Шмелькова Е.М., учитель начальных классов МБОУ «СШ № 83» г.Ульяновска
«Организация работы с детьми с ОВЗ в начальной школе»
Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи детям, имеющим ОВЗ. В условиях реализации ФГОС для таких детей должны быть созданы условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.
ЗПР - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Это специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. Такие дети оказываются не в состоянии без специальной помощи полноценно овладеть счетом, чтением и письмом. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда - в различных формах отклоняющегося поведения.
Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя.
Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется, и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее.
Особенности обучения
В процессе обучения учителю следует:
использовать четкие указания;
поэтапно разъяснять задания;
учить последовательно выполнять задания;
повторять инструкции к выполнению задания;
демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
ежедневно оценивать;
акцентировать внимание на хороших оценках;
разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
проводить оценку переделанных работ;
использовать систему оценок достижений учащихся.
Одним из основных приемов работы - многократное повторение основного материала
Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма.
Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания (одно — решили с учителем, другое — сообща, третье — каждый индивидуально).
Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.
Излагать материал надо маленькими дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого материала связывать кратким пересказом.
Учитель должен давать задания, идущие от простого к сложному, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить.
Постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определенных усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка;
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, так как данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности;
Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить его через некоторое время;
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно;
Не отвлекать во время выполнения задания, на какие – либо уточнения, дополнения, так как процесс переключения у них снижен;
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор, схем, таблиц;
Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать;
С целью предупреждения переутомления давать равномерные включения в урок динамических пауз (через 10-15 минут);
Развивать самоконтроль давать возможность самостоятельно находить у себя ошибки, но делать это тактично;
Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. Стараться активизировать не столько механическую память, сколько смысловую;
Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения;
Задания должны соответствовать возможностям учеников и исключать чувства стойких неудач.
Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
«Поддерживаем стремления, радуемся победам, гордимся результатами».