Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1 г. Будённовска
«Организация уроков биологии на основе личностно ориентированного обучения»
Работу выполнила Бескровная М. Н.
учитель высшей категории
МОУ СОШ №1 г. Буденновска
Буденновск
2013-2014 учебный год
Система образования в любой стране призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Именно школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества.
Поэтому выпускник современной школы должен обладать определенными качествами, в частности:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
самостоятельно критически мыслить;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Интерес использовать личностно ориентированное обучение на своих уроках связан с тем, что в личностно ориентированных ситуациях акцент делается не на усвоение «готового знания», а на побуждение учащегося вникать в процесс эволюции знания, анализировать и критически осмысливать действительность, оценивать ее с позиции личного жизненного смысла. Система учебных заданий постепенно приводит к появлению нового знания, которое будучи критически осмыслено, пережито и оценено с точки зрения нравственно-духовных позиций, включено в личностную картину мира. На основе этого знания решаются другие задачи, реализуется творческая деятельность, создается личный опыт. Развитие личности становится приоритетной целью, а не придатком обучения.
При личностном подходе акцент делается на развитие умений анализировать собственное восприятие, собственное понимание мира. На первый план выходят нравственный, ценностно-ориентационный и эмоциональный аспекты деятельности. Объектом познания является реальность, отраженная в личностно-эмоциональной сфере, продуктом деятельности становятся научные знания об окружающем мире, о своем месте и назначении в нем, на первый план выдвигается ценностная ориентация индивида. В личностно ориентированном обучении особое значение имеет общение взаимозначимых друг для друга субъектов, сопоставление ранее накопленного опыта с фактами, теориями, суждениями, способными поколебать целостность личностного мировоззрения, исследование ситуаций на предмет выявления их смысла, личностной значимости.
Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения предполагает реализацию принципа субъективности и включение в учебное занятие приемов и методов актуализации субъектного опыта учащихся. Без опоры на уже сформированные знания, умения и навыки учеников, без проявления ими своих субъектных качеств трудно представить личностно-ориентированный урок и возможность достижения его целевых ориентиров.
Под актуализацией субъектного опыта учащихся понимается совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желаний ребёнка использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания, умения и навыки.
Эти действия учитель осуществляет для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:
во-первых, способствовать осознанному восприятию учащимися нового учебного материала;
— во-вторых, содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
— в-третьих, обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.
На своем уроке в 7-х классах по теме «Рыбы – водные позвоночные. Основные группы рыб» на этапе «вызова» первичного опыта задаю ученикам следующие вопросы:
1.Что вы можете сказать о рыбах как водных животных?
2.В каких водоемах обитают эти животные?
3.Какие особенности строения имеют рыбы?
Наиболее удачные версии ответов уточняю, корректирую и записываю на доске. После коллективного анализа прозвучавших моих и учеников ответов приходим к выводу, что необходимо получить дополнительную информацию для раскрытия темы урока (необходима актуализация обогащаемого опыта). Для этого осуществляется самостоятельная работа с учебником (маркировка текста). Затем ученики записывают ранее им известные и новые сведения о рыбах в таблицу:
Группа рыб | Черты внешнего строения | Черты внутреннего строения | Представители |
| | | |
Для актуализации закрепляемого опыта на уроках в тех же 7-х классах после вызова первоначальных и приобретения новых знаний предлагаю учащимся обобщить материал и выполнить одно из заданий:
1.Составить рекламный проспект об одном из классов рыб (в форме стихотворения, песни, рисунка и т.п.) и защитить его.
2. Предложить проект о сохранении рыбных запасов в городском озере Буйвола.
3.Заполнить и представить страничку из дневника путешественника «Подводное царство Черного моря».
Подобные задания способствуют формированию у учащихся умение выделять главное в изученном материале и правильно систематизировать полученную информацию, содействуют росту личностной значимости и интереса к данному предмету и познавательной деятельности в целом. Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора.
Например, при изучении нового материала по теме «Пищеварение в ротовой полости» предлагаю восьмиклассникам выяснить, что и как происходит с пищей в полости рта. Для этого они самостоятельно знакомятся с изложенной в учебнике информацией, а затем отвечают по выбору на вопросы первого или второго вариантов, записанные на доске:
I вариант | II вариант |
1. Что такое лизоцим? 2. Что происходит с пищей в ротовой полости? 3. Почему важно переваривать пищу? 4. Почему после пережёвывания пищи ощущается сладкий привкус? | 1. Будет ли выделяться слюна у животного с перерезанными нервами, идущими от мозга к слюнным железам? 2. Почему в слюне собаки, которую кормили картофелем, содержится больше ферментов, чем у той, которую кормили мясом? 3. Щенка кормили молоком. Будет ли у него выделяться слюна при виде мяса? 4. Объясните правильность поговорки: «Когда я ем, я глух и нем». |
Предложенные варианты отличаются по степени сложности задания. Если ответы на вопросы I варианта ученики могут найти в тексте учебника, то II вариант, составленный из вопросов повешенного уровня сложности, требуют применения учащимися умения устанавливать причинно-следственные связи, а также знаний из ранее изученных тем. При проверке результатов выполнения заданий сначала слово предоставляют ученикам, выбравшим I вариант, а потом отвечают учащиеся, избравшие вопросы II варианта.
На этапе проверки знаний учащихся при изучении темы «Вегетативное размножение растений» в 6 классе предлагаю ученикам выбрать и выполнить дома одно из трёх заданий:
1) подготовить сообщение о комнатных растениях, которые растут в доме;
2) написать сочинение-рассуждение «Можно ли дикорастущее растение сделать комнатным?»
3) оформить книжку-самоделку «Сказки о комнатных растениях».
Можно описать другие ситуации выбора. Но важным является осознанное соблюдение учителем принципа выбора как необходимого условия развития субъективности и индивидуальности учеников.
Используя личностно ориентированное обучение на своих уроках, видишь, что традиционная парадигма образования учитель—учебник—ученик решительно заменяется на новую: ученик—учебник—учитель.” Для этого используются различные формы и виды учебной деятельности учащегося:
1.«Мозговой штурм».
Прием учебной работы, требующий высокого уровня управленческих навыков от учителя и достаточного уровня коммуникативных и организационных общеучебных навыков от учащихся. Наиболее эффективен при выдвижении гипотез и предположений.
Правила участия в «мозговом штурме». Памятка для учащихся
1. Формулируйте свои мысли точно, но кратко.
2. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.
3. Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения.
4. Запрещаются критические замечания и промежуточные оценки — это мешает формулировать новые идеи.
5. Чем больше выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые, ценные идеи.
6. Приветствуются все дополнения и уточнения.
7. Разрешается задавать вопросы, если они не содержат оценки высказываний предыдущих ораторов.
2.Практическая групповая работа на единую цель.
Такая форма работы очень эффективна при уяснении закономерностей сложного процесса, например, при изучении опыта по синтезу белка «in vitro», или для обеспечения статистически достоверных результатов, например, при построении вариационных кривых, или при заполнении географической карты большим количеством биологических данных — по центрам происхождения культурных растений, по биогеографическим доказательствам эволюции и т. д.
3.Пример: «Построение графика «нормы реакции»
(модуль Закономерности изменчивости в курсе «Общая биология»)
- Каждая пара учеников замеряет ширину 20-ти плодов каштана с одного дерева.
На доске данные, полученные каждой парой, объединяются в единой таблице, по суммарным данным которой стоится точный график.
- То же самое с компьютерной поддержкой, когда данные, полученные каждым участником, вводятся в специальную программу, позволяющую произвести общие расчеты, заполнить единую схему и т. д.
4.Усвоение нового материала через сравнение двух или более процессов, объектов или явлений.
Практика показывает, что при одновременном знакомстве с митозом и мейозом, а также с анаболизмом и катаболизмом, с растительной, животной и грибной клеткой, усвоение нового для учащихся материала идет более эффективно. Теория познавательных процессов утверждает, что при этом новые понятия усваиваются системно, осмысленно, и легче «вынимаются» потом из памяти.
5.Просмотр видеофрагмента по изучаемой теме без специальных заданий. - Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания до просмотра.
- Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания по видеоматериалу после просмотра.
6.Самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием информационной карты урока (ИКУ урока для учащихся).
Информационная карта урока «Вирусы»
Учебные задачи:
1. Изучить, как устроены вирусы.
2. Выяснить, какие бывают вирусы.
3. Изучить, как вирусы размножаются.
4. Познакомиться с циклом развития вируса иммунодефицита.
5. Выполнить диагностическую работу по изученному материалу.
1. Изучите рисунок, на котором представлены схемы строения различных вирусов.
Нарисуйте в тетради схемы строения различных вирусов. Проанализируйте строение вирусов, определите, какие вещества всегда находятся внутри вируса, а какие — снаружи. Сравните структуру и форму вирусов растений, животных и бактерий. Сделайте выводы и запишите в тетрадь.
2. Разнообразие вирусов.
Вирусы могут различаться |
По химическому составу | По типу поведения внутри клетки | По специфичности к хозяину |
1. ДНК-содержащие: вирусы герпеса, оспы, гепатита и др. 2. РНК-содержащие: вирусы полиомиелита, кори, бешенства, табачной мозаики | Вирусы с высокой специфичностью: вирус гриппа свиней, бактериофаг Р-17). Вирусы относительно универсальные: вирусные болезни млекопитающих; «пулевидный» вирус, поражающий и картофель, и собак, и дрозофил | 1. Вирусы, убивающие зараженную ими клетку (вирулентные бактериофаги). 2. Вирусы, изменяющие генетическую информацию зараженной ими клетки (онко-вирусы, ВИЧ, умеренные бактериофаги) |
Запишите эту информацию в тетрадь — можете представить её в виде таблицы, а можете придумать свой способ систематизации этой информации.
3. Изучите схему, описывающую жизненный цикл бактериофага: нарисуйте схему в тетради и опишите словами каждый этап.
4. Изучите схему жизненного цикла вируса СПИДа: в чем принципиальное отличие цикла развития вируса СПИДа от бактериофага? Запишите свой ответ в тетрадь.
5. Прочитайте еще раз в учебнике текст, посвященный вирусам, главу из «Биологического словаря» и выполните диагностическую работу по изученному материалу.
6. Отметьте утверждения, которые, на Ваш взгляд, являются правильными:
• Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.
• Самые крупные вирусы можно увидеть в хороший световой микроскоп.
• Вирусы — это мельчайшие живые организмы.
• Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.
• Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.
• Вирусы были открыты в XIX в.
• Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.
• Вирус СПИДа (ВИЧ), попав в организм, постепенно убивает все его клетки.
• Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного уровня.
Проверьте свои ответы. Оцените свою работу:
Количество правильных ответов | Отметка |
8-9 | 5 баллов |
7 | 4 балла |
6 | 3 балла — «зачет» |
5 и менее | Подготовьтесь более тщательно и выполните еще один вариант диагностической работы |
6а. Самостоятельное изучение нового материала по тексту в группах.
6б. Самостоятельное изучение нового материала в работе с объектами, моделями.
6в. Самостоятельное изучение нового материала с помощью обучающей компьютерной программы и выполнением диагностических заданий.
Можно бесконечно перечислять богатство дидактических возможностей биологии как школьного предмета. И в интеграции с другими школьными предметами — особенно во внеклассной работе — биология только выигрывает, какому бы профилю школа не отдавала предпочтение.
Востребованность внеклассной работы по предмету — в насыщенности правильно организованных мероприятий такими видами деятельности, которые лежат в основе инициации и развития коммуникативных и организационных навыков, а, следовательно, работают на социализацию детей в школе. Современная школа осталась практически единственным социальным институтом, который выступает в роли механизма, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям.
Интеграция разных по возможностям и способностям детей в пространстве одного класса, одной школы потребует от учителей дифференциации приемов и форм деятельности. И здесь предметные недели помогут разным детям проявить себя. В рамках предметной недели может выясниться, что не слишком успевающий на уроках ученик, оказывается, отлично разбирается в моделировании и может обеспечить своей команде выигрыш в конкурсе прикладных проектов. Тот, кто плохо говорит, может проявить себя как художник-оформитель или фотограф, кто срывает уроки своей болтовней, отлично справляется с ролью журналиста-интервьюера...
Коллективные проекты, командные интеллектуальные игры, совместные подготовки предметных классных часов, подготовка и проведение старшеклассниками предметных игр, викторин для учащихся начальной школы — все эти виды работы позволяют почувствовать успешность каждому ученику.
Нетрадиционные формы обучения (различные праздники, тематические вечера, ролевые игры, викторины и т.п.), позволяют повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор.
Играя, отвечая на вопросы викторины, решая головоломки, ребусы, кроссворды и т. д., ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и научатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запомнят названия растений.
Моя деятельность в школе не ограничивается только ведением уроков с использованием личностно ориентированного обучения. Большая работа с учащимися проводиться во внеурочное время и на факультативах. С инициативной группой ребят мы подготовили мероприятия, которые вызвали интерес у массы учащихся это:
- «Экологический капустник» (с применением мультимедиа), где были использованы задания:
БЛИЦ – ОПРОС
Население этой страны будет категорически возражать против импорта говяжьей тушенки.
(Индия)
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
(В ближайшем водоёме)
(Из лавра)
(Эдельвейс)
(Рис)
Найдите названия животных в следующих предложениях
Со мной согласились все, но только не мой друг Саша.
Цветы стояли в вазе, бра висело на стене.
Рыбак уже заврался, но все же гнул свое.
С сумками медленно шла мама.
На уроках труда мы шили платья.
Ливер — блюдо для гурманов.
Вол как будто нарочно шел медленно.
Конкурс "Животное-загадка".


Превратите выражение, содержащее термины и понятия биологии, в известную пословицу или поговорку.
Сбился с маршрута среди трех голосеменных.
На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава.
Звуковые колебания, издаваемые животным семейства волчьих, переносятся горизонтальным движением воздуха.
Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество.
Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива
- Экологический светофор ( для 5-6 классов);
- «Щит нашего тела» (о гигиенических требованиях к нашей коже)и другие.
Исследования, которые учащиеся проводят на факультативных занятиях, обобщили в виде заседания экологического клуба «Это твоя Земля». Отчеты экспертных групп были оформлены в виде презентаций. Во время мероприятия учащимися были продемонстрированы опыты. А исследовательская работа «Влияние атмосферного загрязнения на растения» Степановой Жанны на XIX городской открытой научной конференции школьников заняла 2 –е место.
Сейчас много говорят о методе проектов. Это форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В качестве исследовательской творческой деятельности на факультативных занятиях учащиеся под моим руководством выполнили проектную работу по теме «Изменение окружающей среды на разных этапах становления человеческого общества», оформив её в виде веб-страницы. В стадии разработки находятся работы учащихся среднего звена по темам: «Этот удивительный водный мир», «Самая многочисленная группа животных – насекомые».
В дальнейшей своей работе с учащимися, используя любую форму работы, мне хотелось бы руководствоваться принципом:
Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму.
(Китайская притча)
11