Организация работы в детском саду по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах
Габбазова Анна Викторовна
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 15
«Теремок» г. Альметьевска»
Обеспечение сохранности здоровья детей – одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах города необходимо уделять большое внимание.
Рост количества автомобилей на улицах городов и поселков, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на окружающую обстановку, которая свойственна взрослым.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице должна быть тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Все вышесказанное обусловило создать в дошкольном образовательном учреждении такие условия, которые будут способствовать решению задач по обучению и воспитанию дошкольников безопасному поведению на дорогах и в транспорте.
Цель: Разработка методического сопровождения деятельности педагогов старшего дошкольного возраста по ПДД.
Реализация данной цели предполагает решение ряда задач:
1. Сделать анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Подобрать диагностический материал для изучения уровня знаний воспитанников по дорожной безопасности.
3. Создать условия в возрастных группах для эффективной работы в данном направлении (оформить предметно-развивающую среду с учетом возраста воспитанников).
4. Определить методы, приемы и формы работы с дошкольниками по проблеме.
5. Систематизировать имеющиеся разработки в форме перспективного плана.
Работа по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах должна быть комплексной и непрерывной и включать в себя:
- организованную образовательную деятельность по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах;
- организация предметно-развивающей среды в группе и ДОУ;
- включение материала по ПДД в разные виды детской деятельности (игровая, театрализованная, художественно-эстетическая деятельность, прогулки, чтение художественной литературы);
- сотрудничество с родителями,
- взаимодействие с социумом.
В наше время стремительно развивающихся технологий обучение дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах невозможно без использования информационных, компьютерных технологий. Были созданы презентации по теме «Светофор», «Дорожные знаки», «Какой бывает транспорт», «Будь примерным пешеходом», «Едет, плавает, летает»). На занятиях используется просмотр мультфильмов, компьютерные игры («На чем мы поедем», «Перепутаница», «Конструктор» и др.),
Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, в обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах главная роль отводится игре.
Во второй младшей группе большое внимание уделяется сенсорному развитию детей, поэтому основная роль отводится играм на развитие мелкой моторики, развитию целостного восприятия, конструктивных способностей, таким как: «Собери картинку» из 2-3 частей (транспорт, дорожные знаки), «Почини автомобиль», «Светофор сломался», лабиринты и др.
Постепенно тематика и виды игр расширяются.
Виды игр, используемые в подготовительной к школе группе
Сюжетно-ролевые игры («Водители, пешеходы, автомобили», «ГИБДД», «Путешествие по городу», «Автобус», «Автомастерская», «Знаки на дорогах» и др.)
Подвижные игры, игры соревнования («Цветные автомобили», «Самый быстрый», «Автомобиль», «К своим флажкам», «Сигналы светофора», «Светофор и скорость» и др.)
Дидактические игры («Правила поведения» «Угадай знак», «Светофор и регулировщик» «Законы улиц и дорог». «Угадай транспорт». «Пешеходы и водители», «Сложи картинку», «Покажи правильно», «Отгадай загадку», «Найди дорогу домой», «Найди лишний знак» и др.).
Настольные игры («Перекресток», лото «Дорожные знаки», лото «Транспорт», «В поисках сокровищ», «Путешествие по городу»).
Театрализованные и режиссерские игры («Теремок», «У Мишки день рождения», «Колобок в городе» и др.).
Дети седьмого года жизни имеют достаточный опыт, который позволяет разнообразить сюжеты игр, обогащать их различными атрибутами. Сюжетно-ролевая игра может иметь несколько линий, объединённых одним сюжетом, включающих в себя ситуации, связанные с правилами безопасного поведения на дороге. Например, в сюжет игры «Семья», могут быть включены ситуации, в которых дети применяют знания правил дорожного движения: папа и мама едут на работу на автомобиле, семья идет на прогулку в парк, дети идут в школу через дорогу и др.
Не менее важным компонентом работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах является организация предметно-развивающей среды в ДОУ и группе.
В ДОУ имеется площадка с дорожной разметкой, уголок ПДД, «кабинет безопасности».
В группах создан уголок ПДД, включающий в себя:
- Наглядный и демонстрационный материал (плакаты, рисунки, альбомы, фотографии по теме, наборы дорожных знаков).
- Макет «На улицах города».
- Поля для режиссерских игр.
- Модели «перекрёсток», «дорога».
- Художественная литература по данной теме.
- Транспорт (грузовые и легковые автомобили, автобус, мотоциклы, самолет и др.).
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Сотрудничество с родителями является одной из важных составляющих системы работы по формированию основ безопасного поведения на дорогах. Именно родители являются главным примером, объектом для подражания детей дошкольного возраста.
В своей работе мы используем разнообразные формы работы с родителями:
- родительские собрания,
- совместные развлечения (викторины, соревнования, праздники),
- консультации, беседы,
- наглядная информация,
- акции,
- выставки совместных работ (рисунки, поделки).
Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями образовательного процесса, решающего масштабную задачу - формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах. Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.
В нашем методическом кабинете педагоги имеют возможность изучить новинки методической литературы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обменяться опытом работы, провести мастер-класс по проблеме.
Для педагогов регулярно проводятся семинары-практикумы, викторины, открытые просмотры, конкурсы, консультации по вопросу ознакомления дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге, встречи со специалистами.
Для выявления уровня освоения детьми правил безопасного поведения на дороге используется мониторинг сформированности готовности детей к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах
Методическое сопровождение:
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учебное пособие; под ред. Р.Н. Минниханова, Н.А. Халиуллина. – Казань: ГУ «НЦБЖД», 2008.
Методика проведения мониторинга уровня сформированности готовности детей дошкольного возраста к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах: методические рекомендации/О.В. Куленева, Г.Х. Насрутдинова, Е.А. Ярусова. – Казань: ООО «Фолиант», 2015.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Подраздел «Формирование основ безопасности»
Возрастная группа: младшая группа (от 3 до 4 лет)
Задачи:
- Расширять ориентировку в окружающем пространстве.
- Познакомить детей с правилами безопасного поведения на дорогах.
- Формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зелёного, жёлтого и красного сигналов светофора.
- Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу держась за руку взрослого).
- Познакомить с работой водителя.
Инструментарий методики проведения мониторинга
Согласно разработанным диагностическим модулям дети в возрасте 3-4 лет:
- Умеют ориентироваться в окружающем пространстве, определяя направление своего движения какого-либо предмета.
- Различает элементы дороги: проезжую часть, тротуар. Узнают место, обозначающее пешеходный переход. Способны различать регулируемый и нерегулируемый пешеходные переходы.
- Понимают значение сигналов светофора.
- Имеют представление об элементарных правилах безопасного поведения на дорогах.
- Имеют представление о профессии водителя.
Методы мониторинга:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
использование карт, схем, мнемотаблиц и др.;
игры и игровые упражнения;
педагогические ситуации.
Практические задания для детей 3-4 лет
Задание 1. «Ориентация в окружающем пространстве»
Целевой ориентир: выявить уровень развития у детей способности ориентироваться в окружающем пространстве: умение определять удалённость предмета и его местоположение; пространственное положение предметов.
Материал: набор картинок, отражающих требуемые понятия.
Методика: педагог наблюдает за ребёнком в ходе выполнения заданий, определяет, фиксирует, как зависят особенности восприятия ребёнка от точки отсчёта, удалённости объектов.
«Вверху – внизу»; «близко – далеко»; «низко – высоко»; «большой – маленький»; «вперёд – назад»»; «направо – справа»; «налево – слева»; «здесь – там».
Вопросы:
1. Где находится этот предмет: вверху или внизу?
2. Где находится этот предмет: близко или далеко?
3. Где находится этот предмет: низко или высоко?
4. Какого размера этот предмет: большой или маленький?
5. Куда едет этот автомобиль: вперёд или назад?
6. Куда едет этот автомобиль: направо или налево?
7. Это здание расположено от нас слева или справа?
Задание 2. «Найди и покажи»
Целевой ориентир: выявить первичные представления у детей об элементах дороги: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути.
Материал: картинки с изображением дороги в населённом пункте.
Методика: Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку и назвать, что он на ней видит, просит показать проезжую часть, тротуар, трамвайные пути.
Вопросы:
1. Что ты видишь на этой картине?
2. Покажи, где на картине изображена проезжая часть?
3. Покажи, где на картине изображён тротуар?
4. Покажи, где на картине изображён пешеходный переход?
5. Назови отличия регулируемого пешеходного перехода от нерегулируемого?
Задание 3. «Помоги светофору»
Материал: перфокарты «Помоги светофору» (на картах нет сигналов светофора).
Методика: Педагог предлагает ребёнку правильно расположить на картах сигналы светофора.
Вопросы:
1. Для чего нужен светофор?
2. Найди на картине светофор.
3. Какие сигналы светофора ты знаешь?
4. Что означает красный, жёлтый, зелёный сигналы светофора?
5. Расположи сигналы светофора на перфокарте в правильной последовательности.
Задание 4. «Играть на дороге – опасно!»
Целевой ориентир: выявить знание детей о главном правиле – играть на дороге нельзя, о том, как переходить дорогу.
Материал: подбор картинок-ситуаций, когда дети играют около или на дороге.
Методика: Педагог просит ребёнка рассмотреть предложенные картинки, дать им оценку. В конце просит сделать вывод: «Какое главное правило нарушают дети?»
Вопросы:
1. Можно ли играть на дороге?
2. Как правильно переходить дорогу?
3. Кто на картинке правильно переходить дорогу?
4. Можно ли тебе переходить дорогу без сопровождения взрослого?
5. В каком именно месте нужно переходить дорогу?
6. На какой сигнал светофора разрешается переходить через дорогу?
Задание 5. «Профессии»
Целевой ориентир: выявить характер представлений ребенка о работе водителя.
Материал. Картинки на тему «Профессии»
Методика: Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок «Профессии» найти водителя. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что это водитель?
- Какими транспортными средствами управляет водитель?
- Для чего нужны грузовые автомобили?
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Воронина Е.Е., Попов В.Н. Обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»): учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / Под общей редакцией Р.Ш. Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2016. – 100 с.
Кобзева Т. Г. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников / авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 219 с.
Методика проведения мониторинга уровня сформированности готовности детей дошкольного возраста к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах: методические рекомендации/О.В. Куленева, Г.Х. Насрутдинова, Е.А. Ярусова. – Казань: ООО «Фолиант», 2015.
Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учебное пособие; под ред. Р.Н. Минниханова, Н.А. Халиуллина. – Казань: ГУ «НЦБЖД», 2008.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения / Т.Ф. Саулина: Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. - 64 с.
Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 - М. лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий / Под ред. Д.М. Мустафина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. – 240 с.