Организация совместной деятельности педагога и обучающихся на онлайн-занятиях в объединении "Юные творцы"
В последние годы дистанционное обучение активно вошло в образовательную среду. В системе образования на первое место стали выступать информационные и интернет - технологии, которые позволяют существенно разнообразить образовательный процесс и обеспечить лучшее усвоение знаний.
Особенно актуальным стало применение дистанционных форм обучения в период действия ограничительных мер в 2020 г. В условиях самоизоляции оно стало вынужденной заменой очным занятиям.
Основная цель внедрения дистанционных форм обучения – это создание условий обучающимся для свободного доступа к информационным ресурсам и получения качественного образования с помощью дистанционного обучения для развития навыков самостоятельной работы.
Под понятием "дистанционное обучение" мы подразумеваем "самостоятельную форму обучения, предусматривающую взаимодействие педагога и обучающихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое средствами интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность".
Сегодня я бы хотела с вами поделиться опытом работы в дистанционном режиме в объединении "Юные творцы".
Как известно, переход на дистанционное обучение стал испытанием для всех - для педагогов, детей и их родителей. Процесс перестроения на дистанционные формы обучения был достаточно сложным, особенно, на мой взгляд, это касалось декоративно - прикладной направленности и, в частности, реализации дополнительных общеобразовательных программ по декоративно-прикладному искусству. В данной ситуации положительные результаты возможны лишь при определенных условиях:
если ребенок уже получил определенный опыт и навыки в данном виде творчества на очных занятиях, т.е. у него уже есть хотя бы начальная база;
если у ребенка есть желание, потребность заниматься творчеством;
если у ребенка есть поддержка и участие со стороны родителей, близких.
Можно считать в определенном смысле везением то, что переход на дистанционное обучение произошел во второй половине учебного года, когда была заложена необходимая основа, что создавало меньше проблем при переходе к дистанционному обучению как для педагога, так и для детей.
Хочется отметить, что такое обучение, не смотря на все его плюсы, по моему мнению, не может заменить очные формы, особенно среди детей младшей возрастной категории, когда у них происходит становление мелкой моторики, мыслительных процессов, развитие ребенка, как личности. Обучение может происходить только в непосредственном контакте с педагогом, мастером, когда ремесло передается из рук в руки, из уст в уста.
Из - за форс - мажора не было создано точных инструкций и единого инструментария и каждый педагог решал для себя сам какие средства и методы он будет применять.
Как средство для обучения в объединении "Юные творцы" мой выбор и выбор родителей пал на платформу Зум, где в режиме реального времени педагог мог взаимодействовать с обучающимися и вносить свои коррективы. Но, помимо платформы Зум, использовались также группы в социальной сети "Вконтакте" и вайбер.
В процессе организации дистанционного обучения апробировались и использовались разные формы работы с детьми.
1. Проведение онлайн - конференций. При обучении детей младшего возраста и среднего звена необходим непосредственный контакт с педагогом, т.е. им необходимо его видеть и слышать. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть примеры, образцы работ, а еще лучше - то, как педагог сам выполняет то или иное действие. Эта форма обучения оказалась наиболее действенна.
2. Разработка фото и видео мастер - классов для детей. В случае, когда ребенок не смог присутствовать на онлайн - занятии или не освоил новый материал, дополнительно размещались в группе "ВКонтакте" или в вайбере в индивидуальном сообщении фото или видео - материалы последовательности выполнения той или иной работы.
3. Также использовались ребусы, загадки, и т.д., которые также размещались в группе ВКонтакте. Но, как показала практика, в силу того, что многие дети младшего возраста не пользуются социальными сетями без помощи родителей, многие задания в социальной сети оставались невыполненными.
4. Традиционная форма подачи материала также была достаточно эффективна. Описание четкой последовательности необходимых действий для выполнения заданий позволило доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы.
Одной из главных проблем в проведении дистанционного обучения в объединении "Юные творцы" было то, что у многих детей мог отсутствовать тот или иной материал для изготовления изделия. В условиях очного обучения у педагога всегда есть раздаточный материал. Поэтому при составлении заданий приходилось учитывать это.
Следующей проблемой была сложность выполнения изделий. Нужно было продумывать и максимально упростить задания для самостоятельного выполнения. Используя по необходимости самые простые способы и техники, мы постарались достичь неплохих результатов.
Особую роль при дистанционном обучении играют родители детей, так как именно благодаря их помощи зачастую происходит процесс обучения. К сожалению не все родители смогли поддержать ребенка на таком обучении. Некоторые, по разным причинам, отказались от такого обучения своего ребенка. В результате, при переходе на дистанционную форму, произошло значительное сокращение контингента детей.
Конечно, очень важен контакт педагога с родителями. Ведь при дистанционном обучении детей младшего возраста педагогу дополнительного образования необходимо более активно общаться с родителями - давать разъяснения, отвечать на вопросы, помогать организовать дистанционное обучение, ждать обратной связи в виде фото готовых работ детей.
Благодаря обратной связи, в объединении "Юные творцы" было организовано несколько дистанционных фото и видео - выставок творческих работ детей, которые были размещены в группе ВКонтакте. Даже при дистанционном обучении мы старались работать на результат, а не "для галочки", и очень важно, чтобы это чувствовали и дети, и родители. Они должны видеть нужность и востребованность своей работы.
Также обучающиеся нашего объединения принимали участие в дистанционных конкурсах различного уровня, онлайн - мероприятиях, занимали призовые места.
В целом, дети, их родители и я, благодаря "командной" работе, справились со всеми сложностями и закончили учебный год с хорошими результатами, с интересными творческими работами.
Если подвести итоги, то можно сказать, что эффективной в дистанционном обучении будет работа, направленная в первую очередь на решение проблем, связанных с технической оснащенностью как педагога, так и обучающегося, корректировка календарно-тематических планов, развитие возможностей при работе в дистанционном режиме, применение интерактивных технологий взаимодействия, работы не только с ребенком, но и с его родителями. Главную роль в любом виде обучения, а особенно в дистанционном, играет сам педагог, его опыт, личностные качества, его настрой и умение взаимодействовать с детьми и их родителями. Он должен выступать в первую очередь как наставник, координатор, заражая своим примером, вовлекая в процесс обучения, создавая атмосферу коммуникативно-ориентированной образовательной среды.