Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одаренными детьми в предметной области физика.»
Организация работы с одаренными детьми в предметной области физика.
МАОУ «Многопрофильный лицей
имени 202-ой ВДБ»
Гориванова Т.В.
Проблема одаренности постоянно привлекает внимание педагогов и психологов. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей. Некоторые школы для одаренных детей ставят своей целью повышение познавательной мотивации ребенка. Однако, с нашей точки зрения, главное - ответить на вопрос: “Как работать с одаренными?”
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам ;
- конкурсы;
- спецкурсы;
- участие в олимпиадах;
- занятия в профильных классах;
- интеллектуальные марафоны
Факультатив по программе «Физика. Химия» Авт оры учебника А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак
- Основные принципы работы с одаренными детьми:
- 1) дифференциация процесса обучения;
- 2) внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
- 3) развитие самостоятельности учащихся;
- 4) возрастание роли
внеклассной
деятельности.
- Факультативный курс направлен на достижение следующих целей:
- развитие логического мышления;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- привитие интереса к физике.
Кружок по астрономии
- Школьная программа по физике в данное время не дает возможности в полной мере уделять внимание астрономическому обучению учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, кружках,
факультативах.
- Для того чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах,
Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию .
Программа астрономического кружка нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе .
- Программа рассчитана на 2 года обучения. Количество часов – 35 в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, практические занятия – 2-3 раза в четверть.
- Необходимые условия для реализации программы:
- Теоретическая часть программы
- реализуется на занятиях в кабинете при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, телескопа (если есть), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.
- Практическая часть программы
- реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца,
- Луны, планет, звезд, использовании телескопа (если есть), изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных.
В работе используются следующие методы:
- лекция;
- беседа;
- семинар;
- практические наблюдения;
- решение практических задач;
- подготовка и представление докладов в виде презентаций.
Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.
Формы контроля за обучением:
- Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень астрономических знаний детей.
- Представление детьми своих результатов работы в виде презентаций, сообщений,
докладов, рефератов или научных работ.
Как итог:
Количество детей, занимающихся в кружке, за 3 года возросло на 45%.
Количество учеников, участвующих в олимпиаде по астрономии и физике -на 32%.
Количество учеников, принимавших участив в НПК, возросло на 39%.
Планируем создать сайт кружка для маленьких астрономов.