СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной работы студентов по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит материал для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Биология"

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы студентов по биологии»

Министерство образования и науки Алтайского края

КГБПОУ «Благовещенский строительный техникум»













ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО БИОЛОГИИ




Методическая разработка




Выполнила Хмелевская Ю. В.














Степное Озеро

2018

РАССМОТРЕНО

Заседание цикловой комиссии

№ ___ от «___» _______ 2018 г.

Председатель

________ А. В. Григорьева


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по УПР

_______О.В. Демьянова

«___»________ 2018 г.











Автор Хмелевская Ю. В. – преподаватель КГБПОУ «Благовещенский строительный техникум»

Рецензент Чала Г. В. – преподаватель КГБПОУ «Благовещенский медицинский техникум»




В методической разработке раскрыты приемы и методы, способствующие развитию умений студентами систематизировать знания, самостоятельно их приобретать и использовать на практике. К ним относится самостоятельная работа с учебной книгой: перевод материала учебника в таблицы, схемы, составление конспекта, работа с терминами, решение задач. Работа содержит материал, который окажет помощь преподавателям в организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по биологии. В приложении приведены задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.















Оглавление





Введение

4

1

Работа с учебной книгой

6

2

Составление конспектов

8

3

Составление плана параграфа

11

4

Выделение новых терминов, понятий в материале параграфа и их объяснение

12

5

Составление и заполнение таблиц

13

6

Составление схем

16

7

Решение задач

18

8

Требования к оценке знаний студентов по биологии

22


Заключение

25


Список литературы

26


Приложение А - Задания для самостоятельной работы студентов

27

























Введение


Современная молодежь, обучающаяся в среднем профессиональном учебном заведении, должна в будущем уметь самостоятельно пополнять свои знания в условиях постоянно растущего потока информации, быстро осваивать новую технику и современные технологии производства. Увеличение роли самостоятельной работы студентов и совершенствование ее организации — важный шаг в повышении эффективности образовательного процесса, в дальнейшем самообразовании студентов.

Самостоятельная деятельность студентов на занятиях биологии и в процессе внеаудиторной работы по этой дисциплине является необходимым и неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса, без которого невозможно ни усвоение знаний, ни приобретение практических умений, ни развитие умственных способностей, познавательной активности, самостоятельности.

В последние годы самостоятельной работе отводится все большее место в учебном процессе, но у студентов, как правило, не сформированы умения выполнять эту работу, а преподаватели зачастую не знают приемов их формирования и не отводят этому на занятиях специального времени. Складывается парадоксальное положение: от студента требуют активной самостоятельной работы, но не обучают этому. Студенты действуют методом «проб и ошибок», не осознавая тех способов работы, той их логической последовательности, которые должны привести к положительным результатам. Вследствие этого выполнение внеаудиторной самостоятельной работы затягивается и обучение становится более трудным, в то время как умение самостоятельно приобретать знания выдвигается в качестве одной из важнейших задач обучения.

У студентов необходимо формировать знания о способах самостоятельной работы, приучать их к рациональным действиям путем организуемых преподавателем упражнений. Правильно организованная домашняя работа обеспечивает закрепление студентами знаний и умений, дает возможность ликвидировать пробелы по некоторым темам и разделам одним студентам и углубить, расширить приобретенные знания и умения другим. Самостоятельные ежедневные занятия воспитывают трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, волю, чувство ответственности.

Организация домашней работы в техникуме имеет свои особенности, исходящие из общей специфики преподавания общеобразовательных дисциплин, связанные с содержанием обучения, многопредметностью учебного процесса, контингентом студентов, характеризующимся различным уровнем знаний.

К концу изучения курса общей биологии студенты должны выступать как самостоятельные организаторы своей деятельности: определять виды своей работы, приемы выполнения, формы самоконтроля, подбирать литературу, уметь с ней работать. Следует максимально подготовить студентов на занятии к выполнению домашних заданий, проинструктировать их, создать ситуацию успеха. На занятии должны быть усвоены и закреплены основные факты, понятия, теории, сформированы умения, необходимые для выполнения домашней работы. Преподаватель должен выяснить, все ли студенты поняли, как они должны выполнить работу, обратив особое внимание на медлительных и менее подготовленных. При необходимости даются дополнительные объяснения.

Целесообразно использовать различные виды заданий, включая задания творческого характера, и установить их оптимальный объем. Необходим систематический контроль со стороны преподавателя за выполнением домашних заданий студентами.

Методическая разработка предназначена для преподавателей биологии СПО. В методической разработке отражены вопросы формирования умений самостоятельной работы студентов в процессе внеаудиторной работы.

Теорией, практикой накоплено много разнообразных форм, методов и приемов организации внеаудиторной работы студентов. В данной работе говорится о том, как можно организовать самостоятельную работу с учебником: как применять знания для построения сравнительных схем и заполнения таблиц; использовать приобретенные знания для доказательств, обоснований и решений гипотетических задач.

В разработке приводятся требования к оценке знаний студентов, которые помогут выявить полноту, глубину и системность знаний. В приложении даны задания для самостоятельной работы студентов, которые преподаватель может использовать и при изучении нового учебного материала, и в процессе закрепления,

обобщения и проверки знаний. Задания расположены в том порядке, в каком следуют темы в программе. Преподаватель может проявить творчество и видоизменять задания, учитывая уровень подготовки студентов, индивидуальные особенности восприятия учебного материала.
















1 Работа с учебной книгой


К сожалению, умение работать с книгой не сформировано даже у многих взрослых людей. Не всегда студенты хорошо ориентируются в учебнике: не всегда могут пользоваться оглавлением, указателем терминов, шрифтовыми выделениями, вопросами, рисунками. Основным источником информации по биологии для студентов-первокурсников является учебник: Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2017

Установлено, что при самостоятельной работе с книгой студенты встречаются с целой группой трудностей психологического плана:

  • трудности ориентации в теоретическом содержании текста;

  • трудности синтезирования отдельных теоретических положений и фактических данных, результатов опытов в единую систему;

  • трудности анализирования текста, деления его на логически законченные части, соотнесения главного и второстепенного, частного и общего.

Неумение работать с книгой приводит к механическому заучиванию и поверхностному усвоению материала, быстрой утомляемости и перегрузке, снижает интерес к изучаемой дисциплине. Поэтому первейшая задача преподавателя — научить студента правильно работать с учебником. В. А. Сухомлинский писал о том, что перегрузка получается там, где умственный труд имеет односторонний характер: ученик только заучивает. Прежде всего, необходимо, чтобы студенты хорошо ориентировались в учебнике. На первом занятии следует ознакомить их со структурой учебника, по которому они будут заниматься (разделы, главы, параграфы), с порядком расположения в нем материала, рисунков, таблиц, способами выделения в тексте главного и второстепенного материала; рассказать, каким бывает шрифт, с какой целью используются различные его виды.

В конце каждого параграфа имеются контрольные вопросы, позволяющие студентам ориентироваться в том, насколько успешно ими усвоено основное содержание текста.

Авторы стремились максимально использовать наглядное оформление текста с помощью графических символов, разнообразия шрифтов, многочисленных схем, таблиц. В учебнике приводятся многочисленные условные и реальные примеры, справочные примечания, которые помогают лучше понять теорию. В конце учебника имеется список литературы.

Обучающиеся должны знать, что в процессе чтения необходимо размышлять, обдумывать, выделять и запоминать основные мысли автора, включать новый материал в систему ранее приобретенных знаний. Нужно учиться читать быстро. Под быстрым чтением понимается такое чтение, которое, увеличивая объем полученной информации, вместе с тем обеспечивает ее полноценное смысловое усвоение и запоминание. Но быстрое чтение – это не чтение кое-как, не поверхностное скольжение по тексту, а активный процесс его изучения. В зависимости от характера изучаемого материала и цели, которую ставит перед собой читатель, рекомендуется пользоваться и быстрым, и медленным приемами чтения. Можно читать параграф или статью два раза: первый раз медленно для того, чтобы хорошо понять и усвоить материал, второй раз быстро или, наоборот, первый раз читать быстро, чтобы ознакомиться с текстом, а второй — медленно - для изучения и запоминания. Основным критерием правильности выбранного метода чтения является полное понимание прочитанного и хорошее его усвоение.

Можно предложить студентам следующие приемы работы с текстом параграфа:

1.Вдумайтесь в название параграфа и вспомните главное из того нового материала, который изучен на занятиях.

2. Читая текст параграфа, выделите главные мысли.

3. Составьте план ответа.

4. Подготовьте устный ответ по плану.

5. Найдите в тексте параграфа выводы, логически связанные между собой.

6. Какой ранее изученный материал можно использовать по данному вопросу?

7. Объясните рисунки и схемы, имеющиеся в параграфе учебника.

8. Какими примерами можно дополнить изучаемый материал?

  1. Каково предполагаемое продолжение изучаемой темы?





















2 Составление конспектов


Одним из методов самостоятельного изучения параграфа является составление конспектов.

Основные требования, предъявляемые к конспекту:

- конспект должен быть содержательным (т. е. отражать главное в тексте) и полным (полный — не значит подробный);

- конспект должен быть по возможности кратким, небольшим по объему. Записать текст кратко — значит изложить его сущность своими словами (за исключением правил и законов).

Последовательность действий при составлении конспекта

1. Внимательно прочитать текст.

2. Определить тип текста.

3. Мысленно разделить текст на логически законченные части.

4. Определить, о чем говорится в каждой части, выделить главное.

5. Выделить трудные места в каждой части и разобраться в них.

6. Записать кратко содержание каждой части, включая описание опытов, экспериментов.

7. Правила, законы, выводы записать полностью и подчеркнуть.

8. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, выписанные из текста или составленные самостоятельно на основании прочитанного.

Например, конспект по вопросу «Химическая организация клетки» можно составить следующим образом;


1. Элементарный состав клеток

Достоверно установлено в организме более 80 элементов, которые можно распределить на три группы:

1 группу (98%) составляют четыре элемента: О, С, Н, N (органогены);

2 группу (1,9%) составляют восемь элементов: Са, Р, К, S, Cl, Mg, Na, Fe (макроэлементы);

III группу (0,1%) составляют микроэлементы: Со, Си, I, F, Мn, В, Zn, в ничтожных количествах, с неясной ролью имеются ультрамикроэлементы: Au, Hg, Be, U.

2.Химические вещества, входящие в состав клеток

75%-85% (у зародыша 90%)—вода; 10%-20% — белки; до 5%— липиды; до 2%— углеводы;

до 2,5% — нуклеиновые кислоты и другие органические вещества; до 1,5% — неорганические вещества (без воды).

3. Роль воды

1) вода как растворитель органических и минеральных веществ, газов;

2) в водных растворах происходят химические реакции;

3) высокая теплоемкость воды поддерживает тепловое равновесие в клетке и организме;

4) вода как участник реакций гидролиза;

5) вода является источником водорода и кислорода при фотосинтезе;

6) вода обеспечивает передвижение веществ при кровообращении, восходящем и нисходящем токе у растений, тургор клетки и осмотические явления.

4. Органические вещества

Белки основа живой материи. Белки — это полимерные молекулы — полипептиды, состоящие из многих (не менее 100) аминокислот. Общее разнообразие аминокислот в составе различных белков — 20. Между аминогруппой .NH2 и карбоксильной группой СООН двух соседних аминокислот образуется прочная пептидная связь, с выделением воды. Цепочка из аминокислот, полипептид — это первичная структура белка, наиболее важная, так как на ее основе создаются другие виды структуры: вторичная, третичная, четвертичная (спираль, глобула, структура из нескольких глобул или нескольких фибриллярных белков-полипептидов). Вторичная структура (спираль) удерживается слабыми водородными связями, третичная структура со­здается —S—S—связями («дисульфидные мостики») между молекулами цистеина, а также водородными, ионными и гидрофобными взаимодействиями радикалов аминокислот. Активность белков-ферментов создается их третичной структурой; если она нарушается, активность пропадает. Разрушение структуры белка называется денатурацией; если разрушается первичная структура, рвется цепочка полипептида — это необратимая денатурация (ее вызывают формалин, спирт, кислоты, щелочи, высокая температура, облучение). Если нарушается только третичная или вторичная структура — это обратимая денатурация: активность фермента может быть восстановлена.

Функции белков в организме:

1) структурная (все клеточные компоненты содержат белки);

2) ферментативная (белки-ферменты являются катализаторами всех химических реакций);

3) двигательная (сокращения мышц и движения кле­точной мембраны обеспечиваются специальными белками);

4) транспортная (белок гемоглобин переносит кислород, имеются белки—переносчики ионов и молекул);

5) защитная (белки-иммуноглобулины обеспечивают иммунитет);

6) регуляторная (белки-гормоны регулируют обмен веществ);

7) энергетическая (при расщеплении 1 г белка выделяется 17,2 кДж энергии);

8) сигнальная (белки-рецепторы, изменяя свою форму, передают сигнал в клетку и включают цепь химических реакций).













































3 Составление плана параграфа


По учебному материалу определенных параграфов можно предложить студентам составить план. Перед этой работой необходимо напомнить, что план показывает, какие основные вопросы и в какой последовательности излагаются в тексте.

Примерный план параграфа «Индивидуальное развитие организма»

Развитие зародыша

1. Изменения, происходящие с зиготой.

  1. Последовательность увеличения числа клеток.

  2. Формирование однослойного зародыша - стадия бластулы.

  3. Образование второго слоя эмбриона - стадия гаструлы.

  4. Образование третьего зародышевого листка – мезодермы.

  5. Формирование из клеток эктодермы нервной системы, кожи и органов чувств.

  6. Формирование внутренней системы органов из энтодермы.

  7. Образование хрящей, костных элементов, мускулатуры, кровеносной, выделительной систем из клеток мезодермы.

В некоторых случаях проверить правильность составленного плана могут студенты – рецензенты. Рецензентам даются вопросы, на которые следует обратить внимание:

  1. Правильно ли определен тип текста?

  2. Правильно ли определены основные идеи текста?

  3. Правильно ли выделены логически законченные части текста?

  4. Насколько четко и конкретно даны формулировки?

















4 Выделение новых терминов и понятий в материале параграфа и их объяснение


Для этой формы внеаудиторной работы необходимо хорошее знание материала темы и параграфа. Она развивает навыки работы с книгой, умение выделять главные мысли, способствует запоминанию и правильному написанию терминов. Такую форму работы целесообразно применять при изучении материала, содержащего много терминов, например, по теме «Основы генетики и селекции» можно предложить объяснить следующие термины:

Наследственность способность передавать потомкам и сохранят в ряду поколений признаки родителей.

Изменчивость- способность организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

Генотип совокупность всех генов организма, полученных от родителей.

Фенотип совокупность всех признаков и свойств организма, проявляющихся как результат взаимодействия организма со средой.

Моногибридное скрещивание скрещивание, при котором исходные родительские формы отличаются по одному признаку.
























5 Составление и заполнение таблиц


Научившись выделять главное в тексте, составлять планы, конспекты, студенты легче справляются с переводом текста в таблицы, что является важной формой самостоятельной работы. При этом они выделяют существенные признаки изучаемых явлений, процессов, находят в них черты сходства и различия, определяют основные свойства веществ и сравнивают со свойствами ранее изученных. Работа по анализу и составлению таблиц имеет большое значение для развития мыслительной деятельности студентов. Ведь для того чтобы составить таблицу, нужно хорошо разбираться в тексте, уметь отобрать нужный материал, обобщить и систематизировать его. Например, рекомендуются заполнить таблицы по сравнению искусственного и естественного отбора, форм борьбы за существование, по развитию органического мира (по эрам и периодам), по доказательствам происхождения человека от животных (сравнительно-анатомические, палеонтологические), по строению и функциям компонентов и органоидов клетки, по сравнению ДНК и РНК, гетеротрофов и автотрофов, по фазам митоза (с рисунками) и ряд других.

Составление таблиц — сложная, но интересная форма работы с текстом. Этот вид самостоятельной деятельности можно применять во время самостоятельного изучения материала по учебнику и для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке.

Например, по теме «Главные направления биологической эволюции» студентам предлагается выполнить дома следующее задание: выявите сходство и различия основных направлений эволюции, сделайте выводы, заполните таблицу «Ароморфозы и идиоадаптации».

Образец заполнения:

Ароморфозы

Параметры

Идиоадаптации

1. Характер изменения

Крупные

Мелкие, частные

2. Значение

Повышение уровня организации, способствующее широкому приспособлению к новым условиям обитания.

Возникновение частных приспособлений к среде обитания без повышения уровня организации.

3. Примеры

Усложнение нервной, кровеносной систем у позвоночных; строения растительного организма и др.

Приспособление насекомых к жизни в воде, на суше; цветковых растений к жизни в водоемах, на лугах, в лесу.


Для закрепления и проверки знаний о естественном отборе предлагается заполнить таблицу «Естественный и искусственный отбор»


Признаки сравнения

Искусственный отбор

Естественный отбор

1.Отбирающие факторы



2.Отбираемые признаки



3.Связь отбора с наследственной изменчивостью



4.Творческая роль отбора




С целью изучения митоза можно предложить студентам самостоятельно прочитать текст параграфа о митозе и заполнить таблицу:

Образец заполнения


Интерфаза и фазы митоза

Изменения в клетке в период ее деления

1. Интерфаза

Удвоение ДНК, синтез молекул белка

2. Профаза

Образование компактных хромосом, образование двух дочерних хромосом – хроматид, исчезновение ядерной оболочки в конце профазы.

3. Метафаза

Выстраивание хромосом в плоскости экватора, прикрепление хромосом в месте перетяжки к нитям веретена деления.

4. Анафаза

Расхождение хроматид к полюсам клетки.

5. Телофаза

Равномерное распределение органоидов между образующимися дочерними клетками, формирование между ними оболочки, обособление ядра.

Составить самостоятельно таблицу можно по рисункам. Например, при изучении клетки студентам дается на дом следующее задание: рассмотрите рис.17 в учебнике, сравните строение растительной и животной клеток, выпишите в таблицу сведения об особенностях их строения.

Виды клеток

Особенности строения растительной и животной клеток

  1. Растительная клетка


  1. Животная клетка



Рассмотрите рис. 15 и 17 в учебнике, сравните строение растительной клетки и бактерии; выявите черты сходства и различия, сделайте вывод, сведения занесите в таблицу.


Образец заполнения

Сходство

Различия

Растительная клетка и бактерия имеют;

  1. Клеточную стенку.

  2. Плазматическую мембрану.

  3. Цитоплазму

  4. Рибосомы

  5. Фотосинтезирующий аппарат

  6. Хромосомы

  7. Вакуоли

В клетке бактерии нет;

1.Оформленного ядра

2.Митохондрий

  1. Эндоплазматической сети

  2. Аппарата Гольджи

  3. Лизосом

  4. Хлоропласт


При заполнении таблиц можно давать задания, предполагающие применение ранее полученных знаний из курса ботаники, зоологии. Например, при изучении темы «Макроэволюция».

Задание: заполните таблицу, используя знания из курса ботаники;

Сравнительная характеристика некоторых групп растений

Группа растений

Особенности

строения

размножения

Водоросли

Мхи

Папоротники

Голосеменные

Покрытосеменные




Заполните таблицу, используя знания из курса знания зоологии:

Развитие кровеносной системы у позвоночных

Особенности строения органов кровообращения

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

1. Число сердечных камер





2. Число кругов кровообращения






6 Составление схем


Уместно использовать в качестве внеаудиторной работы составление схем круговорота веществ, цепей питания, видообразования, экологической пирамиды и др. Применение этого метода дает возможность проверить наиболее существенные знания студентов и умения обобщать их, конкретизировать примерами. Схемы могут быть самыми разнообразными, но в их основе лежит прием сравнения, обобщения, который помогает усвоить материал и вычленить главное

.

Схема к параграфу «Формы размножения организмов»





Размножение



Бесполое




Бесполое

Половое





Деление клетки


Спорами


Вегетативное


Слияние одноклеточных организмов


Слияние гамет


Партеногенез





У животных



У растений




Почками


Участками тела


Корнями


Листьями


Побегами








Пример схемы строения клетки

КЛЕТКА



ПОВЕРХНОСТНЫЙ АППАРТ (НАРУЖНАЯ МЕМБРАНА)

ЯДРО

ЦИТОПЛАЗМА



Схема к параграфу «Движущие силы (факторы) эволюции антропогенеза»

Факторы эволюции человека








Биологические

Социальные






Наследственная изменчивость

Труд

Общественный характер трудовой деятельности

Сознание, мышление, речь


Борьба за существование


Естественный отбор

























7 Решение задач


Внеаудиторное решение задач - метод, все еще не получивший широкого распространения при изучении курса общей биологии, хотя его значение в повышении познавательной активности и самостоятельности студентов не вызывает сомнения. В процессе решения задач студенты восстанавливают имеющиеся у них знания, обращаются к жизненному опыту, привлекают знания по другим предметам. Задача всегда содержит неизвестное, поэтому побуждает обучающихся к поиску, к творчеству.

Задачи используются при изучении вопросов цитологии, генетики, экологии, при установлении связи теории с практикой. Важно, чтобы студенты полностью осознали условия задачи, записали известные данные и поняли вопрос, на который надо дать ответ.

Решение задач по биологии непривычно для студентов, поэтому они не всегда справляются с ними, и преподавателю на первых порах приходится оказывать значительную помощь. Но после выполнения нескольких задач одного типа самостоятельность ребят возрастает. В процессе решения задач студенты убеждаются в недостаточности своих знаний, в необходимости пополнить их. Дома они могут пользоваться учебником или другими книгами для восполнения пробелов в знаниях. Очень ценно, что студенты не только пополняют знания, но и применяют их, т.е. знания становятся действенными.

Пример задачи 1 после изучения темы «Дигибридное скрещивание» для проверки степени усвоения довольно сложного материала на дом дается решение дополнительных задач. Чтобы не тратить время на диктовку условий задач, каждому студенту раздаются таблицы, где наверху написаны исходные данные для решения задач по дигибридному скрещиванию. Например, по дигибридному скрещиванию кроликов: в таблице фенотипы самцов, указанные римскими цифрами соответствуют фенотипам самок, указанных арабскими цифрами. Черная окраска шерсти доминирует над белой, мохнатая форма доминирует над гладкой.


№ п./п

Фенотипы самки

Генотипы родителей

Фенотипы самца

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

Черная мохнатая особь, гомозиготная по обоим признакам

ААВВ










2

Черная мохнатая особь гомозиготная только по второму признаку

АаВВ










3

Черная мохнатая особь, гомозиготная по первому признаку

ААВв










4

Дигетерозиготная черная мохнатая особь

АаВв










5

Белая гомозиготная мохнатая особь

АаВВ










6

Белая гетерозиготная мохнатая особь

ааВв










7

Гомозиготная черная гладкая особь

Аавв










8

Гетерозиготная черная гладкая особь

Аавв










9

Белая гладкая особь

аавв











С помощью этой таблицы можно составить и решить любую задачу по дигибридному скрещиванию. Комбинируя фенотипы самок и самцов в любых сочетаниях и находя соответствующие генотипы, скрещиваемых особей, студент определяет формулы расщеплений потомства по генотипу и фенотипу.

Хорошо использовать задачи разного типа, это позволяет сосредоточить внимание на основных вопросах, изучаемых теоретически на занятии. В процессе решения задач не только закрепляется изученный материал, но и происходит перевод знаний в умения. Текстовые задачи можно заранее набрать на компьютере, а затем предложить студентам в качестве домашнего задания.

Пример задачи 2 к теме «Борьба за существование»

Внимательно прочтите текст:

«… Состязание всегда будет ожесточеннее между формами, наиболее между собой близкими по строению, складу и образу жизни. Отсюда все промежуточные формы – между ранними и более совершенными формами того же вида, а равно и родоначальная видовая форма будет обнаруживать стремление к вымиранию…» (По Ч. Дарвину).

  1. Укажите, действие каких закономерностей эволюционного процесса можно проследить, анализируя высказывание Ч. Дарвина.

  2. Проиллюстрируйте их примерами.

Пример задачи 3 к теме «Главные направления эволюции органического мира»

Академик И. А. Шмальгаузен, характеризуя основные направления органической эволюции наряду с понятиями «биологический прогресс» и «биологический регресс», дает еще одно понятие - «биологическая стабилизация».

Внимательно ознакомьтесь с определением этого понятия: «Биологическая стабилизация определяется согласованностью темпов эволюции и изменениями среды. При которых приспособленность организма к изменяющейся среде поддерживается на известном уровне.

Объективным показателем стабильности является сохранение численности, сохранение ареалов с возможными миграциями, но без значительного расселения».

Приведите примеры биологической стабилизации.

Пример задачи 4 эта же тема «Главные направления эволюции органического мира»

Докажите на примерах, что:

«Эволюция в целом идет не по прямой линии, а как бы по спирали, с частичными возвратами и повторениями, происходящими каждый раз на новом уровне (необратимость эволюции).

Эволюция в целом безгранична, но это достигается ценой постоянного ее ограничения немногими биологическими прогрессивными формами, дающими начало новым видам, и немногим видам, дающими начало новым филогенетическим ветвям организмов» (И.А. Шмальгаузен).

В некоторых случаях условие задачи можно оформить в виде схемы следующим образом:

Пример задачи 5 к теме «Энергетический обмен в клетке»

  1. Сравните количество высвободившейся энергии и конечные продукты при спиртовом брожении и при дыхании:


Брожение Дыхание


Глюкоза Глюкоза



Пировиноградная кислота

Пировиноградная кислота




Углекислый газ Кислород


Спирт Углекислый газ


2 АТФ

Вода


38 АТФ



  1. К каким выводам относительно круговорота энергии и веществ в живой природе приводит вас сравнение процессов брожения и дыхания?


Пример задачи 6 к темам «Мейоз», «Формы размножения организмов».


  1. Закончите схему оплодотворения гипотетического животного. Для этого изобразите хромосомы в каждой клетке и назовите клетки, обозначенные буквами а, б, в.

  2. Можно ли определить по числу хромосом гаметы или зиготы, к какому виду принадлежит данный организм?


Клетка семенника Клетка яичника








а а б б

в




















8 Требования к оценке знаний студентов по биологии


При проверке усвоения студентами учебного материала следует оценивать не только знание фактов, но и полноту их усвоения, а также умение пользоваться приемами логического мышления.

О высоком уровне усвоения материала свидетельствует умение студентов выбрать рациональную структуру изложения материала, подобрать факты для доказательства, сделать выводы и провести сравнение. Высоким уровнем усвоения знаний можно считать правильность ответов студентов на понятийном уровне, который включает систематизированные знания, а также умение объяснить те или иные явления (например, теорию Дарвина, современную синтетическую теорию эволюции, клеточную теорию, взаимосвязь строения и функции и др.) Оценка знаний студентов включает несколько критериев.

В теории и практике обучения критерием усвоения знаний служит их воспроизведение. Но этот показатель уже негоден для проверки пони­мания материала, умения применять знания на практике. Каждый тип вопросов и заданий имеет свои преимущества и ограничения. Следовательно, оценка знаний - это длительный и систематический процесс, сущность которого заключается в определении уровня соответствия имеющихся знаний, умений навыков выбранному критерию.

Одной из форм знаний, характеризующих современную научную картину мира, является понятие. Студенты должны усвоить некоторую совокупность понятий, отражающих самые различные стороны и объекты живого мира. При оценке знаний необходимо иметь в виду требования, которые должны быть предъявлены к уровню усвоения понятий. М.Н. Скаткин выделяет пять уровней усвоения понятий:

1. Понятие считается усвоенным на уровне воспроизведения, если студент может описать (воспроизвести) его со всеми существенными признаками и сформулировать правило воспроизведения.

2. Понятие считается усвоенным на уровне распознавания, если студент умеет выделить его из предложенных ему опыта, задач, текста.

3. Понятие считается усвоенным на уровне применения, если студент может его распознать, связать с другими, классифицировать совокуп­ность объектов в соответствии с известными понятиями. На этом уровне можно выделить еще три подуровня:

а) установление связей проверяемого понятия с другими в ситуациях и задачах, аналогичных обучающим (деятельность по образцу);

б) установление связей проверяемого понятия с другими в ситуациях, требующих нахождения новых связей;

в) установление связей в ситуациях, требующих "подвести" реальные объекты под известные понятия.

4. Система понятий считается усвоенной на уровне воспроизведения, если студент может воспроизвести, построить рассказ о сущности системы в целом или отдельных ее частей.

  1. Система понятий считается усвоенной на уровне применения, если студент умеет, пользуясь этой системой, решать различные задачи.

Способы выявления усвоения знаний студентами на уровне воспроизведения дают возможность оценить их глубину, полноту и системность. Остальные качества выявляются на уровне применения знаний.

Знания студентов могут быть обобщенными, конкретными, свернутыми и развернутыми, системными и разрозненными, но, прежде всего, они должны быть осознанными, т. е. предполагают понимание студентами связей между теми или иными явлениями, умение выделять существенное и несущественное.

При учете важно проверять знания общебиологических и специальных понятий, теорий, законов, анатомо-физиологических особенностей строения организмов и их функций.

Понятия могут считаться усвоенными в том случае, если дается не только правильное определение, но и приводятся соответствующие примеры, подтверждающие его. Так, законы Менделя могут считаться усвоенными, если студенты не только вскроют сущность правила единообразия первого поколения, расщепления и независимого распределения признаков, но и приведут соответствующие примеры. То же можно сказать и о законе гомологических рядов Вавилова и других законах. Очень часто студенты не умеют формулировать законы или определения и подменяют их примерами. Вместо того чтобы перечислить основные классы животных, студенты называют их представителей, причем нередко "переносят" некоторых из одного класса в другой. Иногда они не имеют ясного представления об эволюционном развитии, в частности, о последовательном усложнении систем органов. Так, примером ароморфоза может служить усложнение строения сердца и кровеносной системы у позвоночных животных. Студенты же нередко допускают грубые ошибки, отвечая на этот вопрос (ароморфозы подменяют идиоадаптациями).

Если студенты отмечают различные признаки, входящие в состав одного понятия, но не дают всю совокупность их, то понятие не считается усвоенным. Например, в ответе на вопрос "Основные признаки жи­вого" студенты должны назвать: питание, дыхание, выделение, развитие, рост, размножение, движение, клеточное строение, наследственность, изменчивость. Если студенты что-либо пропускают, то понятие усвоено не полностью.

В том случае, когда проверяется какое-либо анатомо-морфологическое понятие, например о строении мозга и нервной системы у животных, то знания студентов считаются нечеткими и неполными если они не представляют эволюционного развития этого органа и системы. Без этого трудно усвоить курс общей биологии.

Оценивая знания по тому или иному вопросу, следует учитывать полноту и глубину раскрытия понятия или знания факта. Для этого целесообразно выделить признаки понятия, существенные элементы знания факта и принять их за эталон ответа. Известно, что без этих элементов нет знания факта. Поэтому ответ, имеющий расхождение с эталоном по существенным признакам, не может быть оценен положительно. Преподаватель должен хорошо представлять, какие элементы знания по определенному вопросу должны содержаться в ответе студента. В зависимости от глубины, логичности и стиля ответа ставят оценки "5", "4" или "3" (в соответствии с нормами оценки). Если какие-либо основные элементы знания в ответе отсутствуют, положительную оценку не выставляют.









































Заключение


Самостоятельная работа студентов занимает большое место в различных формах организации учебного процесса. Она представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания. Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочим учебным планом, рабочей программой учебной дисциплины. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.

В процессе усвоения системы биологических знаний у студентов формируется диалектико – материалистический взгляд на живую природу, научная картина мира. Это необходимо для понимания сущности, характера биологических явлений, их причинной обусловленности, взаимосвязей в природе и др.

Самостоятельная работа по учебной дисциплине «Биология» может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Могут быть использованы задания опережающего, перспективного характера. Применение опережающих заданий позволяет преподавателю пробуждать и развивать познавательные интересы, с большей эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии.

Значительная часть студентов учится ниже своих возможностей из-за отсутствия навыков самостоятельной работы. Перед преподавателем в СПО ставится задача, максимально используя особенности учебной дисциплины, помочь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, а также обеспечивать формирование общих умений и навыков самостоятельной деятельности. Можно с уверенностью утверждать, что, какие бы квалифицированные преподаватели ни обучали студента, основную работу, связанную с овладением знаниями, он должен проделать самостоятельно.














Список литературы


1. Анастасова Л. П., Анисимова В. С., Короткова Л. С. Способы и приемы контроля знаний, умений и навыков по курсу общей биологии. – М. «Высшая школа» 1986 .

2. Анастасова Л. П. Самостоятельные работы учащихся по биологии.- М.: Просвещение 1989 .

3. Заостровцева Н. А. Конспекты по биологии. – СПб: Питер Паблишинг, 1998 .

4. 3. Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

5. Мягкова А. Н., Сивоглазов В. Н. Планирование учебного процесса по общей биологии. – М.: Высшая школа 1990 .

6. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях – М.: «Мастерство» 2000 .

7. Скаткин М. Н., Краевский В. В. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования - М.: Педагогика, 1988.
























ПРИЛОЖЕНИЕ А ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Раздел Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Задание №1

Заполните таблицу уровней организации жизни на Земле (молекулярный, клеточный, и др.)


Уровни организации жизни

Характеристика уровней организации жизни




Раздел Учение о клетке

Задание №1

Опишите функции основных частей и органоидов растительной клетки, занесите сведения о них в таблицу

Части и органоиды клетки

Основные функции



Задание № 2

Заполните таблицу «Основные органоиды клетки»

Органоиды клетки

Основные особенности строения

Функции в клетке

Для каких клеток характерны (растительных или животных)






Задание № 3


Прочитайте текст параграфа о митозе, рассмотрите рисунок и заполните таблицу.

Интерфаза и фазы митоза

Изменения в клетке в период ее деления

1. Интерфаза


2. Профаза


3. Метафаза


4. Анафаза


5. Телофаза



Задание №4

Изучите, как протекает энергетически и пластический обмен в клетке, заполните таблицу.

Процессы обмена веществ и энергии

Определение

Типы протекающих химических реакций(синтез, расщепление)

Энергетические особенности

Биологическое значение

1.Пластический обмен – ассимиляция





2.Энергетический обмен - диссимиляция






Задание №5


Заполните таблицу «Этапы энергетического обмена»

Этапы энергетического обмена

Характерные изменения веществ

Энергетические особенности

Биологическое значение

I-подготовительный

II - бескислородный

III - кислородный





Раздел Размножение и индивидуальное развитие организмов

Задание № 1

Прочтите текст параграфа о мейозе и занесите сведения о нем в таблицу.

Фазы мейоза

Изменения в процессе образования половых клеток

I деление

II деление





Задание №2


Сравните митоз и мейоз, отметьте черты сходства и отличия.

Сходство митоза и мейоза

Отличия

Особенности митоза

Особенности мейоза






Задание № 3

  1. Составьте схему поведения хромосом в процессе мейоза животной клетки с 6 хромосомами.

  2. Укажите характерные различия первого и второго мейотических делений.


Задание №4

Найдите в учебнике текст о половых клетках и прочтите его. Сравните женскую и мужскую гаметы; сведения о них занесите в таблицу.


Виды половых клеток

Особенности строения

Форма

Размеры

Число хромосом

Функции

1.Женская гамета

2. Мужская гамета






Задание № 5


  1. Заполните таблицу «Характеристика стадий эмбрионального развития»

    Стадии эмбрионального развития

    Основные особенности

    Изменения, происходящие с клетками зародыша

    Черты различия





  2. Укажите отличия дробления от обычного деления клеток, учитывая, что оба процесса осуществляются путем митоза.


Раздел Основы генетики и селекции

Задание №1

Рассмотрите рис.110 в учебнике, выясните, чем хромосомный комплекс самки отличается от хромосомного комплекса самца, как называются хромосомы, по которым различается мужской и женский комплексы хромосом.


Задание № 2

Прочтите в учебнике материал о методах изучения наследственности человека, основные сведения о методах занесите в таблицу.

Названия методов

Характеристика методов

  1. Генеалогический

  2. Близнецовый

  3. Цитогенетический

  4. Биохимический




Задание №3

Сравните два комнатных растения одного вида, найдите у них различия в строении, окраске, размерах; выскажите предположение, какой это вид изменчивости; мутации или модификации; как можно определить вид изменчивости.


Задание №4

Прочтите материал о методах селекции (гибридизация, мутагенез, отбор) растений, составьте их характеристику. Сведения о них занесите в таблицу.

Метод

Характеристика метода




Задание №5

Изучите материал о методах селекции растений и животных, выявите черты сходства и различия, объясните, чем обусловлены различия в методах селекции растений и животных. Сведения занесите в таблицу.

Сходство

Различия

Причины различий





Раздел Эволюционное учение

Задание № 1

Заполните таблицу: «Сравнительная характеристика систем растений и животных в додарвиновский период»

Автор системы растений и животных

Особенности системы, систематические категории

Какие признаки положены в основу

Значение системы для дальнейшего развития науки

1.К. Линней

2.Ж.-Б Ламарк




Задание №2

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика значения трудов ученых – биологов 18 –19 вв."


Авторы

Основной вклад в развитие биологической науки

Характер мировоззрения

К. Линней

Ж.-Б. Ламарк

Ч. Дарвин




Задание № 3

Заполните таблицу «Критерии вида»

Признаки, определяющие вид

Краткая характеристика

Примеры

Морфологические

Генетические

Физиологические и др.




Задание № 4

Вспомните известные вам примеры борьбы за существование в природе и заполните таблицу:

Формы борьбы за существование

Определение

Примеры

Причины возникновения

Значение для эволюции







Задание №5

Заполните таблицу «Характеристика этапов эволюционного процесса»


Этапы эволюционного процесса

Где протекает

К чему приводит

Движущие силы

Микроэволюция

Макроэволюция





Задание № 6

Изучите материал об основных направлениях эволюции, составьте характеристику этих направлений, отразите ее в таблице.


Направления эволюции

Характеристика, примеры

  1. Ароморфоз

  2. Идиоадаптация

  3. Общая дегенерация

  4. Биологический прогресс

  5. Биологический регресс



Задание №7

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика процессов дивергенции и конвергенции»







Название процесса

Краткая характеристика

Причины сходства признаков

Чем обусловлено действие процессов

Причины различия признаков

Значение эволюции

Дивергенция






Конвергенция







Задание №8


Перечислите основные факторы антропогенеза.

Факторы эволюции

человека

БИОЛОГИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ














Задание № 9



Какие существуют доказательства происхождения человека от животных? Заполните таблицу.


Доказательства

Примеры


Эмбриологические

Анатомические

Физиологические

Палеонтологические




Раздел Взаимоотношения организма и среды.


Задание № 1

Прочтите в учебнике материал о биогеоценозе, составьте его характеристику. Сведения занесите в таблицу.


Виды организмов

Роль организмов в биоценозе


  1. Организмы производители

  2. Организмы потребители

  3. Организмы разрушители




Задание № 2


Найдите в учебнике материал о влиянии деятельности человека на биосферу, выпишите в тетрадь позитивные и негативные результаты этой деятельности, сделайте выводы.


Позитивные результаты

Негативные результаты

Выводы








Задание №3


Заполните таблицу «Последствия деятельности человека на биосферу»


Виды деятельности

Последствия деятельности

  1. Истощение лесов

  2. Уничтожение лесов

  3. Создание водоемов

  4. Осушение болот

  5. Загрязнение водоемов

  6. Загрязнение атмосферы

  7. Строительство городов

  8. Развитие промышленности, транспорта и др.




Задание №4


  1. Заполните таблицу «Действие на организм климатических факторов»


Основные климатические факторы

Биологическое действие на организм

Примеры приспособленности к различным значениям фактора

к максимальному

К минимальному





2. Приведите примеры влияния живых организмов на неорганическую среду. Какие последствия влечет за собой это влияние?




















34