СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет учителям общеобразовательных учреждений в работе с детьми с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 11 ШАХТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Подготовила «учитель –методист» Страусова Раиса Васильевна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 11 ШАХТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

Подготовила

«учитель –методист»

Страусова Раиса Васильевна

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме .
  • С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме .
Цели и задачи работы с детьми с ЗПР   Цели:  реабилитировать и социально адаптировать учащихся с проблемами в развитии к реалиям окружающего мира, сделать их полноправными и активными членами общества, которые наравне со всеми людьми смогут включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу . Исходя из этого определены задачи: Выявить причины и условия проявления недостатков в развитии и отклонений в поведении учащихся класса. Учитывать современные подходы в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении обучающихся. Разработать совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического взаимодействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Создать условия для формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни. Включать родителей как полноправных партнеров в коррекционно-педагогическую деятельность .

Цели и задачи работы с детьми с ЗПР

Цели: реабилитировать и социально адаптировать учащихся с проблемами в развитии к реалиям окружающего мира, сделать их полноправными и активными членами общества, которые наравне со всеми людьми смогут включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу .

Исходя из этого определены задачи:

  • Выявить причины и условия проявления недостатков в развитии и отклонений в поведении учащихся класса.
  • Учитывать современные подходы в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении обучающихся.
  • Разработать совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического взаимодействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
  • Создать условия для формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни.
  • Включать родителей как полноправных партнеров в коррекционно-педагогическую деятельность .
Характерные особенности детей ЗПР       Характерные особенности детей ЗПР   Снижение работоспособности;  Повышенная истощаемость;  Неустойчивое внимание;  Отставание в развитии мышления;  Дефекты звукопроизношения;  Низкий навык самоконтроля;  Своеобразное поведение;  Незрелость эмоционально-волевой сферы
  • Характерные особенности детей ЗПР Характерные особенности детей ЗПР Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость; Неустойчивое внимание; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения; Низкий навык самоконтроля; Своеобразное поведение; Незрелость эмоционально-волевой сферы
Комплексный подход в коррекционной работе  Психологический – коррекция сенсорной недостаточности пространственной и временной ориентировки. Коррекция познавательных процессов, произвольного внимания, памяти, ощущений, восприятия, мышления.  Социальная среда – «Я и дети», «Я и взрослые», «Я и семья», «Я и окружающий мир».  Медицинский аспект – наблюдения невропатолога, лора, педиатра.  Педагогический аспект – игра и учебная деятельность – обучение грамоте, словарь, грамматический строй, пересказ, рассказ, выводы, фонематический слух. Фонематический анализ и синтез, артикуляционный аппарат, речевые звуки (гласные, согласные).

Комплексный подход в коррекционной работе

  • Психологический – коррекция сенсорной недостаточности пространственной и временной ориентировки. Коррекция познавательных процессов, произвольного внимания, памяти, ощущений, восприятия, мышления.
  • Социальная среда – «Я и дети», «Я и взрослые», «Я и семья», «Я и окружающий мир».
  • Медицинский аспект – наблюдения невропатолога, лора, педиатра.

  • Педагогический аспект – игра и учебная деятельность – обучение грамоте, словарь, грамматический строй, пересказ, рассказ, выводы, фонематический слух. Фонематический анализ и синтез, артикуляционный аппарат, речевые звуки (гласные, согласные).

Основные направления в коррекционной работе

  • 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития :
  • - развитие мелкой моторики и пальцев рук
  • - развитие навыков каллиграфии
  • -развитие артикуляционной моторики
  • 2 . Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • -развитие зрительного восприятия и узнавания
  • -развитие зрительной памяти и внимания
  • -формирование обобщённых представлений о свойствах предметов
  • -развитие пространственных представлений и ориентации
  • -развитие представлений о времени
  • -развитие слухового внимания и памяти
  • -формирование звукового анализа
  • 3. Развитие основных мыслительных операций:
  • -навыков соотносительного анализа
  • -группировка и квалификация
  • -умение работать со словесной инструкциями
  • -умение планировать деятельность
  • -развитие комбинаторных способностей
  • 4. Развитие различных видов мышления:
  • -развитие наглядно-логического мышления
  • 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы :
  • -упражнения для мимики лица
  • -драматизация, чтение по ролям
  • 6. Развитие речи. Овладение технической речи.
  • 7 . Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.
  • 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа по развитию моторики и зрительных координаций: Рисование геометрических фигур и узоров Обведение по контуру геометрических фигур Вырезывание фигур из бумаги Раскрашивание и штриховка Рисование, лепка, аппликация Конструирование, работа с мозаикой Выкладывание фигур из спичек и палочек Выполнение фигур с помощью пальцев Освоение ремёсел (шитьё, вышивка, вязание, плетение) Крупная моторика (сила, движений) Игры с мячом Игры, копирование движений ведущего Игры на попадание в цель Физминутки Занятия ритмикой

Коррекционная работа по развитию моторики и зрительных координаций:

  • Рисование геометрических фигур и узоров
  • Обведение по контуру геометрических фигур
  • Вырезывание фигур из бумаги
  • Раскрашивание и штриховка
  • Рисование, лепка, аппликация
  • Конструирование, работа с мозаикой
  • Выкладывание фигур из спичек и палочек
  • Выполнение фигур с помощью пальцев
  • Освоение ремёсел (шитьё, вышивка, вязание, плетение)
  • Крупная моторика (сила, движений)
  • Игры с мячом
  • Игры, копирование движений ведущего
  • Игры на попадание в цель
  • Физминутки
  • Занятия ритмикой
Коррекционная работа по развитию речи : 1 . Разучивание стихотворений 2. Пересказ, прослушивание записи, скороговорки 3. Игры в слова и со словами. 4. Назвать слова противоположные по значению. 5.Составить слова из набора букв  А, к, с, о, и, м, р, т  М, ш, а, н, и, ы, г, р  6. Подобрать в рифму слово к слову по сюжетной картинке  7. Перевёрнутые слова  Маиз-зима  8. Составление слов из слогов  9. Составление слов по конструкции  -о-ь м-- -- 10. Составление палиндромов  Анна, шалаш, казак, наган.  Лёша на полке клопа нашёл  11. За 3 минуты написать больше слов, состоящих из 3 букв, 2 слогов….

Коррекционная работа по развитию речи :

  • 1 . Разучивание стихотворений
  • 2. Пересказ, прослушивание записи, скороговорки
  • 3. Игры в слова и со словами.
  • 4. Назвать слова противоположные по значению.
  • 5.Составить слова из набора букв

А, к, с, о, и, м, р, т

М, ш, а, н, и, ы, г, р

  • 6. Подобрать в рифму слово к слову по сюжетной картинке
  • 7. Перевёрнутые слова

Маиз-зима

  • 8. Составление слов из слогов
  • 9. Составление слов по конструкции

-о-ь м-- --

  • 10. Составление палиндромов

Анна, шалаш, казак, наган.

Лёша на полке клопа нашёл

  • 11. За 3 минуты написать больше слов, состоящих из 3 букв, 2 слогов….
Коррекционная работа по развитию внимания: Словарный диктант с комментированием Обнаружение ошибок в тексте Корректурные задания. Вычеркнуть определённую букву в печатном тексте за 5 мин. Правила усложняются – одновременно отыскиваются 2 буквы. Одна зачёркивается, другая подчёркивается или на одной строке обводиться кружком, на другой отмечается палочкой. Чтение текста до заданного выражения. Воспроизведение какого-либо образца (геометрического рисунка) Найди слова (В слове отыскать другое слово» Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, дорога, олень и т.д. «Перепутанные линии» «Найди отличия» Запоминание числа порядка предметов (число увеличивается» «Залить всё» (перечислить предметы, их последовательность, цвет)

Коррекционная работа по развитию внимания:

  • Словарный диктант с комментированием
  • Обнаружение ошибок в тексте
  • Корректурные задания. Вычеркнуть определённую букву в печатном тексте за 5 мин. Правила усложняются – одновременно отыскиваются 2 буквы. Одна зачёркивается, другая подчёркивается или на одной строке обводиться кружком, на другой отмечается палочкой.
  • Чтение текста до заданного выражения.
  • Воспроизведение какого-либо образца (геометрического рисунка)
  • Найди слова (В слове отыскать другое слово»
  • Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, дорога, олень и т.д.
  • «Перепутанные линии»
  • «Найди отличия»
  • Запоминание числа порядка предметов (число увеличивается»
  • «Залить всё» (перечислить предметы, их последовательность, цвет)
    Если Вы не можете сделать много, сделайте хотя бы то, что в Ваших силах. Мысли на каждый день

  • Если Вы не можете сделать много, сделайте хотя бы то, что в Ваших силах.

Мысли на каждый день

« Нет необучаемых детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть…»

« Нет необучаемых детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть…»