СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА В СОДРУЖЕСТВЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ. (из опыта работы музыкального руководителя)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содружество семьи и детского сада помогает ребенку ярче и интересней жить в детстве. А нам, педагогам (особенно музыкальным руководителям) дает больше возможности общаться с родителями и дарить им радость творчества.

Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА В СОДРУЖЕСТВЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ. (из опыта работы музыкального руководителя)»

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

В СОДРУЖЕСТВЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ.

(из опыта работы музыкального руководителя)


Людмила Николаевна Матягина, музыкальный руководитель, муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 48 «Ласточка», г. Серпухов

Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия детского сада и семьи адекватными поставленной цели средствами. Одним из таких средств выступает совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из таких форм деятельности является организация семейного театра в детском саду. Ее цель направлена:

- на развитие взаимодействия детского сада с семьей дошкольника

-на повышение уровня эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства

- на содействие формирования основ семейной театральной культуры

Театр - это один из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Основная задача, которую мы должны ставить в работе театрального искусства - это развитие творческих способностей детей. Театральные занятия с детьми, как и любые другие занятия, искусством - сложный творческий педагогический процесс. Работа по ознакомлению с театром и формированию знаний о нем, кроме приобщения детей к одному из древнейших и прекрасных видов искусства способствует умственному воспитанию (расширение представлений о театральном искусстве), нравственному воспитанию (правила поведения в театре) и самое главное - эстетическому воспитанию (эмоциональное отношение к этому виду искусства).

Учитывая задачи эстетического воспитания, а это - приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям развивать художественно-творческие способности, мы должны понимать, что театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театральная деятельность является средством всестороннего развития ребенка. Она способствует развитию психических процессов и различных качеств личности; самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Она прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Что же значит «знать театр»? Это иметь представление о назначении театра, как учреждения культуры, о специфике театральных профессий, об особенностях подготовки спектакля. Специальные занятия с детьми на кружковой работе помогают сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности (интонация, позы, мимика, жесты, пантомимика), перевоплощаться (почувствовать и передать характерные особенности образа), вести ролевой диалог, соединить речь с движением. Театральное искусство близко и понятно не только взрослым, но и детям, так как в основе театра лежит - игра. А «театр» и «игра» понятия нераздельные. Поэтому начинать с детьми и взрослыми работу над театральным искусством надо именно с игры. С игры - сценической импровизации, куда входят основные формы эмоциональной выразительности (мимика, пантомимика, жесты, речь). Наша задача - создать условия для развития творческих сил и способностей ребенка. Потому что каждый ребенок, пришедший в дошкольное учреждение - это будущая творческая личность.

Известно, что детский сад - учреждение, которое помогает родителям воспитывать детей. Но эту задачу по-настоящему можно осуществить лишь в том случае, если между нами педагогами и родителями есть полный контакт, взаимоуважение, доброжелательность, доверие. Чтобы хорошо знать детей, надо хорошо знать семью. Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать детей, осознавалась еще в глубокой древности. 

Семья очень благотворно влияет на развитие ребенка. В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности ребенка как бы наивна она не была. И надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, посещают театры, концерты создается особенно благоприятная среда для расцветания дарований ребенка.

Несколько лет назад моя работа была направлена на музыкально – эстетическое развитие детей с привлечением родителей через нетрадиционные формы проведения праздников и занятий.

Мною были составлены и проведены следующие нетрадиционные праздничные мероприятия с участием детей и взрослых (родителей):

  1. Праздничная программа, посвященная международному женскому

дню «Поле чудес».

  1. Праздничная программа, КВН «Что за прелесть эти сказки!»

  2. Праздничная программа «Угадай мелодию».

  3. Праздник сладостей.

  4. Спортивный праздник «Мама, папа и я - спортивная семья».

  5. Проводы русской зимы - «Масленица».

  6. «Весенняя ярмарка»

  7. Передача «От всей души»

  8. Передача «Когда мы были молодыми»

Но на этом моя творческая деятельность не прекратилась. Я начала искать новые формы работы, вовлекая родителей в музыкальную жизнь детского сада.

В мемуарах Н. И. Сац нашла любопытное высказывание К. С. Станиславского о детском театре, и вообще о занятиях театральным искусством в детском возрасте:

«— Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание Детского театра с детского возраста? — говорил он. — Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение даже у нас, профессиональных артистов. Что-то есть в нашей педагогике, что убивает эту детскую смелость инициативы, и потом, только став взрослыми, некоторые из них начинают искать себя на сцене. А вот если устранить этот разрыв, если объединить талантливых ребят в Детский театр в расцвете их детского творчества и уже с тех пор развивать их естественные стремления — представляете себе, какого праздника творчества можно достигнуть к их зрелым годам, какого единства стремлений!» [1]

Наше дошкольное учреждение, последние годы принимает различные театральные коллективы из г. Самарканда, Мордовии, г. Самары, Москвы, театра «Скоморошина» г. Серпухова. Ими было показано немало интересных, ярких, доступных для детского понимания музыкально - ­театрализованных представлений. И я пришла к мысли о создании на базе детского сада своего мини-театра. На общем родительском собрании я предложила родителям анкеты со следующими вопросами:

  1. Часто ли Ваш ребенок проявляет театральное творчество в повседневной жизни?

  2. Созданы ли для Вашего ребенка в семье условия для театрально игровой деятельности? Какие?

  3. Как Вы относитесь к тому, чтобы на базе детского сада создать свой творческий театральный коллектив силами родителей и детей?

  4. Какую помощь Вы могли бы оказать в создании театрально-игровой деятельности в саду?

  5. Принимали ли Вы в своей жизни участие в каких-либо театральных спектаклях?

  6. Можете ли Вы принять участие в кукольных спектаклях

  7. Как часто Вы или Ваш ребенок посещаете зрелищные представления (театр кукол, театр зверей, детские спектакли)?

После анкетирования я уже имела представление о том, каких родителей я могу приглашать для сотрудничества в театральном кружке «Я – артист». Мною был составлен план поэтапной работы кружка и театрализованных сценариев с участием детей и родителей. Цель кружка – это приобщить детей и родителей к древнейшему виду искусства – театру. Мною были поставлены следующие задачи:

- создать условия для развития творческой активности детей

- совершенствование артистических навыков

- создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и родителей

(постановка совместных спектаклей)

- приобщить детей и родителей к театральной культуре

- поощрять исполнительское творчество

- знакомить детей с различными жанрами театра (драматическим, народным, музыкальным)

Для решения этих задач я использовала в своей работе традиционные методы и приемы для развития артистических навыков и умений.

1. Наглядно - слуховой (исполнение музыкальных отрывков, данные для сказочных образов, выразительное исполнение произведений, основаны на классической музыке, использование TCO, выразительное чтение, художественные произведения, эмоциональная передача образа).

2. Наглядно - зрительный (может быть отнесен к приемам), зрительная наглядность: иллюстрации к сказкам, детские рисунки, различный дидактический материал, используемый в театрализованной деятельности, элементы сказочных костюмов.

3. Словесный (беседа, рассказ, чтение сказок, пояснение, разъяснение, разучивание ролей, поощрение).

4. Оценочный (думать, аргументировать, излагать свои мысли).

5. Практический метод - показ педагога необходим для исполнительной и творческой деятельности (показ педагогом исполнительских приемов в пении, муз. - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, в образных движениях, использование свободного творчества).

6. Репродуктивный метод – для закрепления, усвоенного: отрабатываются способы применения знаний по образцу, выполнение вариативных заданий.

7. Поисковые ситуации - вслушиваться, вдумываться, оценивать, сравнивать.

Работа кружка была построена на взаимопосещении детей и родителей, которая фиксировалась в тетради: дата, тема и задачи занятия.

Работа с детьми планировалась 1 раз в неделю, во второй половине дня, в 16.00, состав детей от 10 до 12 человек. Детей я вовлекала по желанию или в зависимости от сюжета сказки, от количества детских ролей. Знакомила с сюжетом сказки, проводила беседу, прослушивались отрывки музыкальных произведений, составляла с детьми танцевальные композиции, формируя основы творчества, перевоплощались в образы сказочных героев. Работали над сценическим мастерством. А также играли в такие игры, как: «Кинооператоры», «Театральные режиссеры», «Мимика в рисунках», «Этюды на выразительность жестов». Такие игры способствовали развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов творчества (музыкально – игрового, танцевального, художественно – речевого, сценического), которые необходимы для работы в постановке музыкально – театрализованных представлений.

Работа с родителями проходила 3-4 раза в месяц, в 17.00, в зависимости от сложности спектаклей. Наша работа делилась на 4 этапа:

- организационный

- подготовительный

- репетиционный (многократный)

- исполнительский


Примерный алгоритм.


  1. Организационный «Давайте познакомимся»

Задачи:

- формирование интереса к музыкально – театральному искусству

- развитие эмоциональной отзывчивости

- готовность к сотворчеству с родительским коллективом


Процедура занятия.

  1. Игра «Подари свою улыбку»

  2. Беседа о создании своего театра (что такое театр, для чего он нужен в детском саду, какие бывают театральные жанры)

  3. Предлагаю разработки театральных спектаклей (по плану работы кружка). Предположим, остановились на народном театре, так как в его основе лежит сказка, а сказка заключает в себе богатое содержание.

  4. Исходя из анкет, я выявляю тех родителей, которые окажут помощь в изготовлении декораций, костюмов и других реквизитов для спектакля.

  5. И в конце нашей встречи мы все вместе исполняем песню Б. Окуджавы «Пожелание друзьям» (Давайте говорить друг другу комплименты…)


2. Подготовительный «Встреча со сказкой»

Задачи:

- совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа

- расширение музыкального кругозора

- формирование общей музыкальной культуры

Сказка выбрана (предположим «Снегурочка»). Я знакомлю родителей со сценарием спектакля, его текстом. Раздаю его родителям, пробуем по ролям. Идет распределение действующих лиц: Снегурочки, бабки, деда, «огня», Весны, Матушки Зимы. Я поясняю, что остальные роли («снежинки», «елочки», «лесные звери») играют дети, с которыми я веду работу тоже на кружке «Я – артист». Затем я с родительским составом начинаю работу над актерским мастерством с главными действующими лицами. Остальных родителей я приглашаю в театральную мастерскую, где они, проявляя свое художественное творчество, изготавливают часть декораций, обновляют костюмы.


  1. Репетиционный (многократный) «Я – артист»

На этом этапе происходит объединение ролей детей и родителей (то есть соединение сцен в один сюжет) и генеральная репетиция в костюмах, так как актерский состав глубже перевоплощается в образы героев, чувствуют себя увереннее.

Такие музыкальные номера, как сольное пение детей, хореографические композиции, народные пляски, хороводы, я отрабатываю в процессе индивидуальной и подгрупповой работы, а также в НОД с детьми в течение дня. В наших постановках использую разно жанровую музыку: народную, классическую, современную, которая сопровождается видеороликами, слайдами и анимационными картинками (по тематике).


  1. Исполнительский. Премьера спектакля.

Его можно показать не только в детском саду для детей, но и для родителей всех воспитанников, а также пригласить ребят из другого дошкольного учреждения.

Вывод.

Такая систематическая работа театрального кружка «Я – артист», в совместной деятельности детей и родителей дала возможность представить театрализованные постановки не только в детском саду. Они с аншлагом проходили на городских методических объединениях музыкальных руководителей, методистов города Серпухова, для детей средней образовательной школы Серпуховского района, а также на профессиональной сцене Дворца культуры «Россия».

Таким образом, содружество семьи и детского сада помогает ребенку ярче и интересней жить в детстве. А нам, педагогам (особенно музыкальным руководителям) дает больше возможности общаться с родителями и дарить им радость творчества.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Сац Н.И. Новеллы моей жизни Т.1. — М.: Искусство, 1979, с.382[1]

  2. Музыкальный театр в детском саду: Конспекты занятий. ФГТ в ДОУ. /Сост.: Минина Т. А., Заботина О. П.- М.: УЦ «Перспектива», 2013

  3. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. - М.: Мозаика-Синтез, 2008, Н. В. Додина, Е. С. Евдокимова

  4. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий театр «Сфера», 2003 Антипова Е.



5