последовательности действий.
Предметно-развивающая среда для детей с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата :
- свободное малоизрезанное пространство;
- минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам;
- разнообразные шнуровки по темам;
- рамки Монтессори;
- мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки;
- сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
Приказ Министерства просвещения Российской от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Обеспечение инклюзивного образования специалистами сопровождения:
- при получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу;
- расширение должностных обязанностей педагога психолога, воспитателя и др.
Модель взаимодействия специалистов в группах комбинированной направленности
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед
- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Учитель- дефектолог:
- составляет заключения по результатам обследования;
- определяет задачи, формы, методы коррекционной работы;
- организовывает и проводит коррекционно-диагностическую работу;
- консультирует педагогических работников и родителей о применении методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
- проводит занятия по подгруппам и индивидуально;
- организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду.
Тьютор:
- педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
- организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.
Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Ассистент:
- обеспечение сопровождения инвалида, лица с ОВЗ;
- в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
- оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникационных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
- оказание помощи при использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
- оказание помощи при подготовке к рабочего места обучающегося;
- оказание помощи при соблюдении санитарно-гигиенических процедур .
Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
Положительное влияние инклюзии на развитие здоровых детей:
- Дети развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями.
- Они также демонстрируют:
- более позитивное отношение к сверстникам;
- повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры);
- чувство справедливости, заботы, сострадания и толерантности; улучшение социально-бытовых навыков.
Инклюзивное образование в ДОО позволяет детям с ОВЗ адаптироваться к жизни:
- Воспитанники с ОВЗ, которые посещают детский сад, чаще проявляют позитивное социальное и эмоциональное поведение, чем их сверстники в ограниченных условиях.
- Воспитанники, обучающиеся по программам инклюзивного образования, чаще демонстрируют более активное социальное взаимодействие со всеми сверстниками, меньшее чувство стигматизации и определенные успехи в освоении образовательной программы.
- Более высокие ожидания в конечном итоге приводят детей с ОВЗ к достижению большего, уверенности и независимости и развитию чувства собственного достоинства.
Список литературы:
Список литературы:
При подготовке использованы материалы с сайтов
https://www.njcie.org/inclusion
https://disabilityinsider.com/
https://www.shutterstock.com/
https://ufa-edu.ru/
Благодарю за внимание!