СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с детьми с ОВЗ в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит рекомендации для педагогов по работе с обучающимися с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с детьми с ОВЗ в начальной школе»

Шмелькова Е.М., учитель начальных классов МБОУ «СШ № 83» г.Ульяновска


«Организация работы с детьми с ОВЗ в начальной школе»


Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи детям, имеющим  ОВЗ. В условиях реализации ФГОС для таких детей должны быть созданы условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.

ЗПР - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Это специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. Такие дети оказываются не в состоянии без специальной помощи полноценно овладеть счетом, чтением и письмом. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда - в различных формах отклоняющегося поведения.

Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя.

Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется, и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее.

Особенности обучения

В процессе обучения учителю следует:

  • использовать четкие указания;

  • поэтапно разъяснять задания;

  • учить последовательно выполнять задания;

  • повторять инструкции к выполнению задания;

  • демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

  • использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

  • ежедневно оценивать;

  • акцентировать внимание на хороших оценках;

  • разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

  • проводить оценку переделанных работ;

  • использовать систему оценок достижений учащихся.

  • Каждый урок является продолжением предыдущего.

  • Одним из основных приемов работы - многократное повторение основного материала

  • Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма.

  • Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания (одно — решили с учителем, другое — сообща, третье — каждый индивидуально).

  • Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.

  • Излагать материал надо маленькими дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого материала связывать кратким пересказом.

  • Учитель должен давать задания, идущие от простого к сложному, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить.

  • Постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определенных усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка;

  • Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, так как данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности;

  • Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить его через некоторое время;

  • Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно;

  • Не отвлекать во время выполнения задания, на какие – либо уточнения, дополнения, так как процесс переключения у них снижен;

  • Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор, схем, таблиц;

  • Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать;

  • С целью предупреждения переутомления давать равномерные включения в урок динамических пауз (через 10-15 минут);

  • Развивать самоконтроль давать возможность самостоятельно находить у себя ошибки, но делать это тактично;

  • Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. Стараться активизировать не столько механическую память, сколько смысловую;

  • Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения;

  • Задания должны соответствовать возможностям учеников и исключать чувства стойких неудач.

  • Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

«Поддерживаем стремления, радуемся победам, гордимся результатами».