СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, т.к. остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка»












«Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка»














Из опыта работы учителя английского языка

Куликовой Елены Николаевны

МБОУ «Отрадненская ООШ»

Республики Мордовия













Оглавление

1. Вступление 3

2. Основная часть 4

2.1 Урок - основа для работы с одаренными детьми 4

2.2 Проектная деятельность 5

2.3 Предметные недели 5

2.4 Исследовательская работа 5

3. Заключение и выводы 6

4. Литература 9
































1. Вступление


В последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, т.к. остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это, конечно, неслучайно и обусловлено рядом причин. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных кризисов.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, умением быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций. Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Большую роль в этом имеет школьный психолог, с которым работаю в постоянном контакте. Развитию творческой активности учащихся, проявлению их индивидуальности способствует использование технологий личностно ориентированного обучения: внутри классной и уровневой дифференциации, проектного обучения, игровых, проблемных, интерактивных и др. технологий. Это позволяет привлечь к работе на уроке каждого ученика, а значит более ярко увидеть уровень способностей и одаренности каждого ребенка.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.

2. Основная часть


По моему мнению, систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:

  1. Урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, экскурсия, ролевая игра, интегрированные уроки;

  2. Внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, творческие домашние задания;

  3. Система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, самостоятельная работа учащихся.

2.1 Урок - основа для работы с одаренными детьми


На мой взгляд, реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-экскурсия , ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст.

Большое внимание уделяю учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Думаю, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.

2.2 Проектная деятельность


Неотъемлемой частью организации моей урочной деятельности является осуществление проектной деятельности учащихся. Это

  1. делает процесс обучения интересным;

  2. расширяет познания за пределы темы;

  3. придает учебному процессу динамичность и привлекательность;

  4. учащиеся становятся творческими исследователями и получают удовлетворение от работы.

Мы разрабатываем различные виды проектов в каждом классе. Темы проектов близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом. Учащиеся выполняют как краткосрочные проекты, так и долгосрочные. Стараюсь учитывать психологические и возрастные особенности учащихся.

2.3 Предметные недели


Традиционным для нашей школы является проведение предметной недели иностранных языков. Вместе с обучающимися, мы выпускаем тематические электронные и стенные газеты, участвуем в конкурсах на чтение и лучший литературный перевод стихотворений, викторинах, посвященных страноведению, организуем концерты для младших классов и родителей. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей.

2.4 Исследовательская работа


Одним из ключевых направлений деятельности школы становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.

Исследовательская работа даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  1. развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);

  2. формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

  3. даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

  4. воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

  5. благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Важно не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на экзаменах, участие в конкурсах).

  1. Заключение и выводы


Организация урочной и внеурочной деятельности с одаренными учащимися предъявляет особые требования к педагогу:

  • положительное отношение к ребенку;

  • проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

  • признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора;

  • оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

  • учет индивидуально-психологических особенностей детей.

  • Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.

Учитель должен быть:

  • творческим;

  • профессионально грамотным;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • интеллигентным, нравственным и эрудированным;

  • владеть современными образовательными технологиями;

  • умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • владеть компетентностным подходом к обучению;

  • умеющим развивать компенсаторные способности учащихся


Учителю характерны:

  • желание работать нестандартно;

  • поисковая активность;

  • знание психологии одаренных детей;

  • готовность педагога к сотрудничеству в работе с одаренными детьми;

  • признание системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе;

  • стремление к интеллектуальному совершенствованию;

  • создание на уроке и во внеурочной деятельности доверительных межличностных отношений;

  • признание прав учащегося на ошибку;

  • обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми в общеобразовательной школе, хочу отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.

Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя.

Главная цель работы учителя - воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.

В данном докладе дана характеристика отличительных черт одаренного ребенка, его познавательных процессов. Приведены примеры творческих заданий учащимся, подробно проанализирована организация внеурочной учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Считаю, что создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.

Я постоянно размышляем над тем, какая из технологий обучения наиболее эффективна в данной конкретной ситуации. Работая над данным докладом, прихожу к следующим выводам:

  1. Необходимо проведение диагностики детей на предмет выявления одаренных и способных детей, определить их творческий потенциал, интересы и способности.

  2. Максимально развивать способности и творческий потенциал одаренных детей на основе дифференцированного подхода в обучении.

  3. Учителю нужно с помощью разнообразных технологий согласовывать свои приемы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ученика.

  4. Необходимо расширить число формы работы с одаренными учениками: участие в интеллектуальных игровых конкурсах типа «The British Bulldog», марафонах, очных и заочных олимпиадах, научно-практических конференциях.

  5. Шире использовать возможности интегрирования английского языка с другими школьными предметами.

  6. Обязательно вовлекать одаренных учеников в исследовательскую деятельность через внутренние познавательные мотивы, создание ситуации успеха и уверенности. В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями одаренных детей.



Литература


  1. Татарченкова С. С. Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г.

  2. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999 г.

  3. Селевно Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.

  4. Научно-методический сборник. Детская одаренность: от теории к практике. Ижевск, 2005 г.

8