Организация взаимодействия с родителями.
Одна из задач, на решении которой направлен ФГОС ДО – обеспечение психолого – педагогической поддержки семье, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и ГДО в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между воспитанниками группы и родителями.
Целью моей работы по взаимодействию с родителями является создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольников, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Данную цель реализую через следующие задачи:
- оптимизация стиля семейного воспитания;
- включение семьи в содержательную деятельность в системе "родитель - ребенок- педагог";
- определение функций работы ДОУ с семьей;
- выбор форм и методов взаимодействия с родителями.
Решению поставленных задач способствует планирование работы, направленной на вовлечение родителей в деятельность группы. Прежде чем спланировать работу с родителями анализирую состав родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в дошкольной группе. Провожу анкетирование, личные беседы, опросы.
В работе использую как традиционные, так и не традиционные формы работы с родителями, которые позволяют учитывать актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Так же изучаю мнение родителей о качестве воспитательно – образовательной работы в группе. Последний опрос по оцениваю "Комфортности ребенка в ДОУ" и "Сотрудничества ДОУ с родителями" проводился администрацией в группе дошкольного образования в прошлом году. Данные анкет используют при планировании работы с детьми и родителями. Для педагогического просвещения родителей использую различные формы сотрудничества:
- родительские собрания;
- индивидуальные и групповые консультации;
- открытые занятия;
- круглые столы;
- дни открытых дверей.
Согласно плану работы в группе проводятся родительские собрания: "Вот и стали мы на год взрослее", где были раскрыты возрастные особенности детей, способы развития у них коммуникативных качеств; "В каждой семье свои традиции"- родители познакомились с традициями каждой семьи и др.
Систематически проводится анкетирование родителей:
- "Знаете ли Вы своего ребенка?";
- Какие Вы родители?;
- Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка и др.
Особенно актуальным в современном информационном обществе, в соответствии с п. 3.2.5. ФГОС ДО, является непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй.
В течение 2016-2018 уч.гг. в группе были реализованы следующие проекты:«Здоровое питание – признак процветания», «Нет войне – мир всем!» (создание плаката), «Моя семья» (альбом), «Деревенская усадьба» (макет на подоконнике), «Моя родословная» (семейный герб и генеалогическое древо – выставка), «Поселок будущего» (макет).
Благодаря методу проектов, удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.
Самыми востребованными в нашей группе являются досуговые формы организации общения с семьями воспитанников. Они призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Традицией стало проведение мероприятий с активным участием родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», театрализованная деятельность «Осенние посиделки», «Масленица», конкурсы различной тематики: «Знаю ли я своего ребёнка», «Как избежать неприятностей» и др.
Регулярно организуются выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенняя мозаика», «Вместе с мамой и бабушкой», «Дело моего папы», «Семейные ценности», «Мастерская Деда Мороза», «Пасха Красная» и др.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: стенды, папка – передвижка, буклеты и др.
В ходе реализации плана по взаимодействию с семьями воспитанников доля родителей, принимающих активное участие в деятельности группы, с каждым годом возрастает и составляет в среднем 74%.