СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самоподготовки в группе продлённого дня для детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых  школьники самостоятельно выполняют  учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Просмотр содержимого документа
«Организация самоподготовки в группе продлённого дня для детей с ОВЗ.»

Организация самоподготовки в группе

продлённого дня для детей с ОВЗ по слуху


Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.


Структура самоподготовки

Рекомендуется использовать в специальных коррекционных школах.

I. Организационный момент (подготовка оборудования и рабочего места).

II. Вводная часть (психологический настрой). В начальных класса воспитатель в игровой форме нацеливает детей на выполнение домашнего задания. В старших классах ученики под руководством воспитателя определяют последовательность выполнения задания по предметам, то есть учатся планировать свою деятельность по этапам.

III. Самостоятельная работа учащихся. Следует отметить, что она не должна носить коллективный характер. На этом этапе дети выполняют домашнее задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

IV. Проверка. В младших классах осуществляется после каждого предмета. В старших классах можно использовать после выполнения всего задания. Можно использовать следующие приемы работы: взаимопроверка, самооценивание (при самооценивании ребенок должен знать, по каким параметрам оценивать свою деятельность).


Функции самоподготовки

Образовательные функции:

1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.

3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному

формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.


Требования в структуре организации самостоятельной работы

К основным гигиеническим требованиям относятся:

  • Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

  • Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

  • Чистота оконных стекол.

  • Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко
    растущими деревьями.

  • Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

  • Поддержание нормального температурного режима.

  • Регулярное проветривание классных комнат.

  • Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

  • Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

  • Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

  • Поддержание чистоты и порядка в классе.

  • Соблюдение школьниками личной гигиены.

  • Сохранение у детей правильной позы во время работы.

  • Проведение «физкультминуток».

  • Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

  • Устранение шумовых раздражителей.

  • Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке:

  • Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

  • Задания ученики выполняют самостоятельно.

  • Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

  • Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

  • Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

  • Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

К воспитательным требованиям относятся:

  • Отказ от применения каких-либо мер наказания.

  • Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

  • Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.

  • Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

  • Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

  • Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

  • Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.

Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.

В любых рекомендациях особое значение имеет опыт педагогов-практиков.

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.


Состояние учащегося на самоподготовке

  1. Характеристика состояния

Активно-
самостоятельное

Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние.

Зависимо-
самостоятельное

Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением.

Принудительно-
исполнительское

Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне.

Бесконтрольно-
исполнительское

Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении.

Самопроизвольное


Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: «хочу - учу, не хочу - не учу»; «нравится— работаю, не нравится - не работаю»; «легко - сделаю, трудно - не буду». Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше
тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в
другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.


Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.


Организация и проведение физкульминуток.

Введение в структуру самоподготовки физкультминуток сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми учителями, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

  • комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

  • физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;

  • предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

  • для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;

  • упражнения для кистей рук;

  • гимнастика для глаз;

  • гимнастика для улучшения слуха;

  • упражнения для профилактики плоскостопия;

  • упражнения, корректирующие осанку;

  • дыхательная гимнастика.


При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

  • подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

  • увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);

  • выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.


РЕКОМЕНДАЦИЯ

по проведению самоподготовки в коррекционной школе

Самоподготовка планируется по тетради взаимосвязи, которая ведется
учителем и воспитателем.

I. Предварительная работа воспитателя перед самоподготовкой.

  1. Беседа воспитателя с учителем начальных классов или учителями
    предметниками по итогам дня, просмотр оценок по журналу.

  2. Консультация воспитателя с учителями по подготовке домашнего
    задания на следующий день.

3. Беседа воспитателя с учащимися класса по итогам дня.

а) поощрения учащихся, получивших «4» и «5»;

б) выяснение причин получения отрицательных оценок (если это
требуется);

в) приготовить все необходимое для проведения самоподготовки
(технические средства, добавочный материал).

4. Приготовить класс к работе (сделать влажную уборку, проветрить класс, иметь мел, тряпку).

II. Требования к воспитателю при подготовке домашнего задания.

1. Подготовка домашнего задания в школе проходит под руководством
воспитателя.

2. Воспитатель не подменяет самостоятельную работу уроками, он
выполняет роль организатора, создает доброжелательную рабочую обстановку.

3. Дифференцированный подход к учащимся.

4. Воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках
(взаимопосещение)

  1. Продуманная работа с логопедами (связь с логопедом).

III. Организационная часть.

  1. Приготовление рабочего места.

Как приготовить рабочее место.

1) Подровнять парту.

2) Убрать мусор (ненужное)

3) Приготовить учебники, тетради, ручку, черновик, дневник.

4) Убери портфель на место.

5) Записать задание в дневник.

2. Пишется расписание уроков на следующий день на доске и выполняется
домашнее задание по каждому предмету.

3. Рассказать о рациональном использовании рабочего времени,
установить регламент по предметам.

IV. Выполнение домашнего задания по начальным классам.

Русский язык: повторение правил; выяснение цели упражнения и разбор (2 примера); остальное выполняют самостоятельно.

Арифметика: устный счет задачи или примеров; самостоятельная работа над выполнением задач, примеров.

Чтение: читать вслух обязательно на каждом занятии самоподготовки; отрабатывать технику чтения.
Воспитатель на самоподготовке:

1. Учит детей правильному процессу запоминания.

а) запомнить главное;

б) запомнить не слова, а предложения и цепочку мыслей;

в) правильно формулировать свои мысли.

2. На самоподготовке воспитатель использует наглядность, рекомендуемую учителем.

а) произведения изобразительного искусства;

о) дидактический материал;

в) исторические и географические карты.

  1. Индивидуальная работа проводится через дифференцированные
    задания, составленные учителем.

  2. Воспитатель чутко, внимательно следит за работой детей. При
    сниженной рабочей активности провести физминутку.

5. Методы проверки выполнения домашнего задания.

а) просмотр письменного задания;

б) устный опрос по вопросам учебника или по вопросам,

рекомендованным учителем;

в) опрос парноколлективным методом;

г) игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина).

6. Подведение итогов самоподготовки.

а) анализ самоподготовки детей (поощрение учащихся за аккуратно и правильно выполненные задания и хорошие устные ответы).

Демонстрация лучших тетрадей;

б) запись в тетрадь взаимосвязи о степени усвоения домашнего задания.

Требования

  1. Помещение - чистое, проветренное.

  2. Рассаживать учащихся: слабоуспевающих, неусидчивых - ближе к себе имеющих слабое зрение - ближе к свету.

  3. Координировать поведение детей, возбудимых - сдерживать от поспешности; медлительных — побуждать к деятельности; неуверенных - подбадривать.

Вспомогательные игры:
1 класс

  • целесообразны специализированные занятия по рисованию и лепке
    (развивают мышцы рук):

  • дидактические игры, связанные с простейшими операциями.

качественного выполнения домашнего задания


Правила, которые должен знать ребенок при проведении самоподготовки

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. Опаздывать

  1. Нарушать тишину, громко разговаривать.

  1. Отвлекать товарищей от работы.

  2. Списывать задание у товарищей.

  3. Заниматься посторонними делами.

  4. Выходить из класса без разрешения воспитателя.

  5. Не нарушать тишину в коридоре.


Правила, которые должен знать воспитатель при
проведении самоподготовки

1. Воспитатель ни в коем случае не имеет права объяснять материал ребенку, т.к. незнание методики предмета может навредить ребенку.
Воспитатель, в случае затруднения, может только натолкнуть ребенка на

выполнение домашнего задания. Если ребенок не справляется, значит он не усвоил тему. Воспитатель должен поставить в известность об этом учителя, т.к. самоподготовка направлена на закрепление материала.

  1. Воспитателю необходимо помнить, что самоподготовка направлена на
    развитие самостоятельности воспитанников, поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей, воспитателю необходимо поощрять все проявления самостоятельности.

3. Педагогам необходимо определять объем заданий, учитывая возрастные и индивидуальные особенности (для сильных учеников около половины того, что выполнили на уроке, для более слабых 1/3 - 1/4 часть от пройденного материала на уроке).

4. В целях осуществления принципа преемственности между педагогами
воспитатель должен посещать уроки учителя не менее 1 раза в четверть, учитель должен посещать самоподготовку по мере необходимости. Если у учителя возникают вопросы по выполнению домашнего задания детьми, то учитель должен посетить самоподготовку.