Организация самостоятельной работы на уроке.
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать самому — и я научусь. (Конфуций)
«Самостоятельная работа выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий». Б. П. Есипов
Признаки самостоятельной работы:
наличие задачи, проблемного вопроса, особого времени на решение;
проявление умственной нагрузки;
проявление самостоятельности, сознательности, активности.
Целью самостоятельной работы является: • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации
Задачи самостоятельной работы
- выработка способности работать самостоятельно;
- развитие познавательной активности;
- стимулирование творческого мышления;
- повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
- осмысление приобретенных знаний;
- формирование умения планировать время;
- выработка ответственности и инициативности.
Формирование высококультурной личности
Формирование умений учиться самому
Формирование умений применять знания
Актуальность
Классификация
По дидактическим целям
обучающие
контролирующие
Формы и виды самостоятельной работы
по дидактическим целям:
- обучающие;
- тренировочные;
- закрепляющие;
- повторительные;
- развивающие;
- творческие.
по степени индивидуальности:
общеклассные;
групповые ;
индивидуальные.
по источнику и методу приобретения знаний:
работа с книгой (в классе, дома);
решение и составление задач;
лабораторные и практические работы;
подготовка докладов, рефератов.
по уровню самостоятельности учащихся:
по образцу (репродуктивные);
реконструктивные, вариативные;
эвристические (частично-поисковые);
исследовательские.
по месту выполнения:
классные;
домашние.
по форме выполнения:
- устные;
- письменные;
- тесты.
Организация самостоятельных работ
это отбор средств, форм и методов , стимулирующих познавательную активность , обеспечение условий эффективности. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания необходимо руководствоваться основными принципами дидактики.
Наиболее важное значение в этом деле имеют принципы:
- доступности и систематичности,
- связь теории с практикой,
- принцип постепенности в нарастании трудностей,
- принцип творческой активности,
- а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.
Дидактические условия
наличие у учащихся знаний
присутствие в содержании задания нового материала
фиксации результатов самостоятельной работы
работа с учебником сочетается с другими видами самостоятельной работы
оценивание работы
РЕЗУЛЬТАТ:
Способствует развитию познавательных и творческих способностей
Способствует развитию мышления
Способствует получению более глубоких и прочных знаний
Формирует умения и навыки практического характера
Вырабатывает устойчивые навыки самостоятельной работы
Спасибо за внимание!