СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация социально-педагогической работы по профилактике правонарушений в общеобразовательной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация социально-педагогической работы по профилактике правонарушений в общеобразовательной школе»


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе по предупреждению правонарушений 6

1.1.Актуальность социально-педагогической работы в школе в современных условиях. 6

1.2. Педагогические, социальные и психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей 6

1.3. Причины и последствия противоправного поведения несовершеннолетних.

9

1.4. Содержание, формы и методы профилактики социально-педагогической работы по предупреждению правонарушений среди учащихся школы. 10

Глава II. Организация социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними учащимися МБОУ СШ № 23 в целях предупреждения правонарушений. 14

Заключение 30

Библиографический список использованной литературы 31





















Введение

Актуальной проблемой, стоящей перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста правонарушений и преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.

     Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста правонарушений и преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер.

Наиболее негативной тенденцией в развитии российского общества является нарастающая криминализация отношений в молодежной среде. Современными формами адаптации несовершеннолетних к окружающей действительности все чаще становятся наркомания, алкоголизация, агрессивное и противоправное поведение.

Ставшие нарицательными такие выражения, как «трудный» подросток, «дети и подростки группы риска», учащиеся с «неправильной» судьбой, «трудновоспитуемый» уже никого не удивляют, а лишь подчеркивают бессилие современного государства, его социальных институтов при формировании личности подростка.

Среди субъектов, выполняющих предупредительные функции в ряду более широких социальных задач, особо следует выделить образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс и реализующие в связи с обучением и воспитанием функцию предупреждения и профилактики правонарушающего поведения детей и подростков.

К сожалению, в настоящее время большинство семей не могут в полной мере выполнять свою социализирующую роль, в силу обстоятельств, независящих от них. В условиях нестабильной экономической ситуации, время уделяемое родителями на воспитание и развитие своих детей резко сократилось. Завышенная плата за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение танцам, профессиональному спорту, музыке и т. д.) оказывается не по силам многим семьям, в результате большинство подростков испытывают избыток свободного времени, которое является катализатором к бесцельному времяпровождению, употреблению спиртных напитков, наркотиков, к асоциальному поведению и как следствие, к совершению противоправных деяний.

В связи с этим все большее значение отводится общеобразовательной школе – единственно возможной сфере, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками, возможны реализация творческих способностей подростков, раскрытие их талантов, дарования, происходит процесс освоения общественных норм и ценностей, осуществляется целенаправленное воспитание.

Именно в школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации, которая должна на ранней стадии выявлять причины отклоняющегося поведения и использовать весь комплекс мер по предупреждению противоправных деяний учащихся. Школа участвует также в исправлении ошибок семейного воспитания, приостановлении процесса деморализации личности подростка, в профессиональной ориентации и дальнейшей позитивной социализации.

Правомерно утверждать, что ключевой фигурой в образовательном процессе и коррекционно-педагогической деятельности является педагог. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс с обучающимися, требующими особого педагогического внимания. Педагог устанавливает связи, налаживает контакт между обучающимися и их родителями, подбирает и применяет конкретные методы и приемы в целях предупреждения и преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков.

Цель исследования: проанализировать состояние работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательной школе.

Объект исследования: профилактика правонарушений.
Задачи:

-Выявить комплекс причин совершения правонарушений и преступлений.

-Исследовать систему профилактики правонарушений в деятельности социально-педагогической службы школы.       

- Проанализировать содержание формы и методы социально-педагогической работы по профилактике правонарушений среди подростков.









































Глава I. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе по предупреждению правонарушений.

1.1. Актуальность социально-педагогической работы в школе в современных условиях.

Образование является важнейшим фактором развития социальных процессов в нашей стране, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума. В состав обширного социального института образования входит школа, которая является одной из приоритетных сфер социально-педагогической работы и относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества.

Большую часть своего детства ребенок проводит в школе, школьной среде. Здесь происходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает необходимые знания по разным предметам, а то место, где ребенок осваивает различные социальные роли, готовит себя к взрослой жизни. В определенной степени успех, чувство удовлетворенности своей жизнью, ощущение счастья будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс социализации в школе, какие знания сумел приобрести [17].

1.2. Педагогические, социальные и психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

В современных условиях трудными подростками называют тех подростков, чьё поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому, часто к трудным относят подростков, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоёвывается с помощью физической силы. Именно такие трудные подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток «уходит» из школы, он сближается с другими «отверженными». [2; 156]. Грубость, цинизм, бесшабашность несовершеннолетних зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемлённости, детскости.

Одна из самых характерных особенностей несовершеннолетних – психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

Трудности воспитания в значительной мере определяются недостатками в развитии способности учащихся к оценке своих поступков. Причинами таких трудностей является несформированность у несовершеннолетних критериев самооценки, некритичность, неадекватность оценки, неумение осуществлять операции оценивания. В свою очередь эти отрицательные черты личности трудного подростка – результат педагогического брака, неспособности педагога увлечь примером, побудить трудного подростка следовать социально значимому образцу и избрать его в качестве эталона самооценки [3; 168]. Несовершеннолетний возраст самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, её второе рождение. «Несовершеннолетний возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». [4; 121]

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Стенли Холл назвал несовершеннолетний период периодом «Бури и натиска». [14; 253]. По его утверждению в этот период в личности трудного подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать всё». А ведь ничего особенного (с точки зрения подростка) не произошло: она просто изменила мнение.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для трудного подростка является мнение о нём группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение трудного подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

У несовершеннолетних существуют так называемые референтные группы. Референтная группа – это значимая для трудного подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах подростка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

В переходном возрасте подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные компании, и формируется несовершеннолетняя субкультура в противовес миру взрослых. Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ.

Таким образом, для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудного подростка. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога даёт возможность получить положительные результаты в перевоспитании несовершеннолетних.

1.3. Причины и последствия противоправного поведения несовершеннолетних.

Применительно к теме нашего исследования, в качестве непосредственного объекта социального контроля в сфере профилактики правонарушений и преступлений выступает личность учащихся правонарушителей. К ним, прежде всего, следует отнести: детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школе, ведут антиобщественный образ жизни; трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения.

Результаты проведённых конкретно-социологических исследований дают основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организации их досуга.

Несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют её ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов.

Поскольку среди учеников, совершивших преступления и иные правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки, педагогическим коллективам и общественным организациям учебных заведений следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся. С такими подростками необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой внеклассовой работе, укреплять связь с родителями и общественными организациями по месту проживания учащихся и проведения ими досуга.

Наряду с отрицательным влиянием указанных обстоятельств обращают на себя внимание недостатки и упущения воспитания в полных неблагополучных семьях, выступающие первопричиной противоправного поведения и занимающие заметное место в генезисе правонарушений среди учащихся. Наиболее пагубное влияние на подростков оказывает конфликтная атмосфера таких семей, которые отношением и поведением прививают им грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и другие отрицательные качества. Н.И. Ветров, специально изучавший этот вопрос, не без основания указывает, что «все это не только затрудняет воспитание в подобных семьях, но и ослабляет, а то и полностью нейтрализует влияние школы, училища, рабочих коллективов».

Также наблюдается и другая тенденция. Большая часть правонарушителей проживает в полных, внешне благополучных семьях, многодетных семьи с одним, реже двумя подростками-учащимися. Родители, однако, проявляют неумение, а подчас и нежелание воспитывать своих детей.

По исследованиям Ветрова Н.И., в подавляющем большинстве семей между супругами не было согласия в методах воспитания детей и применяемых мерах воздействия. Все это приводило к безнадзорности подростков, особенно в вечернее время, порождало у них чувство безответственности за свои действия.

1.4. Содержание, формы и методы профилактики социально-педагогической работы по предупреждению правонарушений среди учащихся школы.

Цели деятельности социального работника – содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав трудного подростка.

Социальный работник должен быть главным посредником между подростком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями правоохранительных органов, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.

Основные направления деятельности социального работника:

1. Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем взрослых, попадающих в сферу влияния социального работника. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая). Выявление запросов, потребностей разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

2. Оказание помощи семье в проблемах, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.).

3. Оказание помощи несовершеннолетним в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения.

4. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы несовершеннолетнего. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для несовершеннолетнего событий.

5.Профилактика правонарушений, девиантного поведения несовершеннолетних, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

6.Привлечение несовершеннолетних, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. 7.Организация разнообразной социально-значимой деятельности несовершеннолетних в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.

8.Индивидуальное и групповое консультирование несовершеннолетних, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания несовершеннолетних в семье.

9.Организация взаимодействия различных групп взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с подростками.

10.Пропаганда и разъяснение прав несовершеннолетних, семьи и педагогов.

Как бы ни велика была роль социально-педагогической работы различных специалистов, работающих с несовершеннолетними, в осмыслении реальной действительности, процессов развития знаний о природе человека, их взгляды не могут быть истиной в последней инстанции. Тем не менее, как высказывался Л.С. Выготский: «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития подростка… Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение – значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем…». [6; 89].

Сущность социально-педагогической деятельности заключается в том, что в поле зрения находится подросток и окружающая его социальная среда, а социальный работник помогает решению проблем подростка в процессе его социализации. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с подростком в течение длительного времени. С помощью методов социальный работник может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства подростка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

Следует отметить, что поскольку социальная педагогика – молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный работник в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.

Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются приемы и средства. Однако приемы могут использоваться социальным работником и вне зависимости от методов. Э.Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы [10; 156].

К созидающим приёмам он относит такие, как: поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы подростка, доверие и др.; к тормозящим он относит такие, как: приказание, намёк, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.

Применение того или иного приёма зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения подростка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации.

Цель социально-педагогической деятельности и её конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для её достижения и формы организации этой деятельности. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны. [16; 67].

Решение любой проблемы подростка, требующей вмешательства социального работника, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сборе анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.

Особенностью деятельности социального работника в школе является то, что подросток не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой др.). Поэтому задача социального работника заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации подростка и поставить диагноз.

Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности.

Понимание целей и задач социально-педагогической работы подчёркивает необходимость вдумчивого, дифференцированного подхода к профилактической работе, учёта возрастных особенностей ребят и максимального использования тех возможностей, которые раскрываются перед воспитателем. Важно, при этом, отметить, что решающее значение в формировании личности подростка имеет социальное окружение, т.е. система условий, в которых воспитывается ребёнок с самых первых дней своей жизни. Необходимо, однако, отличать социальную среду в широком понимании (т.е. весь комплекс социальных, экономических и культурных условий жизни данного общества) или макросреду от ближайшего бытового окружения, в котором непосредственно происходит процесс формирования личности (семья, школа, улица и т.д.), известного под названием микросреды. [16; 110].

Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.















Глава II. Организация социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними учащимися МБОУ «СШ № 23» в целях предупреждения правонарушений.

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни является основным направлением в воспитательной работе школы.

Работа социально-педагогической службы в МБОУ «СШ № 23» осуществляется в соответствии с годовым планом работы, утверждённым директором школы, поставленными целями:

  • социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является создание благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития, саморазвития, социализации личности;

  • достижение такого уровня мотивации социально-полезной деятельности, при котором практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны учащихся

и задачами:

  • оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся;

  • обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности, её социализации и профессионального становления;

  • создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, в семье;

  • социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты;

  • содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами воспитательного процесса;

  • воспитание уважения к Закону, нормам коллективной жизни;

  • предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую жестокость;

  • развитие индивидуальных интересов и потребностей учащихся, способствующих их нравственному становлению как социально-значимой личности;

  • проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;

  • проведение профилактической работы и пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей.

Обеспечение профилактической деятельности

  • Нормативно-правовая база

Профилактическая работа в МБОУ «СШ № 23» проводится в соответствии с Федеральным, региональным законодательством и документами образовательного учреждения в отношении несовершеннолетних:

Федеральный уровень:

  • Конституция РФ

  • Конвенция о правах ребенка

  • ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федеральный закон от 24.06.199 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. 03.12.2011 г.)

  • Федеральный закон от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

  • Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах (ред. От 01.03.2012 г.)

  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федераци

  • ФЗ от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

  • ФЗ от 21.07. 2011 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (ред. 23.02.2013 г., с изменениями и дополнениями., вступающими в силу 01.04.2013 г.)

  • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗред. от 12.11.2012 г.

  • Уголовный кодекс РФ от 13.09.1996 г. № 63-ФЗ ред. от 04.03.2013 г

Уровень образовательного учреждения:

  • Устав МБОУ «СШ № 23»

  • Положение о Совете по профилактике МБОУ «СШ № 23»

  • Положение о постановке учащихся и семей на ВШУ

  • Положение о социально-педагогической службе школы.

Планирование профилактической работы

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни в МБОУ «СШ № 23» проводится в соответствии с планом профилактической работы, который ежегодно обсуждается на заседании педагогического совета, заседании Совета по профилактике и утверждается приказом директора школы. Он включает три основных направления:

1.Работа с учащимися

1.1 Организационно-просветительская и консультационная деятельность направлена на формирование законопослушного поведения и пропаганду здорового образа жизни

1.2 Индивидуальная профилактическая и реабилитационная работа с учащимися "группы риска" и состоящими на ВШУ, требующими психолого-педагогического сопровождения

2. Работа с родителями

2.1 Просветительская деятельность и повышение педагогической грамотности родителей

2.2 Работа с семьями в СОП

3. Работа с педагогическим коллективом

3.1 Работа по организации и проведению мероприятий

3.2 Работа по совершенствованию организационно-методической деятельности педагогов


Классные руководители работают по планам воспитательной работы класса, которые составляются в соответствии с общешкольным планом профилактической работы.

В работе педагоги используют как традиционные формы (беседы, лекции, викторины, конкурсы, анкетирование, экскурсии), так и более инновационные (дискуссии, деловые и ролевые игры, акции, элементы проектной деятельности, интерактивные конкурсы, виртуальные экскурсии, групповые тренинги). Это позволяет учащимся в большей степени осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки, выбирать и принимать решения, реализовывать имеющиеся знания, анализировать, обмениваться идеями, суждениями, мнениями.

В начале учебного года классными руководителями составляются социальные паспорта классов, которые обрабатываются и анализируются заместителем директора по социальным вопросам. По итогам анализа в 2017-2018 учебном году был составлен социальный паспорт школы:

социальный паспорт школы в разрезе трех лет

Учебный год

2017-2018

2018-2019

2019 - 2020

Всего учащихся в школе

675

671

719

Из них:




1. Учащихся из многодетных семей:

46

53 семьи

72 обучающихся

59 семей,

84 обучающихся

2. Учащихся – инвалидов:

20

19

22 семья

23 обучающихся

3. Опекаемых детей:

27

19 семей

22 обучающихся

20 семей

23 +1 обучающихся

4. Детей матерей-одиночек:

31

43 семьи

45 обучающихся

43 семьи

45 обучающихся

5. Детей отцов-одиночек:

7

5 семей

6 обучающихся

6 семей

7 обучающихся

6. Детей, получающих пенсию по потере кормильца:

18

13

13

7.Детей родителей-инвалидов 1 и 2 групп:

3

3

3

8. Учащихся из малообеспеченных семей:

43

37

37

9. Учащиеся ОВЗ

120

120

120

10. Охвачено бесплатным горячим питанием из них:

из многодетных семей:

сирот, опекаемых:

из социально-неблагополучных семей

детей-инвалидов

дети с ОВЗ

65


9

0


14

12

59


11

0


11

11

135


5

0


8

8

82

Постоянно ведется мониторинг обучающихся и их семей, состоящих на всех видах учета


2017-2018

2018-2019

2019-2020

Состоят на учёте в ОПДН




3




4

Сентябрь-5 обучающихся

Снято с учета ОПДН-3 обучающихся

Всего-3 обучающихся

Состоящие на учете в КДН





12(семей)

17(человек)






11 (семей)

13 (человек)

Сентябрь-12 обучающихся

Снято 3 семьи

(Всего:

8 семей

6 обучающихся

Состоят на внутришкольном учёте

0

4

0

Состояло 4 обучающихся,

снято 4 обучающихся


В течение учебного года реализуются мероприятия плана совместной работы МБОУ «СШ № 23» с инспектором ОПДН МО МВД «Димитровградский» по профилактике и предупреждению правонарушений и беспризорности среди учащихся школы. На протяжении всего учебного года с целью профилактики правонарушений осуществляется совместная деятельность с инспектором ОПДН. Проводятся групповые беседы по профилактике правонарушений и преступления, об ответственности за совершение правонарушений и преступлений, проводятся индивидуальные профилактические беседы с подростками.

В рамках профилактической работы школа сотрудничает с прокуратурой, ГИБДД, ОПОП №1, органами социальной поддержки: СРЦН «Радуга», отделом опеки и попечительства, центром «Доверие», ФМБА, центр патологии речи и др.

С целью повышения правовой грамотности детей, родителей в школе в данном учебном году проводились следующие мероприятия:

  • Профилактические беседы с инспекторами ОПДН Четкасовой Н.Л.; Кумбраевой М.И.:

- О правовой ответственности несовершеннолетних: «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей»;

- О запрещении употребления несовершеннолетними табака и спиртосодержащих напитков»;

Всего проведено

  • Старший помощник прокурора Бизина С М. провела с детьми 4 беседы по праву, 2 встречи с родителями, 2 – с пед.коллективом.

  • Инспекторы ГИБДД Большебородов В. В., Дементьева И.Н., Абраров Р.Р провели 28 бесед, 2 рейда, 2 акции с учащимися и родителями по профилактике травматизма.

  • Психолог СРЦН «Радуга» Узких Н.В. –провела 9 бесед с учащимися, состоящими на разных видах учета.

  • Врач-нарколог ФГБУЗ КБ №172 ФМБА РФ Белобородов А.В. показали видеофильм и провели беседы о вредных привычках и др.

Также школа сотрудничает с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, спортивными и другими организациями. Очень результативны мероприятия, проводимые




специалистами Дворца книги и библиотеки семейного чтения (11), Детской школы искусств (5), краеведческого музея (7), ЦДОД (6), ДДТ (6), ЦКИД «Восход» (3), НКЦ им. Славского(6), нашими знаменитыми спортсменами (12), служителями храма Св. Мученика Георгия Победоносца (6) и др. учреждений как на их территории, так и на базе школы.

Работа с родителями

Работа с родителями включает два направления:

1. Просветительская деятельность и повышение педагогической грамотности родителей

2. Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Содержание просветительской работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей;

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

3) участие родителей в управлении школой.

Формы работы с родителями:

Традиционные

Родительские собрания

Классные и общешкольные конференции

Индивидуальные консультации

Посещения на дому

Нетрадиционные

Родительские тренинги

Круглые столы

Наглядная агитация

Родительский контроль

Школа педагогических знаний для родителей (Родительский всеобуч)

Дни открытых дверей

Традиционно ежегодно родителями организуется Родительский контроль, когда они посещают уроки, проверяют, посещаемость, дневники. Имеют возможность понаблюдать за своим ребенком в процессе обучения

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Задачи:·

  • проводить коррекционную работу с целью создания положительного микроклимата в семье; 

  • организовать просветительскую работу среди родителей;

  • защищать права подростка, воспитывающегося в семье в социально-опасном положении;

  • оказывать помощь в создании условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности подростка.

Работу с семьями в СОП педагоги проводят в соответствии со следующими принципами:

1.

Индивидуальный подход

Составление и реализация плана реабилитации с учетом особенностей семьи

Классный руководитель и зам. директора по социальной работе осуществляют знакомство с семьей, составляют акт ЖБУ и план реабилитации

2.

Законность проводимых мероприятий

Предусматривает соблюдение требований законодательства РФ

При проведении мероприятий необходимо опираться на нормативно-правовую базу работы с семьями в СОП

3

Проведение реабилитационных мероприятий в комплексе

Предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей

Реабилитационную работу проводит весь педагогический коллектив

4.

Взаимодействие с другими органами профилактики

Определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур

Реабилитационная работа в школе проводится в соответствии с межведомственным планом ответственных субъектов профилактики

5.

Ответственность за реализацию целей реабилитационной работы

Предполагает конкретных исполнителей поставленных целей

Классный руководитель, зам. директора по социальной работе периодически отчитываются о работе с семьями на заседаниях Совета по профилактике


Причины постановки семьи на учёт, как находящейся в социально-опасном положении в школе:

1. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению ребенка.

2. Отрицательное влияние на ребенка.

Ассоциальный образ жизни родителей, употребление алкоголя, наркотических средств, нежелание работать и обеспечивать существование ребенка - основная причина социального неблагополучия в семье.

Дети из таких семей, как правило, не посещают занятия или систематически пропускают уроки, совершают правонарушения.

Основная задача педагога в работе с такими семьями: попытаться корректировать семейное воспитание, отношения между родителями и детьми, родителями и школой.

Социальный педагог и классный руководитель:

- привлекают родителей к работе родительского всеобуча

- проводят индивидуальные беседы и консультации

- направляют на консультации к специалистам

- посещают семьи на дому

- исследуют социальное окружением семьи

- оказывают помощь в организации внеучебной занятости и каникулярного отдыха.

К сожалению, такие родители неохотно идут на контакт со школой, не являются на вызовы, не говоря уже об участии их в работе тренингов, посещении родительских собраний. Направление их с детьми на консультации к специалистам (психологам, наркологам), часто по их же просьбе, сводится только к обещаниям.

Использовав все методы воздействия, такие родители вызываются на Совет профилактики и привлекаются к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обучению и воспитанию ребенка (по ходатайству школы в КДНиЗП).

Организация занятости учащихся в системе дополнительного образования является в школе предметом особого внимания. Ребёнок в школе занят лишь часть дня. Всё остальное время он проводит на улице, и мир для подростков сужается до микросреды, которая активно влияет на формирование и развитие их личности. Поэтому организация послеурочной деятельности является важной составляющий работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Занятость учащихся в объединениях внеурочной деятельности и дополнительном образовании составляет 87 %. На базе школы дети заняты в 24 объединениях внеурочной деятельности по четырем направлениям (1-9 классы), в 10 объединениях дополнительного образования (ЦДОД, ДДТ, спортивных организаций, ДШИ), в т.ч. учащиеся, состоящие на учете. Также для них специально организован кружок правовой направленности «Подросток».

В загородных лагерях в прошлом году отдохнуло состоящих на учете 26 детей/в этом планируется 24, в пришкольном соответственно 17/14. В школе в июне второй год будет работать лагерь труда и отдыха.

Питанием охвачены:

Из многодетных семей 12/9

Сирот опекаемых – 0/0

Из социально-неблагополучных семей – 12/14

Детей-инвалидов – 8/12.

Также в течение года социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители представляли интересы детей и сопровождали в различные инстанции.

По всем направлениям в школе ведутся программы, которые реализуются через цикл мероприятий:

«Здоровое поколение-2017»: реализация грантовой Всероссийской программы по интернет-безопасности

  • Городской семинар «Здоровое поколение»

  • Классные часы «Безопасный интернет»

  • Анкетирование родителей «Дети в интернете»

  • Общешкольное родительское собрание «Здоровье и безопасность наших детей»

  • Дни здоровья

  • Круглый стол «Семья – основа государства» в рамках областного агитпоезда

  • Открытые занятия объединений внеурочной деятельности «Безопасный интернет» 1-9 классы.

«Подросток»: программа дополнительного образования по профилактике девиантного поведения

Беседы, лектории, практические занятия, игры, викторины по теме «Права и ответственность ребенка».

Встречи со специалистами, представителями общественных организаций.

Программа по профилактике наркомании, табакокурения и пьянства среди подростков

Месячник борьбы с пьянством, месячник по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения, ВИЧ, СПИДа, туберкулеза (классные часы, конкурсы плакатов, социальные ролики, акции «Белая ромашка», «Белая трость», «Красный тюльпан», «Сообщи, где торгуют смертью», агитбригада «Думай до, а не после», «За здоровый образ жизни»), встречи с представителями ФМБА, правоохранительных органов, в рамках предметных недель.

Программы внеурочной деятельности

«Познай и себя» (8, 9 кл.), «Тропинка к своему «Я» (1-4): психологическое сопровождение учащихся.

Неделя психологии, мониторинги, тренинги, диагностики, арт-терапия, работа комнаты психологической разгрузки (релакс), акции, психологическое сопровождение выпускников во время подготовки и проведения итоговой аттестации

Программа «Нам важен каждый ребенок»: профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Изучение кл, руководителями факторов кризисных ситуаций в семьях, индивидуальные беседы педагогов-психологов, соц.педагога с учащимися и родителями;

Работа волонтерского объединения «Добрые сердца» в рамках городской программы «Здоровый город»

Работа на городских площадках, участие в реализации проекта «Школа», участие в акциях «Здоровый город»

Педагоги проводят работу по вовлечению учащихся в систему дополнительного образования и работают по следующим направлениям:

1.Опрос и анкетирование досуговых предпочтений для самореализации учащихся.

2. Ознакомление с учреждениями дополнительного образования города Димитровграда. Для этого в начале учебного года для учащихся и родителей (на общешкольном родительском собрании) проходит лекция-презентация «Как организовать досуг ребёнка»

3. Помощь в выборе секции или кружка по интересам и месту жительства.

4. Отслеживание посещения и достигнутых успехов учащимся выбранного кружка или секции.

Социальный педагог и классные руководители имеют справочник учреждений дополнительного образования и физкультурно-оздоровительных центров города и всегда могут дать рекомендации и оказать помощь учащемуся в выборе своего направления организации досуга.

Объективные трудности, связанные с организацией дополнительного образования в школе влияют на эффективность профилактической работы, потому педагогический коллектив ищет новые подходы и пути решения по вопросам занятости учащихся в системе дополнительного образования.

Индивидуальная профилактическая работа

Индивидуальная профилактическая работа в школе в отношении несовершеннолетнего, поставленного на ВШУ включает деятельность по разработке мероприятий, направленных на устранение влияния неблагоприятных факторов, восстановления статуса личности, изменения поведения, получение образования на основе переобучения, воспитания, усвоения новых ценностей, навыков взамен неправильно усвоенных (повторная профилактика)

В основе индивидуальной профилактической работы в школе лежат принципы:

Принцип уважения индивидуальности личности

Подавление индивидуальности может привести к тому, что, личность не раскроется, её склонности и способности не разовьются

Принцип разумной требовательности

Проводимые мероприятия не должны противоречить закону, правилам школьного распорядка, не вредить здоровью, не унижать достоинство других

Принцип возрастного подхода

Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия

Принцип педагогической поддержки

Ученик должен видеть в педагоге учителя, который защитит, поможет найти выход из трудной ситуации


Принцип диалога

Уравнивание позиций педагога и ученика помогает достичь доверительных отношений.

Принцип стимулирования самовоспитания

Учащийся должен научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности.

Принцип согласования

Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели


На внутришкольный учёт ставятся учащиеся и семьи в соответствии с Положением о постановке на внутришкольный учёт по ходатайству классного руководителя или при поступлении в школу несовершеннолетнего, если он уже состоит на учете в КПДН и ЗП или в ОПДН полиции.

При составлении плана индивидуальной профилактической работы классный руководитель придерживается следующего алгоритма:

Шаг 1 - изучение личного дела, выяснение причины постановки на учёт

Шаг 2 - беседы со специалистами КПДН и ЗП и инспекторами ОПДН

Шаг 3 - индивидуальная беседа с учащимся и родителями

Шаг 4 - посещение семьи на дому, обследование ЖБУ

Шаг 5 - составление плана индивидуальной работы с учащимся

Шаг 6 - обсуждение плана с учителями по предметам, заместителем директора по социальной работе и утверждение.

В школе имеется картотека учащихся, состоящих на всех видах учёта. В состав пакета документов на каждого несовершеннолетнего входит:

- учетная карта;

- план индивидуальной профилактической работы;

- карта индивидуальной профилактической работы;

- акт обследования ЖБУ;

- характеристики: педагогическая и психолого-педагогическая (ребёнка и семьи);

- обмен документами с субъектами профилактики;

- повестки для вызова на Совет профилактики и на беседы

- ходатайства;

- постановления КДН и ЗП; ОПДН

- другие документы по индивидуальной работе.

В целях предупреждения правонарушений и общественно опасных деяний в течение учебного года проводятся следующие мероприятия:

*цикл классных часов «Профилактика вредных привычек»;

*месячник по безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних (сентябрь-октябрь), в рамках которого с учащимися школы проводятся тематические классные часы, уроки трезвости и культуры здоровья; организуются встречи учащихся с инспекторами ОПДН. Проводятся беседы по профилактике правонарушений и преступлений. Проводятся родительские собрания в 1-11 классах по теме «Профилактика негативных проявлений среди несовершеннолетних».

*мероприятия в рамках всероссийского Дня трезвости (сентябрь);

*месячник по профилактике вредных привычек (ноябрь-декабрь). В рамках месячника по профилактике вредных привычек несовершеннолетних с учащимися школы проводятся мероприятия, направленные на профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних;

* проводятся мероприятия в рамках акций «Патруль трезвости», «За здоровье и безопасность наших детей», «Сообщи, где торгуют смертью»;

*мероприятия в рамках месячника по борьбе с пьянством среди обучающихся (март-апрель)

*мероприятия, направленные на работу по снижению правонарушений;

*мониторинг вредных привычек среди учащихся;

*каждую третью пятницу месяца в течение учебного года проводятся мероприятия Единого дня профилактики с приглашением сотрудников различных служб (ОПДН, КДН и ЗП, ГИБДД, Прокуратуры, врачей-специалистов).

В течение всего учебного года проводится определённая работа по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма, СПИДа. Проводятся классные часы и внеклассные мероприятия по нравственности и пропаганде здорового образа жизни, тематические классные часы, профилактические индивидуальные беседы, лекции, встречи, консультации у врачей-специалистов. В школе проводится наглядная пропаганда здорового образа жизни: организуются выставки книг, изготавливаются и распространяются буклеты и памятки для учащихся и родителей, конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, социальных роликов.

Работа Совета профилактики

С целью усиления профилактической работы, в том числе и для борьбы с пропусками уроков, в школе создан Совет профилактики, который ведет свою работу в соответствии с «Положением о Совете профилактики МБОУ «СШ № 23» и планом работы Совета профилактики, который является составной частью школьного плана профилактической работы. Решения заносятся в протокол.

Заседания проходят 1 раза в месяц и по мере необходимости.

На заседаниях решаются вопросы постановки и снятия с профилактического учета, планирования профилактической работы, подводятся итоги.

На заседаниях Совета профилактики заслушиваются следующие вопросы:

  • «Предупреждение пропусков уроков и успеваемость «трудных» учащихся».

  • «Учёт пробелов в знаниях «трудных» учащихся и организация необходимой помощи в учебной деятельности».

  • «Успеваемость и посещаемость учащихся, состоящих на всех видах учёта».

  • «Контроль посещаемости и предупреждение пробелов в знаниях».

  • «Предупреждение правонарушений в период летних каникул среди несовершеннолетних».

В течение учебного года в МБОУ «СШ № 23» осуществляется ежедневный контроль посещаемости учащихся. Все пропуски уроков с указанием причины ежедневно фиксируются в журнале учёта посещаемости. Ежемесячно отслеживаются учащиеся, пропустившие 30 или 70 % учебных занятий без уважительной причины. Информация о таких учащихся заносится в банк данных. В течение учебного года классными руководителями, зам. директора по соц. вопросам, осуществляется ежедневный контроль за посещаемостью уроков учащимися, состоящими на учёте в КПДН и ОПДН. В целом в системе ведётся контроль за посещаемостью учащихся, своевременно выявляются подростки склонные к уклонению от учёбы и бродяжничеству, принимаются меры по их предупреждению. С учащимися, склонными к пропускам уроков течение учебного года проводятся профилактические мероприятия (устанавливается причина пропусков уроков, родители приглашаются к администрации школы, учащиеся с родителями приглашаются на совет профилактики). Если не удаётся справиться собственными силами, направляется ходатайство в КПДН и ЗП и ОПДН о привлечении родителей к административной ответственности.

Помощь в организации занятости подростков группы «риска» в каникулярный период является актуальной в профилактической работе школы. Именно в каникулы некоторые подростки приобщаются к курению, злоупотреблению алкоголем, придумывают себе опасные забавы, ведущие к травматизму, совершают противоправные действия. Далеко не все родители могут правильно организовать каникулы ребенка.

Школа не имеет больших возможностей для решения этих задач, но проводится работа в следующих направлениях:

- помощь в трудоустройстве через молодежный центр

- агитация детей и родителей для определения детей в пришкольные лагеря отдыха с дневным пребыванием и загородные лагеря отдыха, предлагаемые другими организациями;

- оказание помощи с сборе необходимых документов.

На эффективность данного направления работы влияют некоторые факторы:

- возраст учащихся 15-17 лет и они уже не приветствуют организованный отдых;

- большинство семей в школе с невысоким материальным положением и родители трудоустраивают подростков на более высокооплачивамые работы;

- многие родители не проявляют заинтересованности в организации свободного времени ребенка.

На классных часах и родительских собраниях классные руководители, зам. директора по социальным вопросам говорят о необходимости организованного отдыха, знакомят родителей с городскими и загородными лагерями, предлагают помощь в оформлении пакета документов.

Цель профилактической работы школы – предупреждение правонарушений, формирование активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, нетерпимость к употреблению ПАВ и пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. Профилактические мероприятия направлены на предупреждение безнадзорности и беспризорности.

Данная работа осуществляется в МБОУ «СШ№ 23» через учебный процесс в курсе предметов естественнонаучного цикла, проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и Дней здоровья.

Профилактическая работа включает с себя: проведение лекций, бесед, классных часов, тренингов в рамках «Недель правовых знаний», месячника «Мир без наркотиков», выставок рисунков и плакатов; организации в библиотеке тематических полок «На краю пропасти не окажись», «Звонок на урок здоровья», «Знак беды»; привлечение специалистов здравоохранения, работников УВД и прокуратуры, работников центральной городской библиотеки, центра социальной защиты населения.

У нас есть, над чем работать, есть чем поделиться. Трансляцию опыта работы социально-психологической службы проводим на:

  • общешкольных родительских собраниях;

  • заседаниях общешкольного родительского комитета;

  • педагогических советах и административных совещаниях;

  • через реализацию Всероссийской грантовой программы «Здоровое поколение-2017»;

  • На городских семинарах для зам. директоров, педагогов-психологов, социальных педагогов «Здоровое поколение-2017»; семинаре для директоров, зам. директоров и педагогов-психологов «Организация работы с детьми с ОВЗ в рамках образовательной организации».













































Заключение

Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т. д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой делинквентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и об­щественных программ в социальной сфере.

Сегодня изменился статус школы. Современная школа перестаёт быть той средой, где бы подросток смог научиться решать свои личные проблемы сам и более эффективно взаимодействовать с социумом. Школа на сегодняшний день, к сожалению, является местом получения знаний, и только. Во многих школах мало или вообще нет досуговых центров, различных организаций и кружков. В связи с этим, большая часть несовершеннолетних взрослеет среди сверстников на улице, во дворах, барах и т.д. Часто именно в таких компаниях трудные подростки начинают курить, пить, употреблять наркотики и заниматься преступной деятельностью.

Таким образом в свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов становится все более необходимым.

В заключении можно сделать вывод, что, несмотря на сложный контингент учащихся школы, семей, в которых они воспитываются, у педагогического коллектива есть достаточно знаний и педагогического опыта, чтобы проводить профилактическую работу на достойном уровне.

















Библиографический список использованной литературы

1. Аверин А.Н.Проблемы социальной работы в общеобразовательной школе// Образование и социальная работа: проблемы и тенденции развития: сборник научных трудов преподавателей кафедры «Социальноая работа» //Под ред.Г.Е.Соловьева, О.В.Солодянкиной.- Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009.-С. 39-40.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 264 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2002 – 210 с.

4. Бланков, А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних. – М: МПА, 2001. – С. 3 – 10.

5. Волкова Н.Социально-педагогическая служба школы: направления работы. / Социальная педагогика.-2007.-№2.С.88-90.

6. Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка – М.: Просвещение, 1984. – 210 с.

7. Кравченко А.И. Социальная работа: учебник / А.И. Кравченко. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008. – 416 с.

8. Корчагина Ю. Спасем неблагополучную семью /Здоровье детей. -2008.-№18.-С. 38-39.

9. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учеб.пособие.-Владивосток: Ид-во ДВГТУ, 2002.-92с.

10. Натанзон Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся. – М.: Кишинев., 2001. – 134 с.

11. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.- М.: ИНФРА-М, 2009.-546с.

12. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие/ под ред.П.Д.Павленок , М.Я.Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 536 с.

13. Протасова И. Социальный педагог в образовательном учреждении: модель личности и деятельности/ Социальная педагогика.-2007.- №1.-С.80-88.

14. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. – Т. 1 / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холстовой. – М., 2001. – 364 с.

15. Санникова Н. Становление социального педагога как лидера./ Социальная педагогика.-2009.-№3.-С85-89.

16. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – 164 с.

17. Социальная работа: / Под ред. В.И. Курбатова: Учебное пособие – г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. –С.446

18. Санникова Н. Становление социального педагога как лидера./ Социальная педагогика.-2009.-№3.-С85-89.

19. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие/Фирсов М.В., Студенова Е.Г. - М. : Гуманит. .изд. ВЛАДОС, 2001. - С. 206-207.

20. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие/ М. : «Дашков и К», 2007. – 668 с.

21. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. Понятие и типы неблагополучных семей: Книга для педагогов и родителей. - М.:Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -272с..

22. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.:Трикста:Академ.проект.- 2005. - С. 280-281.


39