Организация патриотического центра в подготовительной группе в соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Известно, что в соответствии с ФОП - Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Оформляя патриотический центр в группе, мы старались учитывать возрастные возможности детей и задачи, которые предстоит решить в данном возрасте, предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности, безопасности и доступности, предлагаемого материала, обеспечить право и свободу выбора.
Уголок патриотического воспитания в нашей группе мы старались сделать постоянно "работающим", чтобы он всегда был интересен и полезен воспитанникам. Чтобы ребятишки ежедневно к нему обращались и черпали для себя необходимую полезную информацию и конечно же учитывали его направленность на решение Задач патриотического воспитания по ФОП.
Задачами ФОП определено следующее:
формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Воспитательная работа в данном направлении осуществляется через следующие взаимосвязанные компоненты:
(ЗНАНИЯ) когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
(ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА) эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;
(ОСОЗНАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ) регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Содержание центра состоит из 5 блоков:
Наша планета Земля.
Родная страна. Знания о государстве.
Изучение народных традиций и культуры.
Малая родина — дом, где мы живём.
Семья — самое важное в жизни.
Начнем с самого близкого для ребенка:
1.Моя семья — Чтобы сформировать представления детей о семье, ее истории и традициях, родственных отношениях членов семьи и их социальных ролях совместно с родителями и воспитанниками в рамках проекта «Семья, семейные ценности были созданы: книжки-малышки «Моя семья», «Семейные традиции», «Семейный альбом», «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево»
Этот материал мы используем как на занятиях по познавательному и речевому, изобразительному развитию, так и в самостоятельной деятельности.
2.Малая Родина- Чтобы решить такую задачу как развитие интереса детей к родному городу, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего; активное участие в празднование событий, связанных с его местом проживания в нашем центре есть материалы:
- карта и символика (герб, флаг) Белгородской области и г. Белгорода,
- Книги «Белгородчина маленькому путешественнику.», Куклы «Белогор и Белогорочка», Лепбук «Белгород»
- материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края, иллюстрирующими изменения родного города, картинки на историческую тему: «Достопримечательности города», , «Город крепость – Яблонов», «Белгородская черта»
- тематические папки: «Белгород – милый сердцу край», «Город родной – святое Белогорье», «Удивительный мир природы Белогорья», «Сохрани природу Белогорья» .
- фотографии памятников, посвященных памяти воинов Великой Отечественной Войны, книга о Курской битве.
- портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Белгородскую землю, их портреты.
- картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию
3. Родная страна — Чтобы познакомит детей с признаками и характеристиками государства (территория государства и его границы, столица и т.д.). показать, что Россия — самая большая страна мира в нашем центре есть:
- глобус и карта, кубик Блума, лепбук «Россия» и энциклопедия для детей « Наша Родина Россия». В ней есть информация о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, о символах, о традициях, о достопримечательностях, природных богатствах, растительном и животном мире и т.д.
В центре есть Официальные символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Обязательно знакомим детей с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны). А также неофициальные символы– матрешка, береза.
- Тематические папки «История флага России»
- тематические папки и альбомы, в которых собран материал, знакомящий с историческим периодом ВОВ: «Альбом ознакомления с событиями ВОВ»— «Погибшим и живым народам слава»», «Медали и ордена ВОВ 1941-1945», «Навстречу Дню победы»,
«История Георгиевской ленты», «Бессмертный полк – портреты героев ВОВ»
- Альбом «Российская армия».
-Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (Конструктор древняя крепость), военная техника и т. п.).
В патриотическом уголке есть дидактические игры «Наша Родина Россия», «Собери Матрешку, березку», «Собери слово». "Профессии. Важно, чтобы дети знали не только, что делают взрослые этих профессий, но и для чего они это делают: для счастливой и безопасной жизни всех людей нашей страны.
Обогащаем представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитываем уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям, через чтение художественной литературы, применение средств ИКТ.
Чтобы расширить представления детей о государственных праздниках (есть- Календарь знаменитых дат) : День России, День города, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики и др. мы включает детей в празднование событий , празднование военных триумфов, создаем в группе и ДОО тематические выставки «Мы помним, мы гордимся», «Моя мама- мастерица», «Наша Армия», «Этот загадочный космос» и др.
- Тематические папки, приуроченные к праздничным событиям:
«Рождество, Святки, Крещение», «23 февраля – день защитников Отечества», «8 Марта – Международный женский день», «12 апреля – день космонавтики», «Загадочный космос», «Земля – космический дом», «Приложение к проекту- космос это интересно»
Знакомим детей с назначением и доступными практиками волонтёрства в России, вызывая эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе «Театр для малышей», «Батарейка сдавайся», «Помогаем бездомным животным» и др.
4.Приобщение к истокам русской народной культуры — Чтобы развивать интерес к культуре и обычаям;
В центре подобраны иллюстрации и тематические папки по темам «Русская живопись», «Рукотворная краса земли Белгородской», «Народный костюм Белгородчины», «Старая русская вышивка», «Народный промыслы»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах
- материал, дающий начальное представление о религии, основных праздниках и традициях. «Рождество, Святки, Крещение»
5. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира, иллюстрации костюмов и людей различных народов мира
- Тематические папки «Растения нашей планеты», «Животные разных широт»
- Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны.
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через
содержание центра патриотического воспитания, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
- в центре книги подобрана художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр),. произведения русских поэтов и писателей., оформляются тематические выставки литературы.
- в центре физического развития имеются: картотека народных игр и атрибуты к русским народным подвижным играм, тематическая папка «Спортивная Белгородчина»
- в центре изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного
творчества;
-В центре игры имеют место многообразие дидактических игр различного содержания: «Профессии», «Мир природы», «Хорошо-плохо» и др.
Чтобы дети имели представление, об оружии и оружейниках прошлых столетий и современных военных установках, машинах, вооружении в игровом центре имеются макеты и игрушки: военной техники, ружья, пистолеты, автоматы, солдатики различных родов войск,
Здесь же есть макет крепости и деревянный конструктор «Крепость»
- в игровом центре присутствуют тематические наборы для сюжетно
– ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Аптека», «Поликлиника» «Супермаркет», «Космонавты», «Полиция», «Сбербанк», «Школа», «Библиотека» и др. Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях
Таким образом, центр патриотического воспитания является полезным развивающим фактором и способствует воплощению воспитательных задач. Знакомясь с родным краем через различные виды деятельности, накапливая социальный опыт, приобщаясь к культуре, ребенок осознает свою принадлежность к определенным этно-культурным условиям , но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты и ДОО направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.