СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебного процесса обучающихся с ОВЗ на уроках ИЗО.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация  учебного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках

изобразительного искусства.

 

Искусство играет важную роль в духовном обогащении школьников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Я неоднократно убеждалась, что дети разного возраста по-разному отражают в рисунках все, что их окружает. Но независимо от возраста ребенка, различия тем и особенностей их выражения все дети имеют в своем творчестве много общего. Прежде всего, это желание счастливой жизни, надежды на будущее, и та искренность, с которой юные художники стремятся рассказать о себе. Эту искренность дети всегда дарят всем, кто интересуется их жизнью и работой. Просматривая их рисунки, замечаю много интересного, что заслуживает того, чтобы поразмыслить, проанализировать, обсудить и найти лучшие пути воспитания ребенка.

Очень важно во время объяснения задания конкретно раскрыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах прекрасного в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме. Ведь для закрепления моральных чувств, углубления эстетических переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой.

Просмотр содержимого документа
«Организация учебного процесса обучающихся с ОВЗ на уроках ИЗО.»

Организация учебного процесса с детьми с ОВЗ Презентацию подготовила Волокитина Я.В. Учитель ИЗО

Организация учебного процесса с детьми с ОВЗ

Презентацию подготовила Волокитина Я.В. Учитель ИЗО

Искусство играет важную роль в духовном обогащении школьников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Искусство играет важную роль в духовном обогащении школьников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Очень важно во время объяснения задания конкретно раскрыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах прекрасного в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме. Ведь для закрепления моральных чувств, углубления эстетических переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой.

Очень важно во время объяснения задания конкретно раскрыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах прекрасного в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме. Ведь для закрепления моральных чувств, углубления эстетических переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой.

Общие принципы работы с детьми: на уроке раздаются задания в соответствии с темпом деятельности и возможности ученика; -учитываются индивидуальные возможности вхождения подростка в практическую деятельность; -не предъявляются для выполнения сразу более одного задания, если ученику предстоит выполнить сложное задание, а предлагаются его в виде последовательных частей и периодически контролируются ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функции контроля самому ребенку); -устраиваются паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями или расслаблением (физминутка под музыку и т.д.);  -используются в процессе обучения занимательные приемы, элементы соревнования, дидактические игры и т.д.; -поддерживаются и поощряются любые проявления инициативы и самостоятельности ученика;  - поощряются хорошее поведение, желание работать на уроке и успехи в учебе, хвалю учеников данной категории , если он успешно справился даже с небольшим заданием.

Общие принципы работы с детьми:

  • на уроке раздаются задания в соответствии с темпом деятельности и возможности ученика;

-учитываются индивидуальные возможности вхождения подростка в практическую деятельность;

-не предъявляются для выполнения сразу более одного задания, если ученику предстоит выполнить сложное задание, а предлагаются его в виде последовательных частей и периодически контролируются ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функции контроля самому ребенку);

-устраиваются паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями или расслаблением (физминутка под музыку и т.д.);

-используются в процессе обучения занимательные приемы, элементы соревнования, дидактические игры и т.д.;

-поддерживаются и поощряются любые проявления инициативы и самостоятельности ученика;

- поощряются хорошее поведение, желание работать на уроке и успехи в учебе, хвалю учеников данной категории , если он успешно справился даже с небольшим заданием.

 Формы работы:  Работа в парах (постоянного и сменного состава);  Работа в группах (малых и больших)

Формы работы:

Работа в парах (постоянного и сменного состава);

Работа в группах (малых и больших)

При организации и проведении урока с детьми с ОВЗ, необходимо соблюдать следующие правила:  - Ребенок участвует во фронтальной работе. - Участвует в работе больших групп (половина класса) на уроках соревнованиях, уроках-играх, театрализациях. - Участвует в работе малых групп (3-5 человека) при выполнении подгруппового задания, подготовке и защите проекта. Организация работы в паре (как правило, с «сильным» учеником). Такая работа эффективна на этапах проверки или взаимопроверки.  Индивидуальные задания.

При организации и проведении урока с детьми с ОВЗ, необходимо соблюдать следующие правила:

- Ребенок участвует во фронтальной работе.

- Участвует в работе больших групп (половина класса) на уроках соревнованиях, уроках-играх, театрализациях.

- Участвует в работе малых групп (3-5 человека) при выполнении подгруппового задания, подготовке и защите проекта.

  • Организация работы в паре (как правило, с «сильным» учеником). Такая работа эффективна на этапах проверки или взаимопроверки.
  • Индивидуальные задания.
Активные методы и приёмы обучения учащихся с ОВЗ на уроках ИЗО  1). Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.  

Активные методы и приёмы обучения учащихся с ОВЗ на уроках ИЗО

1). Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.  

Активные методы и приёмы обучения учащихся с ОВЗ на уроках ИЗО   2). Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Активные методы и приёмы обучения учащихся с ОВЗ на уроках ИЗО

2). Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Активные методы и приёмы обучения учащихся с ОВЗ на уроках ИЗО   3). Активные методы рефлексии: на занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния;  рефлексия содержания учебного материала (её использую, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);  рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Активные методы и приёмы обучения учащихся с ОВЗ на уроках ИЗО

3). Активные методы рефлексии: на занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния;

 рефлексия содержания учебного материала (её использую, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

 рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Методы и приёмы обучения учащихся с ОВЗ на уроках ИЗО  4). Задания исследовательского характера. Исследовательский метод позволяет подобрать, конструировать и предлагать систему исследовательских задач, приспосабливать их к конкретной ситуации учебного процесса и управлять их решением.

Методы и приёмы обучения учащихся с ОВЗ на уроках ИЗО

4). Задания исследовательского характера. Исследовательский метод позволяет подобрать, конструировать и предлагать систему исследовательских задач, приспосабливать их к конкретной ситуации учебного процесса и управлять их решением.

Методы и приёмы обучения учащихся с ОВЗ на уроках ИЗО  5). Обучающие игры. Дидактические:  расширяет кругозор, познавательную деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развивать общеучебные умения и навыки; развивает трудовые навыков.  Воспитывающие:  воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;  воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности. Развивающие:  развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие:  приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.

Методы и приёмы обучения учащихся с ОВЗ на уроках ИЗО

5). Обучающие игры.

Дидактические:  расширяет кругозор, познавательную деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развивать общеучебные умения и навыки; развивает трудовые навыков.

Воспитывающие:  воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;

воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности. Развивающие:  развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие:  приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.

Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы  1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.  2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».  3. Игра-головоломка.  4. Дополните изображение.  5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.  6. Составьте из готовых геометрических фигур русский орнамент.  7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.  
  • Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы

1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.

2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».

3. Игра-головоломка.

4. Дополните изображение.

5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.

6. Составьте из готовых геометрических фигур русский орнамент.

7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.  

II. Игры и упражнения по цветоведению. 1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).  2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета. 3. Холодные и теплые цвета. 4. Игра-соревнование «Кто больше?».

II. Игры и упражнения по цветоведению.

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

3. Холодные и теплые цвета.

4. Игра-соревнование «Кто больше?».

III. Игры и упражнения, способствующие усвоению  новых терминов, понятий   Продолжите цепочку слов. 2. Объясните значение слова. 3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам). 4. Вычеркните лишнее слово. 5. Блиц-контроль (вопрос — ответ). 6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».

III. Игры и упражнения, способствующие усвоению  новых терминов, понятий  

  • Продолжите цепочку слов.

2. Объясните значение слова.

3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).

4. Вычеркните лишнее слово.

5. Блиц-контроль (вопрос — ответ).

6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».

IV. Игры и упражнения для развития восприятия  произведений искусства Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд). 2. Сравните впечатления 3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства). 4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства. 5. Игра «Угадай». 6. Указать автора или название произведения. 7. Отгадывание кроссвордов (составление).

IV. Игры и упражнения для развития восприятия  произведений искусства

  • Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).

2. Сравните впечатления

3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).

4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.

5. Игра «Угадай».

6. Указать автора или название произведения.

7. Отгадывание кроссвордов (составление).

V. Сюжетно-ролевые игры   1. Игра

V. Сюжетно-ролевые игры

  1. Игра "Следствие ведут знатоки".

2. Игра «Лучший экскурсовод».

VI. Дидактические игры, способствующие активному включению учащихся в проектную деятельность 1. Игра «Живая картина» 2. Игра «Угадай цветовую палитру» 3. Игра «С кем поведёшься от того и наберёшься». 4. Игра «Найди изображение». 5. Игра «Помири половинки».  

VI. Дидактические игры, способствующие активному включению учащихся в проектную деятельность

1. Игра «Живая картина»

2. Игра «Угадай цветовую палитру»

3. Игра «С кем поведёшься от того и наберёшься».

4. Игра «Найди изображение».

5. Игра «Помири половинки».  

Игры-энергизаторы Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся.  Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус. Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.

Игры-энергизаторы

Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся.

Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать.

Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус. Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.

  Игры-энергизаторы   1. Игры на деление группы на команды – Игра ДЕЛЕНИЕ ПО ПРИЗНАКАМ, Игра МОЗАИКА; 2. Игры для начала занятия - Игра «СВЕТ», Игра «ФОРМА». Игра «ЦВЕТ»; 3. Игры на знакомство -   Игра «МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ - ТЫ И Я»; 4. Игры для активизации группы - Игра «РАЗ-ДВА-ТРИ!»; 5. Игры на концентрацию внимания - Игра «ОЙ И АЙ»; 6. Игры на снятие напряжения - Игра «МАССАЖ»; 7. Релаксации -  Релаксация «В СОСНОВОМ ЛЕСУ»; 8. Игры на сплочение группы -  Игра «КЛУБОК», Игра «ЦВЕТОК», Игра «СКУЛЬПТУРА».

  Игры-энергизаторы

1. Игры на деление группы на команды – Игра ДЕЛЕНИЕ ПО ПРИЗНАКАМ, Игра МОЗАИКА;

2. Игры для начала занятия -

Игра «СВЕТ», Игра «ФОРМА». Игра «ЦВЕТ»;

3. Игры на знакомство -

  Игра «МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ - ТЫ И Я»;

4. Игры для активизации группы -

Игра «РАЗ-ДВА-ТРИ!»;

5. Игры на концентрацию внимания -

Игра «ОЙ И АЙ»;

6. Игры на снятие напряжения -

Игра «МАССАЖ»;

7. Релаксации -

Релаксация «В СОСНОВОМ ЛЕСУ»;

8. Игры на сплочение группы -

Игра «КЛУБОК», Игра «ЦВЕТОК», Игра «СКУЛЬПТУРА».

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения на уроках ИЗО повышает познавательную активность учащихся с особыми познавательными потребностями, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения на уроках ИЗО повышает познавательную активность учащихся с особыми познавательными потребностями, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.

Средства активизации при обучении необходимо использовать в системе. Данная система позволит объединить методы и формы организации обучения, будет стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а так же комфортно и на равных чувствовать себя в обществе.

Средства активизации при обучении необходимо использовать в системе. Данная система позволит объединить методы и формы организации обучения, будет стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а так же комфортно и на равных чувствовать себя в обществе.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!