РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №386 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
« ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ
СОГЛАСНО ФОП ДО»
Подготовила: Воспитатель: ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 386 Г.О.ДОНЕЦК» ДНР Павлова Н.А.
Формы реализации ФОП ДО в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:
ДВИГАТЕЛЬНАЯ
(основные виды движений, спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр )
ТРУДОВАЯ
( самообслуживание, хоз-быт. труд, труд в природе, ручной труд )
ИГРОВАЯ
(СРИ, театрализованная, режиссерская и т.д)
РЕЧЕВАЯ
( слушание речи, активная диалогическая и монологическая речь)
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ (рисование, лепка, аппликация)
КОНСТРУИРОВАНИЕ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКАМИ
(слушание, понимание музыки, пение, муз-ритм. движения, игра на детских музыкальных инструментах.)
(ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое)
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЗАДАЧ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДО ПЕДАГОГ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:
- ОСОЗНАНИЕ ДЕТЬМИ ОПЫТА ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (рассказ на моральные темы, разъяснения норм и правил поведения, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример)
- МОТИВАЦИЯ ОПЫТА ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы)
- ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТА ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(приучение к положительным формам общественного поведения, упражнения, воспитывающие ситуации, игровые методы)
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЗАДАЧ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДО ПЕДАГОГ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:
(составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов: творческие задания, опыты, экспериментирование).
- ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД
(распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказ педагога или детей, чтение)
- МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ (постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдения)
- РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель)
- ( ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ) (проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети. Применение представлений в новых условиях)
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации разных видов деятельности
- Самостоятельная деятельность детей
- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
Варианты совместной деятельности:
- СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПЕДАГОГА (педагог-участник деятельности на всех этапах)
- СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И РЕБЕНКА
(ребенок и педагог равноправные партнеры)
- СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И РЕБЕНКА
( выполняет функцию педагога: обучает ребенка чему-то новому)
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, СПОНТАННО ВОЗНИКАЮЩАЯ, СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ВСЯКОГО УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА
ИГРА – ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
- РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
- ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
- ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ КООПЕРАЦИИ
ИГРАЯ ВМЕСТЕ ДЕТИ СТРОЯТ СВОИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, УЧАТСЯ ОБЩЕНИЮ, ПРОЯВЛЯЮТ АКТИВНОСТЬ И ИНИЦИАТИВЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИГРА ВЫСТУПАЕТ КАК:
- ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ;
- СРЕДСТВО РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ; - МЕТОД ИЛИ ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ;
- СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ, САМОВОСПИТАНИЯ, САМООБУЧЕНИЯ, САМОРЕГУЛЯЦИИ
- УЧИТЫВАЯ ПОТЕНЦИАЛ ИГРЫ ДЛЯ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ
РЕБЁНКА И СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ, ПЕДАГОГ МАКСИМАЛЬНО
ИСПОЛЬЗУЕТ ВСЕ ВАРИАНТЫ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ В ДО.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССАХ
УТРЕННИЙ ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ
- ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, УПРАЖНЕНИЯ (освоение КГН, культуры здоровья, правил и норм поведения и т.д)
- ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ НЕБОЛЬШМИ ПОДГРУППАМИ
- БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ ПО ИХ ИНТЕРЕСАМ, РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
(СРИ, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и т.д)
(в форме утреннего и вечернего круга: рассматривание картин, иллюстраций и т.д)
- НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЪЕКТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ,ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССАХ
УТРЕННИЙ ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ
- ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ПО ИНТЕРЕСАМ (рисование, конструирование, лепка)
- ТРУДОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ, ДЕЖУРСТВО
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
(сервировка стола к приему пищи, уход за комнатными растениями)
(в соответствии с задачами разных образовательных областей)
- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ, ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий.
Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно .
Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде :
- образовательных ситуаций,
- тематических событий,
- проектной деятельности,
- проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей,
- творческих и исследовательских проектов.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
- подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры;
- элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОУ;
- свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;
- проведение спортивных праздников (при необходимости).
Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, включает:
- элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты;
- ремонт книг, настольно-печатных игр;
- стирка кукольного белья;
- изготовление игрушек-самоделок для игр малышей);
- проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое);
- игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие);
Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, включает:
- опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и другое;
- чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее;
- слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации;
- организация и посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских;
- просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого;
- индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям;
- работу с родителями (законными представителями).
Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики.
К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.
В ФОП ДО (п. 35) представлен примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, который установлен с учётом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОУ, потребностей участников образовательных отношений.
Основными компонентами режима дня в ДОУ являются:
- сон
- пребывание на открытом воздухе (прогулка)
- образовательная деятельность
- игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность, прием пищи, личная гигиена)
Согласно пункту 2.10 CП 2.4.3648-20 при организации образовательного процесса и режима дня должны соблюдаться следующие требования:
- режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учётом возрастных особенностей и состояния здоровья;
- при организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования электронных средств обучения;
- физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристские походы, спортивные соревнования организуются с учётом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью .
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны соответствовать требованиям, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и CП 2.4.3648-20.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!