ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Алтухова Л.Н.
Верхне-Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Сельская школа в структуре села - это явление культурное, социальное и экономическое. Школа и общество в сельской местности не разделимы. Сельская школа отражает ценности и проблемы, свойственные сельскому жителю. Внеурочная деятельность по математике должна помогать обучающимся «выйти за рамки» сельского образования, способствовать будущей социализации обучающихся при получении профессионального образования.
В «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что при организации внеурочной деятельности необходимо принимать во внимание особенности региона, общества и, в частности, специфику сельской школы. В этой связи целесообразно остановиться на характерных чертах и проблемах организации внеурочной деятельности сельских школьников.
Замкнутость социального пространства, отдаленность многих сельских образовательных учреждений от культурных центров формируют особые трудности при организации внеурочной деятельности детей:
- высокая занятость учащихся домашней работой, что снижает возможности для самообразования и развития детей во внеурочное время;
- обучающиеся наблюдают вокруг себя мало высокообразованных людей, по этой причине зачастую предъявляют заниженные требования к своему интеллектуальному развитию и образованию;
- низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы;
- недостаток в большинстве сельских школ необходимого оборудования, низкая скорость интернета, что затрудняет выполнение образовательных потребностей детей и родителей.
Задача школы помочь ребятам овладеть разнообразными формами общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, обеспечить им равные с городскими школьниками возможности для разностороннего развития. Следовательно, организация школой внеурочной деятельности сельских обучающихся имеет несравненно большее значение, так как ученики (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединения по интересам, посещать желаемые кружки или секции в различных организациях.
Кроме того стоит выделить еще ряд факторов и условий, которые важно учесть при организации внеурочной деятельности детей на селе:
- благоприятные условия и возможности включить в процесс обсуждения программ и планов внеурочной деятельности обучающихся абсолютно всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей);
- относительная стабильность коллектива учителей и обучающихся, сохранение традиций в образовательном учреждении, имеющие как положительные стороны (хорошее понимание особенностей друг друга, семейный характер отношений, преемственность), так и создающие некоторые трудности (формирование стереотипов, тормозящие инновационные процессы);
- общественный контроль за деятельностью школы, педагогов, детей.
Среди учебных предметов, формирующих интеллект, математика занимает ключевое место. Курбатова Н. Н. подчеркивает, что важный вклад в создание научных методов познания действительности внесла математика. Реализация внеурочной деятельности в условиях ФГОС подразумевает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, в использовании творческих форм организации внеурочной работы, способных привить увлеченность к математике, сформировать мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую работу.
Цели организации внеурочной деятельности по математике:
1) совершенствовать творческое, логическое, конструктивное мышление обучающихся; математический круг интересов, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;
2) повышать знания и умения обучащихся по математике, формировать алгоритм действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;
3) активизировать исследовательскую, познавательную, творческую инициативу обучающихся, умение самостоятельной работы;
4) содействовать личностному росту обучающихся посредством привлечения их в творческую, индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность благодаря занятиям в математическом кружке;
5) воспитывать культуру общения (диалога), культуру выступления, информационно-коммуникативные навыки;
6) формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации в области математики и ее приложений;
7) воспитывать волевые качества, упорство, инициативу.
В условиях сельской школы нет и не должно быть четкого разграничения урочной и внеурочной деятельности детей. Здесь не возможны заорганизованность, однообразие, строгая режимность, которые будут подавлять и тяготить детей. Малочисленность школы даёт возможность подходить наиболее гибко к построению внеурочной деятельности. Занятие может логично перерастать в воспитательные мероприятия и наоборот. Вероятно значительная мобильность и гибкость при организации педагогического процесса в малокомплектной школе. В этой связи сельском образовательном учреждении особо важно обеспечить идеи интеграции, что означает:
- взаимопроникновение педагогических средств, применяемых в учебной и внеурочной деятельности;
- органичную взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности, закрепление знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках, во внеурочной работе;
- взаимосвязь общего и дополнительного образования;
- гибкий характер организации учебного процесса, содержащий в себе формы и методы внеурочной деятельности обучающихся, неформальные способы взаимодействия учителей и учащихся;
- внедрение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов;
- объединение ряда педагогических средств учебной и внеучебной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях).
Нельзя не согласиться с утверждением Л.В. Байбородова, что если педагоги ориентированы на ребенка, на учет и развитие его интересов и потребностей, стираются четкие грани между учебной и внеурочной деятельностью, многие формы работы и виды деятельности интегрируют цели, задачи, содержание математической дисциплины и внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности в сельских школах в основном реализуется через кружковую деятельность. При этом большое внимание уделяется современным технологиям (ЦОР и ЭОР), отвечающим новым требованиям в условиях ФГОС. Учителя в сельских школах используют самые разнообразные формы организации внеурочной деятельности: состязания и конкурсы, турниры и аукционы, викторины и интеллектуальные марафоны, экскурсии и звездные часы, математические вечера и недели, математические практикумы и праздники, проектная деятельность и общественные смотры знаний. Способы работы с детьми индивидуальные и групповые, практические и теоретические, исследовательские и познавательные. Основные методы организации внеурочной деятельности: личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, здоровьесберегающий подход, проблемно-исследовательский метод, активные методы получения знаний, диалогические методы взаимодействия.
Для того чтобы внеурочные занятия по математике были интересны по своему содержанию, полезно использовать различные технические средства обучения: интерактивную доску, планшеты, компьютеры, проекторы. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям, возникает вероятность создать при обучении эффект «погружения» в ту или иную ситуацию, увеличить информационную интенсивность урока, выйти за грань школьных учебников, расширить и углубить их содержание [7, с.9-10]. Передача информации через звук и синхронизированные с ним графические образы делает внеурочные занятия по предмету эмоционально-насыщенными. Формирует стабильный интерес учащихся к математике. «Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником». Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его красочным и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить педагога от ряда изнурительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, контроля знаний.
Корепанова М.Г. считает, что «применение компьютера делает занятия более наглядными, современными, а потому интересными». Подготовка к любому уроку с применением электронных образовательных ресурсов, тщательная, требующая кропотливой переработки разнообразного материала, однако зрелищность, новизна цифровых элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся. Как показывает практика, применение электронных и цифровых образовательных ресурсов усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у обучающих заинтересованность к изучаемому предмету, подключила одновременно несколько каналов представления информации.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что следует возродить лучшие традиции внеклассной работы по математике с обучающимися, чтобы не потерять тех детей, которые (кто знает?!) в недалеком будущем могут стать гордостью отечественной математической науки и тех, кто проявляет к «царице наук» живой интерес. При этом внеурочная деятельность через рассмотрение задач прикладного характера, через посещение предприятий, встречи со специалистами позволяет приблизить математику к жизни, делает эту науку более осязаемой для учащихся, усиливает их мотивацию знать эту науку. Являясь дополнением к урочной деятельности, внеурочная позволяет учителю сделать обучение более успешным, включить обучающихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию универсальные учебные действия по предмету. Занятия предоставлют возможность углубить знания обучающихся по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету.
Список литературы:
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. – 23 с.
Байбородова Л. В. Сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования в процессе организации внеурочной деятельности сельских школьников // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. — С. 32-38.
Степанова Е.Н. Воспитателный процесс: изучение эффективности. М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
Байбородова Л. В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-метод. пособ. Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. – 289 с.
Курбатова Н. Н. Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» // Молодой ученый. 2016. №16. — С. 343-351.
Байбородова Л.В. Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности сельских школьников // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 1. — С. 53-60.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический. конструктор : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2011. — 223 с.
Гаврилова Н.Г., Хрисанова Е.Г. К вопросу об организации внеурочной деятельности учащихся сельской школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. № 2(90). — С. 115-122.
Корепанова М.Г. Об интеграции урочной и внеурочной деятельности в системе работы сельской школы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-6. — С. 212-222.