Организация репетиционных работ со школьниками для успешного исполнения народных танцев.
На первый взгляд может показаться, что в системе обучения народному исполнительскому искусству хореография имеет исключительно прикладной характер. Но опыт преподавания позволяет с полной уверенностью заявить, что кроме чисто прикладного значения, занятия традиционной хореографией играют важную роль в становлении мастерства исполнителей народных танцев. Изучение и освоение традиционной народной пластики влияет на многомерное, глубинное постижение традиционной народной культуры, служит физическому развитию и психологическому раскрепощению, помогает приобретать естественные хореографические навыки.
На репетиционных занятиях по народному танцу определенное место занимает изучение танцевальных элементов, которые могут быть использованы в работе, как с малышами, так и с людьми всех возрастов. Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, народные танцы способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях танца каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер. Учащиеся, соприкасаясь с танцевальным искусством, постепенно приобщаются к миру прекрасного. Через танец у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается хороший эстетический вкус. Приобретая знания и навыки в области народного танца, ученики начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движение и их последовательность - это развивает внимание и память, но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие возможности.
Систематические занятия народными танцами очень полезны для физического развития; улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Постепенно дети начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают выразительность движений. Обучение народному танцу расширяет кругозор. Ученики знакомятся с разными видами танцев, начинают различать их особенности.
На занятиях по народному танцу увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Главная задача педагога – не только научить ученика определенным приемам, связкам движений в различных танцах, но и выработать в нем способность самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.
Задача педагога - способствовать становлению музыкально-эстетического сознания учащихся, научить их чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности. Педагог обязан совершенствовать художественно-творческие способности учеников, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой.
На занятиях по народному танцу ребенок учится сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координацией, различать ритм и согласовывать свои движения с музыкой.
Способность согласовывать движения своего тела с музыкой вызывает комфортное состояние, и танцующий испытывает радость и удовольствие, осваивая те или иные задачи, которые ставит перед ним педагог.
Рекомендации:
Планируя занятия по народному танцу, педагог должен учитывать четыре главных направления в работе, без которых невозможно достичь "звучания" музыки в движениях:
- основное направление - совершенствование восприятия музыкального искусства через осознание его драматургии; воспитание у детей способности тонко чувствовать музыку, умения передавать в жестах, движениях стиль произведения определенной эпохи;
- формирование пространственных ориентиров, развитие пространственного мышления и воображения;
- совершенствование навыков основных движений, выполняемых под музыку в разных музыкальных размерах: - 2/4, 3/4, 4/4, 3/8;
- обучение элементам танца; выполнение творческих заданий с использованием знакомых танцевальных "па", подбором пластики, жестов в соответствии с характером музыкального произведения.
Таким образом, впечатления, полученные от движения под музыку на уроках ритмики (через подключение к музыкальной памяти - памяти мышечной), остаются на всю жизнь.