ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООН
Т.А. Стрельникова
учитель
МБОУ «Прохоровская гимназия»
Прохоровского района
Белгородской области
[email protected]
В современном мире происходят большие изменения во всех областях нашей жизни, в том числе и в образовании. Связано это с тем, что для современного общества необходимы люди, умеющие нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, творчески мыслить. Именно на эти цели и ориентирован ФГОС НОО, который успешно реализуется в настоящее время. Главное отличие данного стандарта заключается «…в деятельностном подходе обучения и в том, что теперь учитель не дает теоретический материал в готовом виде, а его открывают сами ученики в процессе определенной деятельности на уроке и во внеурочных занятиях» [1, с. 33].
Выдающийся педагог Ю.Ю. Баранов пишет: «Согласно новому Федеральному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе» [2, с. 7] Поэтому Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Образования большое внимание уделяет внеурочной деятельности школьников, которое заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.
Педагог должен организовывать образовательный процесс так, чтобы ребенку было интересно, и он смог раскрыть свой творческий потенциал. Во время занятий по внеурочной деятельности формируется способность искать и находить новые решения, нестандартные подходы к предлагаемым ситуациям.
Именно различные формы внеурочной деятельности способствуют успешному развитию умственных, интеллектуальных, творческих способностей ребенка. Помогают ему приобщаться к внешнему миру, окружающей среде, чувствовать себя нужным и полезным обществу [4]. Как утверждал Б.В. Куприянов: «Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [3, с. 4].
Педагоги нашего школьного методического объединения поставили перед собой цель: разработать механизм организации внеурочной деятельности в младших классах. Чтобы достичь этой цели, нужно было решить такие задачи, как:
– выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
– оказание помощи в поисках себя;
– создание условий для индивидуального развития ребенка;
– формирование системы ЗУН в избранном направлении деятельности;
– развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
– расширение рамок общения в социуме.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в нашей школе организована по следующим направлениям:
– спортивно-оздоровительное;
– научно-познавательное;
– художественно-эстетическое;
– военно-патриотическое;
– общественно-полезное;
– правовое;
– культурно-просветительное.
Для всестороннего развития обучающихся младших классов на базе МБОУ «Прохоровская гимназия» были созданы кружки: «Праздники, традиции, ремесла народов России», «Этика: азбука добра», «Православная культура», «Школьный театр», «Смотрю на мир глазами художника», «Разговор о правильном питании» и др. Направления этих кружков отвечают требованиям ФГОС НОО. Для организации внеурочной деятельности используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования. Педагоги, осуществляющие внеурочную деятельность, ставят перед собой важнейшую задачу – формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения той или иной социокультурной ситуацией.
Во время проведения кружка «Праздники, традиции, ремесла народов России» создаются условия для формирования любви к России, к малой родине, к семье, к родителям. Происходит знакомство с историей нашей родины, воспитывается патриотизм, уважение к ветеранам, к старшему поколению.
Работа проводится по четырем направлениям: «Я и отечество», «Я и семья», «Я и культура», «Я и школа». Все эти направления взаимосвязаны между собой, так как ребенок не может существовать без своего отечества, семьи, должен быть культурно развитым как в обществе, так и дома. И все это формируется благодаря беседам, проектной деятельности, посещения музея, акциям.
Для того чтобы выбрать кружок было проведено анкетирование детей и родителей. Большее предпочтение было отдано кружку «Основы безопасности жизнедеятельности». Цель этого кружка: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения. Большую помощь при изучении проведении оказали чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, инсценирование жизненных ситуаций, проговаривание правил поведения на улице и дома. В результате работы этого кружка дети более углубленно познакомились с правилами поведения, стали чувствовать себя более уверенными и защищенными вне стен школы и дома.
Немаловажное значение в развитии ребенка имеет его здоровье. Дети должны быть не только интеллектуально и творчески развитыми, но и физически. «Разговор о правильном питании» это не только жизненно необходимый прикладной навык, но и физическое развитие ребенка, укрепление его здоровья. Помимо решения проблем укрепления здоровья обучающихся, решаются задачи воспитательного характера: дисциплинированность, решительность, взаимовыручка, взаимопомощь.
На занятиях осуществляются:
– познавательная деятельность (разучивание игр),
– игровая деятельность (игры на переменах),
– час активного отдыха (динамическая пауза)
– домашнее задание,
– школьные соревнования.
На протяжении последних лет в школе созданы условия для осуществления внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Активизация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС привела к увеличению числа детей, охваченных организованным досугом, обеспечивающим воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, посёлку, воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни, формирование чувства гражданственности и патриотизма. Именно во внеурочной деятельности ребенок может познать свои возможности и раскрыть таланты.
Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса школьника, так как урочная и внеурочная деятельность тесно связаны между собой как в образовательном процессе, так и вне его.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахтырская Е.Н. Формирование духовно-нравственного мировоззрения младших школьников в урочной и внеурочной деятельности по литературному чтению /Непрерывная предметная подготовка в контексте педагогических инноваций: Сборник научных трудов Двенадцатой Международной заочной научно-методической конференции: в 2-х частях. Часть 1. – Саратов: Изд-во СРОО «Центр «Просвещение», 2016. С.33 – 35.
2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М : Просвещение, 2011 – 111 с.