СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной деятельность в сельской школе по математике в условиях реализации ФГОС

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность по математике должна помогать обучающимся «выйти за рамки» сельского образования, способствовать будущей социализации обучающихся при получении профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельность в сельской школе по математике в условиях реализации ФГОС»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Алтухова Л.Н.

Верхне-Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области


Сельская школа в структуре села - это явление культурное, социальное и экономическое. Школа и общество в сельской местности не разделимы. Сельская школа отражает ценности и проблемы, свойственные сельскому жителю. Внеурочная деятельность по математике должна помогать обучающимся «выйти за рамки» сельского образования, способствовать будущей социализации обучающихся при получении профессионального образования.

В «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что при организации внеурочной деятельности необходимо принимать во внимание особенности региона, общества и, в частности, специфику сельской школы. В этой связи целесообразно остановиться на характерных чертах и проблемах организации внеурочной деятельности сельских школьников.

Замкнутость социального пространства, отдаленность многих сельских образовательных учреждений от культурных центров формируют особые трудности при организации внеурочной деятельности детей:

- высокая занятость учащихся домашней работой, что снижает возможности для самообразования и развития детей во внеурочное время;

- обучающиеся наблюдают вокруг себя мало высокообразованных людей, по этой причине зачастую предъявляют заниженные требования к своему интеллектуальному развитию и образованию;

- низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы;

- недостаток в большинстве сельских школ необходимого оборудования, низкая скорость интернета, что затрудняет выполнение образовательных потребностей детей и родителей.

Задача школы помочь ребятам овладеть разнообразными формами общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, обеспечить им равные с городскими школьниками возможности для разностороннего развития. Следовательно, организация школой внеурочной деятельности сельских обучающихся имеет несравненно большее значение, так как ученики (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединения по интересам, посещать желаемые кружки или секции в различных организациях.

Кроме того стоит выделить еще ряд факторов и условий, которые важно учесть при организации внеурочной деятельности детей на селе:

- благоприятные условия и возможности включить в процесс обсуждения программ и планов внеурочной деятельности обучающихся абсолютно всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей);

- относительная стабильность коллектива учителей и обучающихся, сохранение традиций в образовательном учреждении, имеющие как положительные стороны (хорошее понимание особенностей друг друга, семейный характер отношений, преемственность), так и создающие некоторые трудности (формирование стереотипов, тормозящие инновационные процессы);

- общественный контроль за деятельностью школы, педагогов, детей.

Среди учебных предметов, формирующих интеллект, математика занимает ключевое место. Курбатова Н. Н. подчеркивает, что важный вклад в создание научных методов познания действительности внесла математика. Реализация внеурочной деятельности в условиях ФГОС подразумевает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, в использовании творческих форм организации внеурочной работы, способных привить увлеченность к математике, сформировать мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую работу.

Цели организации внеурочной деятельности по математике:

1) совершенствовать творческое, логическое, конструктивное мышление обучающихся; математический круг интересов, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;

2) повышать знания и умения обучащихся по математике, формировать алгоритм действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;

3) активизировать исследовательскую, познавательную, творческую инициативу обучающихся, умение самостоятельной работы;

4) содействовать личностному росту обучающихся посредством привлечения их в творческую, индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность благодаря занятиям в математическом кружке;

5) воспитывать культуру общения (диалога), культуру выступления, информационно-коммуникативные навыки;

6) формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации в области математики и ее приложений;

7) воспитывать волевые качества, упорство, инициативу.

В условиях сельской школы нет и не должно быть четкого разграничения урочной и внеурочной деятельности детей. Здесь не возможны заорганизованность, однообразие, строгая режимность, которые будут подавлять и тяготить детей. Малочисленность школы даёт возможность подходить наиболее гибко к построению внеурочной деятельности. Занятие может логично перерастать в воспитательные мероприятия и наоборот. Вероятно значительная мобильность и гибкость при организации педагогического процесса в малокомплектной школе. В этой связи сельском образовательном учреждении особо важно обеспечить идеи интеграции, что означает:

- взаимопроникновение педагогических средств, применяемых в учебной и внеурочной деятельности;

- органичную взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности, закрепление знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках, во внеурочной работе;

- взаимосвязь общего и дополнительного образования;

- гибкий характер организации учебного процесса, содержащий в себе формы и методы внеурочной деятельности обучающихся, неформальные способы взаимодействия учителей и учащихся;

- внедрение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов;

- объединение ряда педагогических средств учебной и внеучебной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях).

Нельзя не согласиться с утверждением Л.В. Байбородова, что если педагоги ориентированы на ребенка, на учет и развитие его интересов и потребностей, стираются четкие грани между учебной и внеурочной деятельностью, многие формы работы и виды деятельности интегрируют цели, задачи, содержание математической дисциплины и внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности в сельских школах в основном реализуется через кружковую деятельность. При этом большое внимание уделяется современным технологиям (ЦОР и ЭОР), отвечающим новым требованиям в условиях ФГОС. Учителя в сельских школах используют самые разнообразные формы организации внеурочной деятельности: состязания и конкурсы, турниры и аукционы, викторины и интеллектуальные марафоны, экскурсии и звездные часы, математические вечера и недели, математические практикумы и праздники, проектная деятельность и общественные смотры знаний. Способы работы с детьми индивидуальные и групповые, практические и теоретические, исследовательские и познавательные. Основные методы организации внеурочной деятельности: личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, здоровьесберегающий подход, проблемно-исследовательский метод, активные методы получения знаний, диалогические методы взаимодействия.

Для того чтобы внеурочные занятия по математике были интересны по своему содержанию, полезно использовать различные технические средства обучения: интерактивную доску, планшеты, компьютеры, проекторы. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям, возникает вероятность создать при обучении эффект «погружения» в ту или иную ситуацию, увеличить информационную интенсивность урока, выйти за грань школьных учебников, расширить и углубить их содержание [7, с.9-10]. Передача информации через звук и синхронизированные с ним графические образы делает внеурочные занятия по предмету эмоционально-насыщенными. Формирует стабильный интерес учащихся к математике. «Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником». Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его красочным и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить педагога от ряда изнурительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, контроля знаний.

Корепанова М.Г. считает, что «применение компьютера делает занятия более наглядными, современными, а потому интересными». Подготовка к любому уроку с применением электронных образовательных ресурсов, тщательная, требующая кропотливой переработки разнообразного материала, однако зрелищность, новизна цифровых элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся. Как показывает практика, применение электронных и цифровых образовательных ресурсов усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у обучающих заинтересованность к изучаемому предмету, подключила одновременно несколько каналов представления информации.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что следует возродить лучшие традиции внеклассной работы по математике с обучающимися, чтобы не потерять тех детей, которые (кто знает?!) в недалеком будущем могут стать гордостью отечественной математической науки и тех, кто проявляет к «царице наук» живой интерес. При этом внеурочная деятельность через рассмотрение задач прикладного характера, через посещение предприятий, встречи со специалистами позволяет приблизить математику к жизни, делает эту науку более осязаемой для учащихся, усиливает их мотивацию знать эту науку. Являясь дополнением к урочной деятельности, внеурочная позволяет учителю сделать обучение более успешным, включить обучающихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию универсальные учебные действия по предмету. Занятия предоставлют возможность углубить знания обучающихся по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету.



Список литературы:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. – 23 с.

  2. Байбородова Л. В. Сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования в процессе организации внеурочной деятельности сельских школьников // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. — С. 32-38.

  3. Степанова Е.Н. Воспитателный процесс: изучение эффективности. М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

  4. Байбородова Л. В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-метод. пособ. Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. – 289 с.

  5. Курбатова Н. Н. Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» // Молодой ученый. 2016. №16. — С. 343-351.

  6. Байбородова Л.В. Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности сельских школьников // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 1. — С. 53-60.

  7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический. конструктор : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2011. — 223 с.

  8. Гаврилова Н.Г., Хрисанова Е.Г. К вопросу об организации внеурочной деятельности учащихся сельской школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. № 2(90). — С. 115-122.

  9. Корепанова М.Г. Об интеграции урочной и внеурочной деятельности в системе работы сельской школы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-6. — С. 212-222.