ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 233» ОАО «РЖД»
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Звуковая машина»
Образовательная область:
речевое развитие
Группа: старшая
Форма: фронтальное занятие (групповое)
Вид: развлечение (путешествие)
Учитель-логопед:
Савиткина И.В.
2020 г.
Цель: Знакомство со звуками [М] и [М’]
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Закрепление понятий: звук, согласный звук, твердый согласный
- Закрепление навыка звукового анализа и синтеза слова;
Коррекционно-развивающие
- Развитие слухового внимания и памяти;
- Развитие фонематического слуха и восприятия;
- Развитие навыка словоизменения путем подбора существительных в родительном падеже во множественном числе;
- Развитие лексико-грамматического строя речи путем согласования слов в предложении и конструирования предложения.
- Развитие связной речи у детей путем построения диалога и правильных ответов;
Коррекционно-воспитательские
- Воспитание умения работать организованно и умения выслушивать мнения других.
Оснащение: картинки, карточки, схемы, телевизор, ортопедические дорожки, интерактивный стол
Ход занятия:
Орг. момент
- Ребята, мы отправляемся с вами на интересную прогулку. А какое время года на улице? Но чтобы нам не заболеть мы проделаем с вами закаливающие процедуры!
Чтобы горло не болело, мы погладим его смело
(дети поглаживают шею ладонями сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать надо носик растирать
(пальчиками растирают крылья носика)
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком
(ладонью козырьком растирают лобик)
Ты массируй ушки смело, делаем мы все умело
(пальчиками потирают мочки ушей)
Мы ладошки потираем и игру мы начинаем
Растираем, растираем и играем и играем!!
- Ребята, мы оказались с вам в гараже, где живут разные машинки. А машинки не простые, а машинки звуковые.
И нам сегодня предстоит прогулка на машине
Представим, что мы все водители, сели за руль и поехали!
(дети прокрутились под музыку с воображаемым рулем)
Бу-би, бу-би, бр,бр, бр, бр, бу-би, бу-би, бу-би, бу-би, би!
Машина, машина – идет и гудит
В машине, в машине – водитель сидит!
Знакомство со звуком. Игра «Звуковой гараж»
-Ребята, как вы думаете с каким звуком мы сегодня познакомимся?
(мы познакомимся со звуком [М])
- Как вы догадались?
(В слове машина первый звук [М])
- Что такое «звук»?
(Это то что мы слышим и произносим)
- Давайте послушаем звук [М] (дети произносят). Это какой звук?
(это согласный звук. Он не поется и не тянется. Во рту есть преграда. – Что за преграда? (Это губы). Что делают губы? Смыкаются. (дети показывают пальчиками как смыкаются губы)
- Какой согласный звук [М]? (твердый). Каким цветом нужно обозначать звук [М]? (синим). Найдите у себя на одежде синий цвет.
Произнесите согласный [М] мягко.
Это какой звук?
(это согласный звук. Он не поется и не тянется. Во рту есть преграда. – Что за преграда? (Это губы). Что делают губы? Смыкаются. (дети показывают пальчиками как смыкаются губы)
- Какой согласный звук [М’]? (мягкий). Каким цветом нужно обозначать звук [М’]? (зеленый). Найдите у себя на одежде зеленый цвет.
- Произносят звуки с тактильным ощущением (тыльной стороной ладони дети проверяют дыхание и определяют какое)
- Произносят звуки на вытянутые в замок руки, в разных вариантах
Игра «Поймай звук» (изолированно, в слогах и в словах)
- Я буду произносить звуки, а вы если услышите звук [М] твердый подпрыгните, а если мягкий присядьте.
Наши ладошки встали на дорожку
А дорожка не простая, а дорожка слоговая
(Дети произносят отраженно слоги с показом ладошками, отбивая ритмический рисунок по коленкам. Слоги с твердым звуком в кулачок, с мягким звуком открытой ладошкой)
МА-МА-МЯ МУ-МУ-МЮ
МО-МО-МЁ МЫ-МЫ-МИ
(Дети произносят отраженно слоги с показом пальчиками колечек. Слоги с твердым звуком правой рукой, с мягким звуком левой рукой)
МА-МЫ МЯ-МИ
МО-МУ МЁ-МЮ
Определение позиции звука в словах
Дети двигаются по ортопедической дорожке
Машина, машина – идет и гудит
В машине, в машине – водитель сидит!
Вместе с нами отправились наши друзья – Маша и Миша
Что продается в звуковом магазине? (игрушки)
Назовите игрушки в нашем звуковом магазине.
Им нужно купить в магазине только те игрушки в словах которых есть их любимые звуки.
В слове Маша какой первый звук? ([М] – твёрдый согласный)
В слове Миша какой первый звук? ([М’] - мягкий согласный)
(На столе картинки и дети распределяют слова, называя слово, звук и позицию звука в слове)
Н-р: Это «мяч». В слове мяч звук [М’] согласный мягкий, слышится в начале слова. Эту картинку я отдам Мише.
КАРТИНКИ: мяч, самолет, мишка, гном, мартышка, пирамидка
Дети отстукивают слова по слогам и называют самое длинное слово
Закончите мое предложение
- Сколько у Маши самолетов? (один) У Маши много …(самолетов)
У Миши много …(мячей)
СЛОВА: самолетов, мячей, мишек, гномов, мартышек, пирамидок
Звуковой анализ слова. «Звуковой музей»
Мы с вами отправляемся на нашей чудесной звуковой машине в звуковой музей
Миша решил подарить Маше цветы. Помогите Мише назвать цветок который любит Маша (МАК)
(Дети на столах по карточками с помощью кружочков-звуковичков составляют схему слова МАК)
- Сколько звуков в слове МАК?
- Сколько гласных звуков? Согласных? Сколько слогов?
- Придумайте предложение со словом МАК
Какое предложение вы придумали? (Миша подарил Маше мак)
Дети выходят на каждое слово по одному ребенку и считают сколько слов в предложении.
Давайте поможем Мише составить целый букет
- У каждого из вас есть на столе цветок мак. Нужно его вставить в букет, но просто вставить, а придумать слово на звуки с которыми мы сегодня познакомились.
- С какими звуками мы сегодня познакомились? Мы их слушали, произносили, называли с ними слоги и слова
(дети называют слово и прикрепляют цветок к букету)
- Какой замечательный букет у нас получился для Маши
ИТОГ
Отправляемся на нашей звуковой машине домой в гараж!
Кто будет водитель?
Машина, машина – идет и гудит
В машине, в машине – шофер сидит!
(звучит песенка про машинки)
Все молодцы, со всеми заданиями справились и у вас все получилось!