Организационно- управленческие условия для реализации основной образовательной программы образовательной организации
Сербина Евгения Анатольевна,
заместитель директора
МБОУ «Лянторская средняя
общеобразовательная школа №5»
Ведущее место в Федеральном государственном образовательном стандарте занимает основная образовательная программа (далее ООП), которая разрабатывается на каждом уровне образования. В соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» статья 9: ООП является нормативным документом, определяющим: цели и результаты образования, условия, необходимые для эффективного достижения предметных и метапредметных результатов, механизм мониторинга реализации ООП в конкретной образовательной организации. [1]
Основная образовательная программа – это нормативный документ, который определяет деятельность всех участников образовательного процесса. Образовательная организация самостоятельно (или на основе) примерной основной образовательной программы (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)), начального, среднего и основного общего образования разрабатывает ООП по уровням образования. [2]
Управление образовательной программой определяется совокупностью внешних и внутренних факторов жизнедеятельности школы. К внешним факторам относится:
локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность;
общественный заказ на образовательные услуги;
социально-демографическая составляющая семей учащихся школы.
К внутренним факторам относится:
обеспеченность образовательного процесса высококвалифицированными педагогическими кадрами и их непрерывное самообразование;
оснащенность образовательного процесса материально-техническим оборудованием;
взаимодействие участников образовательного процесса в рамках единой образовательной организации;
внедрение информационно-коммуникационных технологий;
обновление содержания образования в рамках инновационных технологии
Для того, чтобы понять на каком уровне находится реализация образовательной программы проводится контроль результативности.
Цель контроля: обеспечить высокий уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития обучающихся соответствующие требованиям ФГОС, предъявляемым к образованию и дающим возможность создать целостную образовательную среду. Направления диагностических исследований управления образовательной деятельностью представлены в таблице 1
Таблица 1
Направления диагностических исследований управления образовательной деятельностью
Показатели | Критерии |
Контролирование достижений уровня обученности в соответствии с требованиями ФГОС | Уровень овладения обучающимися минимального базового уровня обученности, соответствующего федеральных государственным образовательным стандартам навыки самостоятельной работы учащихся готовность к освоению содержания образования по предметам |
Контролирование обеспечения содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС | Реализация образовательной программы |
Контролирование выполнения программ, в части формируемой участниками образовательных отношений | Реализация учебного плана, в части формируемой участниками образовательных отношений |
Контролирование выполнения программ внеурочной деятельности по ФГОС | Реализация плана внеурочной деятельности |
Контролирование качества преподавания | Качество знаний обучающихся Дифференцированная работа с детьми |
Контролирование методического уровня и повышения квалификации педагогов | Участие в обобщении и распространении своего опыта (ведение личного сайта) Участие в конкурсах педагогического мастерства Повышение квалификации |
Контролирование соблюдения санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 | Соблюдение санитарно – гигиенических требований |
Контролирование осуществления взаимосвязи базового и дополнительного образования. | Развитие способностей обучающихся через систему дополнительного образования |
Контролирование ведения школьной документации. | ведение электронных журналов; ведение дневников обучающихся; ведение тетрадей обучающихся; оформление личных дел обучающихся |
После проведения контроля, выявляются проблемы в той или иной области, проводится анализ условий, составляется план внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) на следующий учебный год.
Целями внутренней системы оценки качества образования являются: получение объективной информации о деятельности и развитии системы образования в учреждении; формирование единого диагностического комплекса при оценке результатов обучающихся; контроль за состоянием образования; принятие своевременных и обоснованных управленческих решений по совершенствованию системы образования и повышение уровня информированности родительской общественности; прогнозирование развития образовательной системы. В таблице 2 представлен фрагмент ВСОКО
Таблица 2
Внутренняя система оценки качества образования
Предмет оценки | Составляющие компоненты | Способыоценки |
Качество реализации образовательных программ |
Программы основного начального, общего, среднего образования | Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС (целевой, содержательный, организационный разделы) | Экспертная оценка |
Учебные планы, в части, формируемой участниками образовательных отношений | Учет запросов родителей(законных представителей) обучающихся при формировании учебного плана, в части формируемой участниками образовательных отношений | Анкетирование |
Календарный учебный график | Соответствие фактического количества учебных недель количеству учебных недель в календарном графике | Изучение данных по электронным классным журналам |
Рабочие программы учебных предметов | Реализация рабочих программ учебных предметов в полном объеме | Отчеты учителей-предметников |
Внеурочная деятельность | Учет запросов родителей (законных представителей) обучающихся при формировании плана внеурочной деятельности | Анкетирование, социологический опрос |
Реализация рабочих программ по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС Результативность реализации внеурочной деятельности | Экспертная оценка Отчет руководителей |
Духовно-нравственное воспитание | Уровень воспитанности Уровень экологической культуры Уровень сформированности здорового образа жизни обучающегося | Анкетирование Тестирование |
Качество образовательных результатов |
Предметные результаты | Результаты стартовой диагностики, промежуточной диагностики, итоговой диагностики | контрольные работы |
Результаты освоения ООП НОО учащимися 4-го класса (ВПР) Результаты освоения ООП НОО учащимися 3-го класса (РДР) Результаты освоения ООП НОО учащимися 2-го класса (ВПР) | Контрольные работы |
Результаты основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9 классе, 11 классе (ЕГЭ) | Результаты ОГЭ,ЕГЭ |
Метапредметные результаты | Результат готовности первоклассников к обучению в школе, готовности пятиклассников к обучению на среднем уровне (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) Уровень развития планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы школы 2-7 классы (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД). | Педагогическое, психологическое, логопедическое обследование |
Здоровье обучающихся | Динамика показателей здоровья обучающихся | Медицинские осмотры |
Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды | Статистический учет |
Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых услуг | Удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов Удовлетворенность родителей (законных представителей) организацией питания в столовой | Анкетирование |
Достижения обучающихся | Результативность участия школьников в интеллектуальных олимпиадах, в научно-исследовательской и проектной деятельности, в спортивных соревнованиях различного уровня | Статистический учет |
Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс |
Информационно-развивающая среда | Обеспеченность учащихся учебной литературой Обеспеченность учащихся научно- художественной литературой | Экспертная оценка |
Материально-техническое обеспечение | Соответствие материально-технического обеспечения учебного процесса требованиям ФГОС | Экспертная оценка |
Санитарно-гигиенические | Режим (тепловой и температурный) в учебных помещениях | Наблюдение |
Освещение в учебных кабинетах | Наблюдение |
Организация питания | Техническое и санитарное состояние столовой Качество приготовления пищи | Наблюдение |
Определение категории и количества детей, обеспеченных бесплатным (льготная категория) питанием и платным | Отчет классного руководителя |
Кадровое обеспечение | Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана | Статистический отчет |
Участие в конкурсах профессионального мастерства Повышение квалификации педагогов | Статистический отчет |
Использование социальной сферы микрорайона и города | Охват учащихся, посещающих учреждения культуры, искусства, спорта (системы дополнительного образования) | Мониторинг |
Документооборот и нормативно-правовое обеспечение | Соответствие нормативно-правовой базы, регламентирующие деятельность образовательной организации (устав, локальные акты) | Экспертная оценка |
Общественно-государственное управление и стимулирование качества образования. | Доля учащихся, участвующих в ученическом самоуправлении (классное самоуправление , Парламент школы) Доля родителей (законных представителей) участвующих в работе родительских комитетах, родительского патруля, общешкольном родительском комитете, Управляющем совете школы | Статистический отчет |
Выполнение организационно - управленческих условий позволяет образовательной организации создать модель для эффективной реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.
Список литературы
Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ//Собрание законодательства – Ростов: Легион, 2015. С. 212
Министерство образования и науки Российской Федерации: приказ от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12. 2009 № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060)[Электронный ресурс].URL: https://fgos.ru/