Организация учебной и внеучебной деятельности мотивированных учащихся с целью подготовки к участию в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах
В.П.Поправко,
учитель истории и обществоведения
ГУО «СШ № 66 г. Гомеля»
Новый век в образовательной политике республики Беларусь ознаменовался выдвижением идеи личностного роста как основного приоритета в обучении и воспитании. Требования, предъявляемые современным обществом, и новые задачи образования вызвали необходимость формирования у школьников личностных социально ориентированных умений и навыков: коммуникативных, исследовательских, проектировочных, рефлексивных. Организация работы с одаренными и высокомотивированными учащимися занимает особое место в образовательном процессе. В течение многих лет одаренность учащихся выявляется и оценивается на олимпиадах, турнирах, конкурсах, конференциях.
Опыт подготовки учащихся к участию в олимпиадах различного уровня представляется очень ценным для учителей, ведущих работу с высокомотивированными учащимися.
Ориентируясь на ведущие цели системы образования, реализацию в своей работе личностно-ориентированного подхода учитель ставит перед собой цель: оптимизировать работу учителя истории и обществоведения по развитию интеллектуальных, познавательных и творческих способностей высокомотивированных детей для успешного выступления их на олимпиадах различного уровня. И ключевую роль в реализации этой цели играет создание системы работы по подготовке учащихся к олимпиадам через урок, внеклассную работу, проектно-исследовательскую деятельность и индивидуальную работу с учащимися.
В своей работе с мотивированными учащимися я руководствуюсь следующими принципами:
принципом максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности учащегося
принципом индивидуализации и дифференциации обучения
принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя
принципом использования деятельностного подхода в обучении истории и обществоведению
принципом свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
принципом возрастания роли внеурочной деятельности
Это позволяет мне как учителю создать систему работы с мотивированными учащимися через урок, внеклассную деятельность, индивидуальную работу. В основе реализуемого мною подхода лежит принцип системности в работе с мотивированными учащимися. Начиная с пятого класса я выявляю возможных участников олимпиады, для чего провожу диагностику общего уровня знаний по предмету, состояния познавательной деятельности, анализирую мотивацию детей. Этим учащимся я, как учитель, уделяю особое внимание на уроках, реализую принципы индивидуализации и дифференциации (это может быть задание подготовить сообщение, используя дополнительную литературу, задания в тетрадях на печатной основе, индивидуальные задания, включение в исследовательскую деятельность на уровне подготовки сообщений на интересную для них тему, участие в круглогодичной олимпиаде по предмету).
Развитие интеллектуальной сферы мотивированных учащихся через урок осуществляется посредством использования дополнительной литературы, краеведческого материала, что способствует формированию личностного целеполагания учащихся, мотивации к изучаемому предмету.
Деятельностный подход, частично-поисковые методы, использование интерактивных методов обучения (уроки-дискуссии, ролевые игры, «мозговой штурм»), проблемное обучение – все это методическое разнообразие позволяет мне включить учащихся в процесс активной познавательной деятельности, формировать мотивационное поле, развивать интеллектуальные способности учащихся, интерес к предмету. И в конечном итоге выявить тот круг учащихся, которые и будут мотивированы на занятия историей и обществоведением, на участие в олимпиадах по этим предметам.
Обязательным элементом подготовки мотивированных учащихся к олимпиадам, по моему мнению, является составление индивидуального плана работы. Для его составления необходимо выявить исходное состояние знаний, умений и навыков учащегося по предмету, его интересы, особенности познавательной деятельности, особенности протекания психических процессов. На основании изучения личности ребенка составляется индивидуальная траектория его развития по следующей схеме: тема, раздел программы по предмету; вопросы и задания, которые согласуются с изучаемой темой; вопросы, которые учащихся может освоить самостоятельно; темы перспективного изучения с указанием источников; план собеседования с указанием сроков и формы проведения, формы контроля.
Содержательную сторону подготовки к олимпиадам я осуществляю через вертикальное и горизонтальное обогащение знаниями, обучение учащихся решению теоретических и практических задач. Работа с мотивированными учащимися начинается с тщательной проработки школьных учебников, составления перечня вопросов по итогам работы. Помимо проработки учебной литературы по предмету (школьных учебников, справочной и монографической литературы) я обучаю учащихся тому, как подготовить эссе, как рассказать об особенностях экономики страны, о памятнике архитектуры, об общественном движении, о политическом деятеле и так далее.
Особое внимание уделяется проработке заданий на выбор ответа, заданий с открытым кратким ответом, развитию умений анализировать исторический источник, работать с заданиями с открытым развернутым ответом на проблемные вопросы и так далее. Одним из ключевых моментов в подготовке к олимпиаде, по моему мнению, является работа с картами, атласами, иллюстрированными хронологиями, схемами, таблицами, которые систематизируют, обобщают и углубляют знания учащихся.
Подготовку высокомотивированных учащихся к олимпиадам и конкурсам я провожу группой, чтобы с одной стороны присутствовал принцип состязательности, а с другой – сплочение группы-команды, анализ ее успехов и неудач.
Мною за время работы с мотивированными учащимися создан банк литературы, которую учащиеся используют для подготовки к олимпиадам, так как грамотный подбор литературы является одним из важнейших составляющих успеха.
Таким образом, системная организация работы с мотивированными обучающимися позволяет говорить о формировании и развитии у учащихся исторического мышления.