СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация учебного процесса на основе использования опорных знаний».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети – это наше будущее. Мы, взрослые, должны осознавать всю меру своей ответственности за судьбу подрастающего поколения. В данном случае невозможно не согласиться с высказыванием В.О.Ключевского о том, что «Преподавателям слово дано не для того чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую»  и поэтому я стараюсь зажечь сердца своих учеников, направить их по бескрайнему «морю» знаний и указать правильный, курс при этом, учитывая главное -  чтобы они стали чуткими, добрыми, отзывчивыми людьми.

    Именно поэтому я, учитель географии, свое педагогическое кредо формирую так: «Развитие ученика как личности через соединение задач обучения и воспитания на уроках географии».

Просмотр содержимого документа
««Организация учебного процесса на основе использования опорных знаний».»

Моя методическая идея: «Организация учебного процесса на основе использования опорных знаний».

Дети – это наше будущее. Мы, взрослые, должны осознавать всю меру своей ответственности за судьбу подрастающего поколения. В данном случае невозможно не согласиться с высказыванием В.О.Ключевского о том, что «Преподавателям слово дано не для того чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» и поэтому я стараюсь зажечь сердца своих учеников, направить их по бескрайнему «морю» знаний и указать правильный, курс при этом, учитывая главное - чтобы они стали чуткими, добрыми, отзывчивыми людьми.

Именно поэтому я, учитель географии, свое педагогическое кредо формирую так: «Развитие ученика как личности через соединение задач обучения и воспитания на уроках географии».

Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов.

Каким же образом строится учебный процесс при использовании данной методики? Материал темы делится на крупные блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект. Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, отдельными фразами и словами, в которых закодирована определенная информация. Необходимость конспектов обусловлена тем, что в каждом классе занимаются ребята с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Виды опор могут быть разными, но общий принцип, сформулированный педагогами-новаторами, таков: «чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения поставленной задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки».

Опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому что конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить материал, грамотно и точно излагать мысли при ответе, систематизировать полученные знания. Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала, привлечь к контролю знаний родителей. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – приводит к успешному усвоению учащимися изучаемого материала

При изучении нового материала максимально использую демонстрационный и фронтальный эксперимент, технические средства обучения, аудиовизуальные средства. Еще К.Д.Ушинский писал: «…Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания».

В зависимости от содержания материала, состава класса, задач,решаемых уроком, выбираю ту или иную форму работы: беседу, лекцию, эвристическую беседу и т.д.

Изложение материала строится в строгом соответствии с планом расположения его в опорном конспекте и его содержанием. Но,конечно, рассказ учителя может быть шире и глубже за счет привлечения дополнительного, занимательного материала, исторических справок и сведений. В конспект же включается только тот материал, который должен быть обязательно усвоен учеником.

После объяснения материала всему классу предъявляется опорный конспект (через кодоскоп). Используя рисунки на опорном конспекте, быстро и четко повторяю весь изложенный материал.

Опорные сигналы решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде. Каждый ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят.

На этапе проверке знаний стараюсь добиваться не просто запоминания конспекте,а его глубокого осмысления и понимания. Для этого использую различные формы контроля, такие как написание по памяти опорного конспекта (частично или по вариантам), магнитофонный опрос , взаимоопрос (рассказ соседу по парте), фронтальный опрос.

Одним из видов оперативного контроля являются тесты, географические диктанты, которые составлены мною в соответствии с материалом, изложенном в конспекте.

Дальнейшая отработка материала проходит в ходе выполнения фронтальных экспериментальных заданий, лабораторных работ, тестовых заданий, самостоятельных работ.

Методика работы учащихся по опорным конспектам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале, изложение его небольшими порциями, удобными для усвоения и запоминания, обеспечивает ученикам успешность продвижении в усвоении системы географических знаний.



















Методическая разработка урока географии в 6 классе

«Земная кора – верхняя оболочка литосферы»

Цель: сформировать представления о литосфере, строении земли.
Задачи: -познакомить

- развивать интерес к предмету;

- развивать любознательность, наблюдательность, внимание
-воспитывать бережное отношение к природе и ценить ее красоту ;

Использованные технологии: активные методы обучения.

Тип урока : поисковый, практический.

Этапы урока:

Инициация (начало урока, знакомство)-4 минут

Вхождение в тему- 3минут

Формирование ожиданий учеников(планирование эффектов и целей урока)- 3минут

Работа над темой- 22 минуты

Эмоциональная разрядка – 4 минуты

Подведение итогов- 6 мин

Рефлексия и домашнее задание. -3мин

Оборудование урокаАтласы, учебник пазлы - картинки, фотоматериалы, иллюстрации, ватман с шаблоном ответов на тест, солнышко с лучиками, рабочие тетради по географии.

Планируемые результаты:

Предметные: Изучение строения Земли.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока, находят определение понятий, ответы на вопросы.

Коммуникативные : участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.

Регулятивные: составляют план последовательности действий и оценивают результат..

Личностные УУДОсознают целостность природы Земли, ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Ход урока

1.Инициация.

Знакомство Упражнение «Мы знаем друг друга»

Цель: обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Участники: все учащиеся

2.Вхождение в тему.

Деление на группы

Цель: разделить класс на группы

Участники: все учащиеся

Проведение: Учитель проходит между рядами с коробкой, в котором находятся пазлы- картинки по количеству учеников в классе. Ученики разбирают пазлы и из них собирают четыре картинки. На одной картинке изображено ЯДРО, на другой- МАНТИЯ, на третьей- ЗЕМНАЯ КОРА. Так формируется три группы.

3.Формирование ожиданий учеников.

Метод « Лучики пожеланий»

Цель: выразить цели обучения .

Численность: все учащиеся

Проведение: На магнитной доске крепится солнышко с темой урока «ЗЕМНАЯ КОРА – верхняя часть литосферы», учащимся раздаются лучики. Каждая группа обсуждает цели урока, записывает свое решение на лучиках. Лучики крепятся на магнитную доску вокруг солнышка. После обсуждения класс определяется с целями урока.

4.Работа над темой

4.1Метод «Экспертиза»

Цель: научить обсуждать и анализировать тему в малых группах.

Группы: 4-5 человек.

Численность: все учащиеся.

Проведение: на партах раскладываются информационные материалы (фотоматериалы, иллюстрации, атласы, рабочие тетради по географии) Учащиеся знакомятся с материалами и на основе полученной информации дают характеристику , используя план опорного конспекта, который заранее в начале урока уже разложены на партах..

4.2 Метод «Презентации»

Цель: научить обсуждать и анализировать тему .

Численность: все учащиеся.

Проведение: «Спикер» каждой группы дает характеристику каждой зоне. Учащиеся задают ему вопросы и по ходу выступления заполняют рабочую тетрадь. Учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы.

5.Эмоциональная разрядка.

Активная игра Метод « ЯДРО, МАНТИЯ, ЗЕМНАЯ КОРА»

Цель: дать отдохнуть участникам.

Участники: все учащиеся

Проведение: Учитель просит изобразить обучающихся первую группу– ЯДРО, вторую группу- МАНТИЮ, третью группу- ЗЕМНУЮ КОРУ.

Учитель выполняет упражнения вместе с учениками.

6. Подведение итогов

Выполнение теста по теме

Цель: проверить усвоение материала

Участники: все учащиеся

Проведение: Учащиеся, после выполнения теста в рабочей тетради, проверяют правильность его выполнения по шаблону . Ватман с ответами крепится на доске. Учащиеся выставляют себе оценки

7.Рефлексия и домашнее задание.

Метод « Письмо самому себе»

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока и дать возможность изложить свое мнение каждому ученику .

Участники: все учащиеся

Проведение: Учащиеся в листе самоконтроля указывают свои впечатления , удовлетворенность и недовольствия от работы на уроке и сдают.







© 2022, 88 0