СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация уроков биологии на основе личностно ориентированного обучения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для использования в практической деятельности учителя.

Просмотр содержимого документа
«Организация уроков биологии на основе личностно ориентированного обучения»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1 г. Будённовска











«Организация уроков биологии на основе личностно ориентированного обучения»






Работу выполнила Бескровная М. Н.

учитель высшей категории

МОУ СОШ №1 г. Буденновска






Буденновск

2013-2014 учебный год


Система образования в любой стране призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Именно школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества.

Поэтому выпускник современной школы должен обладать определенными качествами, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

  • самостоятельно критически мыслить;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Интерес использовать личностно ориентированное обучение на своих уроках связан с тем, что в личностно ориентированных ситуациях акцент делается не на усвоение «готового знания», а на побуждение учащегося вникать в процесс эволюции знания, анализировать и критически осмысливать действительность, оценивать ее с позиции личного жизненного смысла. Система учебных заданий постепенно приводит к появлению нового знания, которое будучи критически осмыслено, пережито и оценено с точки зрения нравственно-духовных позиций, включено в личностную картину мира. На основе этого знания решаются другие задачи, реализуется творческая деятельность, создается личный опыт. Развитие личности становится приоритетной целью, а не придатком обучения.

При личностном подходе акцент делается на развитие умений анализировать собственное восприятие, собственное понимание мира. На первый план выходят нравственный, ценностно-ориентационный и эмоциональный аспекты деятельности. Объектом познания является реальность, отраженная в личностно-эмоциональной сфере, продуктом деятельности становятся научные знания об окружающем мире, о своем месте и назначении в нем, на первый план выдвигается ценностная ориентация индивида. В личностно ориентированном обучении особое значение имеет общение взаимозначимых друг для друга субъектов, сопоставление ранее накопленного опыта с фактами, теориями, суждениями, способными поколебать целостность личностного мировоззрения, исследование ситуаций на предмет выявления их смысла, личностной значимости.

Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения предполагает реализацию принципа субъективности и включение в учебное занятие приемов и методов актуализации субъектного опыта учащихся. Без опоры на уже сформированные знания, умения и навыки учеников, без проявления ими своих субъектных качеств трудно представить личностно-ориентированный урок и возможность достижения его целевых ориентиров.

Под актуализацией субъектного опыта учащихся понимается совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желаний ребёнка использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания, умения и навыки.

Эти действия учитель осуществляет для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:

во-первых, способствовать осознанному восприятию учащимися нового учебного материала;

— во-вторых, содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;

— в-третьих, обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.

На своем уроке в 7-х классах по теме «Рыбы – водные позвоночные. Основные группы рыб» на этапе «вызова» первичного опыта задаю ученикам следующие вопросы:

1.Что вы можете сказать о рыбах как водных животных?

2.В каких водоемах обитают эти животные?

3.Какие особенности строения имеют рыбы?

Наиболее удачные версии ответов уточняю, корректирую и записываю на доске. После коллективного анализа прозвучавших моих и учеников ответов приходим к выводу, что необходимо получить дополнительную информацию для раскрытия темы урока (необходима актуализация обогащаемого опыта). Для этого осуществляется самостоятельная работа с учебником (маркировка текста). Затем ученики записывают ранее им известные и новые сведения о рыбах в таблицу:

Группа рыб

Черты внешнего строения

Черты внутреннего строения

Представители






Для актуализации закрепляемого опыта на уроках в тех же 7-х классах после вызова первоначальных и приобретения новых знаний предлагаю учащимся обобщить материал и выполнить одно из заданий:

1.Составить рекламный проспект об одном из классов рыб (в форме стихотворения, песни, рисунка и т.п.) и защитить его.

2. Предложить проект о сохранении рыбных запасов в городском озере Буйвола.

3.Заполнить и представить страничку из дневника путешественника «Подводное царство Черного моря».

Подобные задания способствуют формированию у учащихся умение выделять главное в изученном материале и правильно систематизировать полученную информацию, содействуют росту личностной значимости и интереса к данному предмету и познавательной деятельности в целом. Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора.

Например, при изучении нового материала по теме «Пищеварение в ротовой полости» предлагаю восьмиклассникам выяснить, что и как происходит с пищей в полости рта. Для этого они самостоятельно знакомятся с изложенной в учебнике информацией, а затем отвечают по выбору на вопросы первого или второго вариантов, записанные на доске:


I вариант

II вариант

1. Что такое лизоцим?

2. Что происходит с пищей в ротовой полости?

3. Почему важно переваривать пищу?

4. Почему после пережёвывания пищи ощущается сладкий привкус?

1. Будет ли выделяться слюна у животного с перерезанными нервами, идущими от мозга к слюнным железам?

2. Почему в слюне собаки, которую кормили картофелем, содержится больше ферментов, чем у той, которую кормили мясом?

3. Щенка кормили молоком. Будет ли у него выделяться слюна при виде мяса?

4. Объясните правильность поговорки: «Когда я ем, я глух и нем».


Предложенные варианты отличаются по степени сложности задания. Если ответы на вопросы I варианта ученики могут найти в тексте учебника, то II вариант, составленный из вопросов повешенного уровня сложности, требуют применения учащимися умения устанавливать причинно-следственные связи, а также знаний из ранее изученных тем. При проверке результатов выполнения заданий сначала слово предоставляют ученикам, выбравшим I вариант, а потом отвечают учащиеся, избравшие вопросы II варианта.

На этапе проверки знаний учащихся при изучении темы «Вегетативное размножение растений» в 6 классе предлагаю ученикам выбрать и выполнить дома одно из трёх заданий:

1) подготовить сообщение о комнатных растениях, которые растут в доме;

2) написать сочинение-рассуждение «Можно ли дикорастущее растение сделать комнатным?»

3) оформить книжку-самоделку «Сказки о комнатных растениях».

Можно описать другие ситуации выбора. Но важным является осознанное соблюдение учителем принципа выбора как необходимого условия развития субъективности и индивидуальности учеников.

Используя личностно ориентированное обучение на своих уроках, видишь, что традиционная парадигма образования учитель—учебник—ученик решительно заменяется на новую: ученик—учебник—учитель.” Для этого используются различные формы и виды учебной деятельности учащегося:


1.«Мозговой штурм».

Прием учебной работы, требующий высокого уровня управленчес­ких навыков от учителя и достаточного уровня коммуникативных и ор­ганизационных общеучебных навыков от учащихся. Наиболее эффек­тивен при выдвижении гипотез и предположений.

Правила участия в «мозговом штурме». Памятка для учащихся

1. Формулируйте свои мысли точно, но кратко.

2. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.

3. Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения.

4. Запрещаются критические замечания и промежуточные оцен­ки — это мешает формулировать новые идеи.

5. Чем больше выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые, ценные идеи.

6. Приветствуются все дополнения и уточнения.

7. Разрешается задавать вопросы, если они не содержат оценки выс­казываний предыдущих ораторов.

2.Практическая групповая работа на единую цель.

Такая форма работы очень эффективна при уяснении закономер­ностей сложного процесса, например, при изучении опыта по синтезу белка «in vitro», или для обеспечения статистически достоверных ре­зультатов, например, при построении вариационных кривых, или при заполнении географической карты большим количеством биологичес­ких данных — по центрам происхождения культурных растений, по би­огеографическим доказательствам эволюции и т. д.

3.Пример: «Построение графика «нормы реакции»

(модуль Закономерности изменчивости в курсе «Общая биология»)

- Каждая пара учеников замеряет ширину 20-ти плодов каштана с од­ного дерева.

На доске данные, полученные каждой парой, объединяются в еди­ной таблице, по суммарным данным которой стоится точный график.

- То же самое с компьютерной поддержкой, когда данные, полученные каждым участником, вводятся в специальную программу, позволяю­щую произвести общие расчеты, заполнить единую схему и т. д.

4.Усвоение нового материала через сравнение двух или более процессов, объектов или явлений.

Практика показывает, что при одновременном знакомстве с мито­зом и мейозом, а также с анаболизмом и катаболизмом, с растительной, животной и грибной клеткой, усвоение нового для учащихся материала идет более эффективно. Теория познавательных процессов утверждает, что при этом новые понятия усваиваются системно, осмысленно, и лег­че «вынимаются» потом из памяти.

5.Просмотр видеофрагмента по изучаемой теме без специальных заданий. - Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания до просмотра.

- Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания по видеома­териалу после просмотра.

6.Самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуаль­ном режиме с использованием информационной карты урока (ИКУ уро­ка для учащихся).


Информационная карта урока «Вирусы»


Учебные задачи:

1. Изучить, как устроены вирусы.

2. Выяснить, какие бывают вирусы.

3. Изучить, как вирусы размножаются.

4. Познакомиться с циклом развития вируса иммунодефицита.

5. Выполнить диагностическую работу по изученному материалу.

1. Изучите рисунок, на котором представлены схемы строения различных вирусов.

Нарисуйте в тетради схемы строения различных вирусов. Проана­лизируйте строение вирусов, определите, какие вещества всегда находятся внутри вируса, а какие — снаружи. Сравните структуру и форму вирусов растений, животных и бак­терий. Сделайте выводы и запишите в тетрадь.

2. Разнообразие вирусов.

Вирусы могут различаться

По химическому составу

По типу поведения внутри клетки

По специфичности к хозяину

1. ДНК-содержащие: вирусы герпеса, оспы, гепатита и др.

2. РНК-содержащие: вирусы полиомиелита, кори, бешенства, табач­ной мозаики

Вирусы с высокой спе­цифичностью: вирус гриппа свиней, бакте­риофаг Р-17). Вирусы относительно универсальные: вирус­ные болезни млекопи­тающих; «пулевидный» вирус, поражающий и картофель, и собак, и дрозофил

1. Вирусы, убивающие зараженную ими клетку (вирулентные бактери­офаги).

2. Вирусы, изменяю­щие генетическую ин­формацию зараженной ими клетки (онко-виру­сы, ВИЧ, умеренные бактериофаги)


Запишите эту информацию в тетрадь — можете представить её в виде таблицы, а можете придумать свой способ систематизации этой информации.

3. Изучите схему, описывающую жизненный цикл бактериофага: нарисуйте схему в тетради и опишите словами каждый этап.

4. Изучите схему жизненного цикла вируса СПИДа: в чем принци­пиальное отличие цикла развития вируса СПИДа от бактерио­фага? Запишите свой ответ в тетрадь.

5. Прочитайте еще раз в учебнике текст, посвященный вирусам, главу из «Биологического словаря» и выполните диагностичес­кую работу по изученному материалу.

6. Отметьте утверждения, которые, на Ваш взгляд, являются пра­вильными:

• Вирусы представляют собой наследственный материал в за­щитной белковой оболочке.

• Самые крупные вирусы можно увидеть в хороший световой микроскоп.

• Вирусы — это мельчайшие живые организмы.

• Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

• Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.

• Вирусы были открыты в XIX в.

• Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицатель­на.

• Вирус СПИДа (ВИЧ), попав в организм, постепенно убивает все его клетки.

• Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую сис­тему биомолекулярного уровня.

Проверьте свои ответы. Оцените свою работу:

Количество правильных ответов

Отметка

8-9

5 баллов

7

4 балла

6

3 балла — «зачет»

5 и менее

Подготовьтесь более тщательно и выполните еще один ва­риант диагностической работы

6а. Самостоятельное изучение нового материала по тексту в группах.

6б. Самостоятельное изучение нового материала в работе с объекта­ми, моделями.

6в. Самостоятельное изучение нового материала с помощью обучаю­щей компьютерной программы и выполнением диагностических заданий.

Можно бесконечно перечислять богатство дидактических возможнос­тей биологии как школьного предмета. И в интеграции с другими школь­ными предметами — особенно во внеклассной работе — биология только выигрывает, какому бы профилю школа не отдавала предпочтение.

Востребованность внеклассной работы по предмету — в насыщенности правильно организованных мероприятий таки­ми видами деятельности, которые лежат в основе инициации и разви­тия коммуникативных и организационных навыков, а, следовательно, работают на социализацию детей в школе. Современная школа осталась практически единственным социальным институтом, который выступает в роли механизма, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям.

Интеграция разных по возможностям и способностям детей в пространстве одного класса, одной школы потребует от учителей диф­ференциации приемов и форм деятельности. И здесь предметные недели помогут разным детям проявить себя. В рамках предметной недели может выясниться, что не слишком успевающий на уроках уче­ник, оказывается, отлично разбирается в моделировании и может обеспечить своей команде выигрыш в конкурсе прикладных проек­тов. Тот, кто плохо говорит, может проявить себя как художник-офор­митель или фотограф, кто срывает уроки своей болтовней, отлично справляется с ролью журналиста-интервьюера...

Коллективные проекты, командные интеллектуальные игры, сов­местные подготовки предметных классных часов, подготовка и про­ведение старшеклассниками предметных игр, викторин для учащихся начальной школы — все эти виды работы позволяют почувствовать успешность каждому ученику.

Нетрадиционные формы обучения (различные праздники, темати­ческие вечера, ролевые игры, викторины и т.п.), позволяют повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор.

Играя, отвечая на вопросы викторины, решая головоломки, ребусы, кроссворды и т. д., ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и научатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запомнят названия растений.

Моя деятельность в школе не ограничивается только ведением уроков с использованием личностно ориентированного обучения. Большая работа с учащимися проводиться во внеурочное время и на факультативах. С инициативной группой ребят мы подготовили мероприятия, которые вызвали интерес у массы учащихся это:

- «Экологический капустник» (с применением мультимедиа), где были использованы задания:



БЛИЦ – ОПРОС

Население этой страны будет категорически возражать против импорта говяжьей тушенки.

(Индия)

  • Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил?

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

  • Где древние люди хранили недоеденных мамонтов?

(В ближайшем водоёме)

  • Из ветвей и листьев какого растения изготовлялись венки для олимпийских чемпионов?

(Из лавра)

  • Согласно легенде именно этот цветок вырос на крови прикованного к скале Прометея.

(Эдельвейс)

  • От прочих злаков этот отличается тем, что растет под слоем воды.

(Рис)

Найдите названия животных в следующих предложениях

  • Со мной согласились все, но только не мой друг Саша.

  • Цветы стояли в вазе, бра висело на стене.

  • Рыбак уже заврался, но все же гнул свое.

  • С сумками медленно шла мама.

  • На уроках труда мы шили платья.

  • Ливер — блюдо для гурманов.

  • Вол как будто нарочно шел медленно.

 

Конкурс "Животное-загадка".

Превратите выражение, содержащее термины и понятия биологии, в известную пословицу или поговорку.

  • Сбился с маршрута среди трех голосеменных.

    • (Заблудился в трех соснах)

  • На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава.

    • (Сердцу не прикажешь)

  • Звуковые колебания, издаваемые животным семейства волчьих, переносятся горизонтальным движением воздуха.

    • (Собака лает, ветер уносит)

  • Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество.

    • (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)

  • Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива

    • (Работа – не волк, в лес не убежит) .


- Экологический светофор ( для 5-6 классов);

- «Щит нашего тела» (о гигиенических требованиях к нашей коже)и другие.

Исследования, которые учащиеся проводят на факультативных занятиях, обобщили в виде заседания экологического клуба «Это твоя Земля». Отчеты экспертных групп были оформлены в виде презентаций. Во время мероприятия учащимися были продемонстрированы опыты. А исследовательская работа «Влияние атмосферного загрязнения на растения» Степановой Жанны на XIX городской открытой научной конференции школьников заняла 2 –е место.

Сейчас много говорят о методе проектов. Это форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

В качестве исследовательской творческой деятельности на факультативных занятиях учащиеся под моим руководством выполнили проектную работу по теме «Изменение окружающей среды на разных этапах становления человеческого общества», оформив её в виде веб-страницы. В стадии разработки находятся работы учащихся среднего звена по темам: «Этот удивительный водный мир», «Самая многочисленная группа животных – насекомые».

В дальнейшей своей работе с учащимися, используя любую форму работы, мне хотелось бы руководствоваться принципом:

Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму.

(Китайская притча)



11