СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с детьми дошкольного возраста в условиях эксклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель реализации инклюзивной модели : образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: организация гибкой адаптивной образовательной среды, соответствующей образовательным потребностям всех детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с детьми дошкольного возраста в условиях эксклюзивного образования»

Нормативно-правовое обоснование вопроса :

Нормативно-правовое обоснование вопроса :

Основные понятия : инклюзивное образование обучающийся с ограниченными возможностями здоровья ребенок-инвалид

Основные понятия :

  • инклюзивное образование
  • обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
  • ребенок-инвалид
Нозологические группы обучающихся с ОВЗ: обучающиеся с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации); обучающиеся с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, с амблиопией и косоглазием); обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи; обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; обучающиеся с задержкой психического развития; обучающиеся с расстройствами аутистического спектра; обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Нозологические группы обучающихся с ОВЗ:

  • обучающиеся с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации);
  • обучающиеся с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, с амблиопией и косоглазием);
  • обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;
  • обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • обучающиеся с задержкой психического развития;
  • обучающиеся с расстройствами аутистического спектра;
  • обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вступили в силу с 1 января 2021 )

  • Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  • Количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного воспитанника, а также соблюдения требований к расстановке мебели в соответствии с Правилами.
  • Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
Постулаты инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Постулаты инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

П. 3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы инклюзивного образования: Принцип индивидуального подхода Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка Принцип активного включения в образовательный процесс Принцип междисциплинарного подхода Принцип вариативности в организации процесса обучения Принцип партнерского взаимодействия с семьей Принцип динамического развития образовательной модели дошкольной образовательной организации

Основные принципы инклюзивного образования:

  • Принцип индивидуального подхода
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка
  • Принцип активного включения в образовательный процесс
  • Принцип междисциплинарного подхода
  • Принцип вариативности в организации процесса обучения
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей
  • Принцип динамического развития образовательной модели дошкольной образовательной организации
Цель реализации инклюзивной модели:  образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: организация гибкой адаптивной образовательной среды, соответствующей образовательным потребностям всех детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Цель реализации инклюзивной модели:

образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: организация гибкой адаптивной образовательной среды, соответствующей образовательным потребностям всех детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации»    Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья   1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с   индивидуальной программой  реабилитации инвалида.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с   индивидуальной программой  реабилитации инвалида.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст.2, п.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст.2, п.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации»  Статья 12. Образовательные программы 6.  Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом  дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования . Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 12. Образовательные программы

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом  дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования . Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Утверждена

приказом Министерства просвещения

Российской Федерации

от 24 ноября 2022 г. N 1022

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является документом, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования (далее - АОП ДО) для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):

  • АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации).
  • АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием).
  • АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
  • АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА).
  • АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
  • АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС).
  • АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - УО).
  • АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР).
Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе по реализации адаптированной образовательной программы (или программ): диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка; разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение адаптированной образовательной программой ребенком с ОВЗ; разработка каждым специалистом планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей всех детей группы; организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса; создание специальных условий.

Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе по реализации адаптированной образовательной программы (или программ):

  • диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
  • комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка;
  • разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение адаптированной образовательной программой ребенком с ОВЗ;
  • разработка каждым специалистом планов коррекционно-развивающей работы;
  • планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей всех детей группы;
  • организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
  • мониторинг инклюзивного образовательного процесса;
  • создание специальных условий.
Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует опираться на: способы коммуникации ребенка; особенности усвоения бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы; специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире; наиболее типичные особенности индивидуального поведения.

Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует опираться на:

  • способы коммуникации ребенка;
  • особенности усвоения бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;
  • специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;
  • наиболее типичные особенности индивидуального поведения.
Задачи коррекционно-развивающей работы решаются в соответствии с ФГОС ДО на основе интеграции образовательных областей:   . Физическое развитие : сохранение и укрепление психического здоровья каждого ребёнка; развитие ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Социально-коммуникативное развитие : обеспечение оптимального вхождения детей с особыми образовательными потребностями в общественную жизнь формирование у ребёнка представления о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним. Познавательное развитие : формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи как средство познания.

Задачи коррекционно-развивающей работы решаются в соответствии с ФГОС ДО на основе интеграции образовательных областей:

. Физическое развитие :

  • сохранение и укрепление психического здоровья каждого ребёнка;
  • развитие ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Социально-коммуникативное развитие :

  • обеспечение оптимального вхождения детей с особыми образовательными потребностями в общественную жизнь
  • формирование у ребёнка представления о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
  • формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.

Познавательное развитие :

  • формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи как средство познания.
Задачи коррекционно-развивающей работы решаются в соответствии с ФГОС ДО на основе интеграции образовательных областей: Речевое развитие : развитие свободного общения с взрослыми и детьми;  развитие устной речи во всех видах детской деятельности; обогащение эмоциональной сферы воспитанников;  развитие языковой способности, речевой деятельности. Художественно-эстетическое развитие :  развитие у воспитанников сенсорных и творческих способностей; развитие мелкой моторики рук; удовлетворение потребности детей в самовыражении через продуктивную деятельность.: формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; повышение самооценки на основе самоактуализации.

Задачи коррекционно-развивающей работы решаются в соответствии с ФГОС ДО на основе интеграции образовательных областей:

Речевое развитие :

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие устной речи во всех видах детской деятельности;
  • обогащение эмоциональной сферы воспитанников;
  • развитие языковой способности, речевой деятельности.

Художественно-эстетическое развитие :

  • развитие у воспитанников сенсорных и творческих способностей;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • удовлетворение потребности детей в самовыражении через продуктивную деятельность.:
  • формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • повышение самооценки на основе самоактуализации.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации»   Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение  доступа  в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и  другие  условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование

  • специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
  • обеспечение  доступа  в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и  другие  условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Формы работы с детьми в инклюзивной группе :   Фронтальные Подгрупповые Индивидуальные

Формы работы с детьми в инклюзивной группе :

  • Фронтальные
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные
Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс дошкольной образовательной организации: точечное включение; частичное включение; полное включение.

Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс дошкольной образовательной организации:

  • точечное включение;
  • частичное включение;
  • полное включение.
Материально-техническое оснащение

Материально-техническое оснащение

Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. ( ФГОС ДО п.3.3.3)

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

( ФГОС ДО п.3.3.3)

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:  речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:

  • речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения:

  • среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями;
  • специальная наглядность: - демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;
  • преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;
  • особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;
  • материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):
  • предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;
  • наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;
  • наличие альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;
  • увеличивающие вспомогательные средства;
  • посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.
Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР  различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации); схемы и алгоритмы действий; модели последовательности рассказывания, описания; модели сказок и т.п.

Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР

  • различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации);
  • схемы и алгоритмы действий;
  • модели последовательности рассказывания, описания;
  • модели сказок и т.п.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта предметы для развития перцептивных действий; предметы для развития сенсорной сферы; реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины; подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта

  • предметы для развития перцептивных действий;
  • предметы для развития сенсорной сферы;
  • реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины;
  • подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий; простые схемы составления описательных рассказов, предложений схемы последовательности действий.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха

  • игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий;
  • простые схемы составления описательных рассказов, предложений
  • схемы последовательности действий.
Предметно-развивающая среда для детей с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата : свободное малоизрезанное пространство; минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам; разнообразные шнуровки по темам; рамки Монтессори; мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки; сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Предметно-развивающая среда для детей с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата :

  • свободное малоизрезанное пространство;
  • минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам;
  • разнообразные шнуровки по темам;
  • рамки Монтессори;
  • мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки;
  • сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
Приказ Министерства просвещения Российской от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Министерства просвещения Российской от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Обеспечение инклюзивного образования специалистами сопровождения:  при получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу;  расширение должностных обязанностей педагога психолога, воспитателя и др.

Обеспечение инклюзивного образования специалистами сопровождения:

  • при получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу;
  • расширение должностных обязанностей педагога психолога, воспитателя и др.
Модель взаимодействия специалистов в группах комбинированной направленности

Модель взаимодействия специалистов в группах комбинированной направленности

Педагог-психолог:   организует взаимодействие педагогов; разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка; проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада; проводит консультативную работу с родителями.

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед   диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; составляет индивидуальные планы развития; проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов); консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Учитель-логопед

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Учитель- дефектолог: составляет заключения по результатам обследования; определяет задачи, формы, методы коррекционной работы; организовывает и проводит коррекционно-диагностическую работу; консультирует педагогических работников и родителей о применении методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

Учитель- дефектолог:

  • составляет заключения по результатам обследования;
  • определяет задачи, формы, методы коррекционной работы;
  • организовывает и проводит коррекционно-диагностическую работу;
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Музыкальный руководитель: Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий; Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 
Инструктор по физической культуре: Осуществляет укрепление здоровья детей; Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель: проводит занятия по подгруппам и индивидуально; организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда); применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Воспитатель:

  • проводит занятия по подгруппам и индивидуально;
  • организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду.  Тьютор: педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья; организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.  Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07

В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду.

Тьютор:

  • педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
  • организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.

Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Ассистент: обеспечение сопровождения инвалида, лица с ОВЗ; в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации; оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникационных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации; оказание помощи при использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения; оказание помощи при подготовке к рабочего места обучающегося; оказание помощи при соблюдении санитарно-гигиенических процедур .   Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»

Ассистент:

  • обеспечение сопровождения инвалида, лица с ОВЗ;
  • в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
  • оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникационных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
  • оказание помощи при использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
  • оказание помощи при подготовке к рабочего места обучающегося;
  • оказание помощи при соблюдении санитарно-гигиенических процедур .

Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»

Положительное влияние инклюзии  на развитие здоровых детей: Дети развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями.  Они также демонстрируют: - более позитивное отношение к сверстникам; - повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры); - чувство справедливости, заботы, сострадания и толерантности; улучшение социально-бытовых навыков.

Положительное влияние инклюзии на развитие здоровых детей:

  • Дети развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями.
  • Они также демонстрируют:

- более позитивное отношение к сверстникам;

- повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры);

- чувство справедливости, заботы, сострадания и толерантности; улучшение социально-бытовых навыков.

 Инклюзивное образование в ДОО позволяет детям с ОВЗ адаптироваться к жизни:  Воспитанники с ОВЗ, которые посещают детский сад, чаще проявляют позитивное социальное и эмоциональное поведение, чем их сверстники в ограниченных условиях. Воспитанники, обучающиеся по программам инклюзивного образования, чаще демонстрируют более активное социальное взаимодействие со всеми сверстниками, меньшее чувство стигматизации и определенные успехи в освоении образовательной программы. Более высокие ожидания в конечном итоге приводят детей с ОВЗ к достижению большего, уверенности и независимости и развитию чувства собственного достоинства.

Инклюзивное образование в ДОО позволяет детям с ОВЗ адаптироваться к жизни:

  • Воспитанники с ОВЗ, которые посещают детский сад, чаще проявляют позитивное социальное и эмоциональное поведение, чем их сверстники в ограниченных условиях.
  • Воспитанники, обучающиеся по программам инклюзивного образования, чаще демонстрируют более активное социальное взаимодействие со всеми сверстниками, меньшее чувство стигматизации и определенные успехи в освоении образовательной программы.
  • Более высокие ожидания в конечном итоге приводят детей с ОВЗ к достижению большего, уверенности и независимости и развитию чувства собственного достоинства.
Список литературы:

Список литературы:

Список литературы: При подготовке использованы материалы с сайтов https://www.njcie.org/inclusion https://disabilityinsider.com/ https://www.shutterstock.com/ https://ufa-edu.ru/

Список литературы:

При подготовке использованы материалы с сайтов

https://www.njcie.org/inclusion

https://disabilityinsider.com/

https://www.shutterstock.com/

https://ufa-edu.ru/

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!