СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационно- управленческие условия для реализации основной образовательной программы образовательной организации

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управление образовательной программой определяется совокупностью внешних и внутренних факторов жизнедеятельности школы.

Просмотр содержимого документа
«Организационно- управленческие условия для реализации основной образовательной программы образовательной организации»

Организационно- управленческие условия для реализации основной образовательной программы образовательной организации

Сербина Евгения Анатольевна,

заместитель директора

МБОУ «Лянторская средняя

общеобразовательная школа №5»


Ведущее место в Федеральном государственном образовательном стандарте занимает основная образовательная программа (далее ООП), которая разрабатывается на каждом уровне образования. В соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» статья 9: ООП является нормативным документом, определяющим: цели и результаты образования, условия, необходимые для эффективного достижения предметных и метапредметных результатов, механизм мониторинга реализации ООП в конкретной образовательной организации. [1]

Основная образовательная программа – это нормативный документ, который определяет деятельность всех участников образовательного процесса. Образовательная организация самостоятельно (или на основе) примерной основной образовательной программы (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)), начального, среднего и основного общего образования разрабатывает ООП по уровням образования. [2]

Управление образовательной программой определяется совокупностью внешних и внутренних факторов жизнедеятельности школы. К внешним факторам относится:

  1. локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность;

  2. общественный заказ на образовательные услуги;

  3. социально-демографическая составляющая семей учащихся школы.


К внутренним факторам относится:

  1. обеспеченность образовательного процесса высококвалифицированными педагогическими кадрами и их непрерывное самообразование;

  2. оснащенность образовательного процесса материально-техническим оборудованием;

  3. взаимодействие участников образовательного процесса в рамках единой образовательной организации;

  4. внедрение информационно-коммуникационных технологий;

  5. обновление содержания образования в рамках инновационных технологии

Для того, чтобы понять на каком уровне находится реализация образовательной программы проводится контроль результативности.

Цель контроля: обеспечить высокий уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития обучающихся соответствующие требованиям ФГОС, предъявляемым к образованию и дающим возможность создать целостную образовательную среду. Направления  диагностических исследований управления образовательной деятельностью представлены в таблице 1

Таблица 1

Направления  диагностических исследований управления образовательной деятельностью

Показатели

Критерии

Контролирование достижений уровня обученности в соответствии с требованиями ФГОС

Уровень овладения обучающимися минимального базового уровня обученности, соответствующего федеральных государственным образовательным стандартам

  • навыки самостоятельной работы учащихся

  • готовность к освоению содержания образования по предметам

Контролирование обеспечения содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС

Реализация образовательной программы

Контролирование выполнения программ, в части формируемой участниками образовательных отношений

Реализация учебного плана, в части формируемой участниками образовательных отношений

Контролирование выполнения программ внеурочной деятельности по ФГОС

Реализация плана внеурочной деятельности

Контролирование качества преподавания

Качество знаний обучающихся

Дифференцированная работа с детьми

Контролирование методического уровня и повышения квалификации педагогов

Участие в обобщении и распространении своего опыта (ведение личного сайта)

Участие в конкурсах педагогического мастерства

Повышение квалификации

Контролирование соблюдения санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10

Соблюдение санитарно – гигиенических требований

Контролирование осуществления взаимосвязи базового и дополнительного образования.

Развитие  способностей  обучающихся через систему дополнительного образования

Контролирование ведения школьной документации.

  • ведение электронных журналов;

  • ведение дневников обучающихся;

  • ведение тетрадей обучающихся;

  • оформление личных дел обучающихся

После проведения контроля, выявляются проблемы в той или иной области, проводится анализ условий, составляется план внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) на следующий учебный год.

Целями внутренней системы оценки качества образования являются: получение объективной информации о деятельности и развитии системы образования в учреждении; формирование единого диагностического комплекса при оценке результатов обучающихся; контроль за состоянием образования; принятие своевременных и обоснованных управленческих решений по совершенствованию системы образования и повышение уровня информированности родительской общественности; прогнозирование развития образовательной системы. В таблице 2 представлен фрагмент ВСОКО

Таблица 2

Внутренняя система оценки качества образования

Предмет

оценки

Составляющие компоненты

Способыоценки

Качество реализации образовательных программ

Программы основного начального, общего, среднего образования

Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС (целевой, содержательный, организационный разделы)


Экспертная оценка

Учебные планы, в части, формируемой участниками образовательных отношений

Учет запросов родителей(законных представителей) обучающихся при формировании учебного плана, в части формируемой участниками образовательных отношений

Анкетирование

Календарный учебный график

Соответствие фактического количества учебных недель количеству учебных недель в календарном графике

Изучение данных по электронным классным журналам

Рабочие программы учебных предметов

Реализация рабочих программ учебных предметов в полном объеме

Отчеты учителей-предметников

Внеурочная деятельность

Учет запросов родителей (законных представителей) обучающихся при формировании плана внеурочной деятельности

Анкетирование, социологический опрос

Реализация рабочих программ по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Результативность реализации внеурочной деятельности

Экспертная оценка

Отчет руководителей

Духовно-нравственное воспитание

Уровень воспитанности

Уровень экологической культуры

Уровень сформированности здорового образа жизни обучающегося

Анкетирование

Тестирование

Качество образовательных результатов

Предметные результаты

Результаты стартовой диагностики, промежуточной диагностики, итоговой диагностики

контрольные работы

Результаты освоения ООП НОО учащимися 4-го класса (ВПР)

Результаты освоения ООП НОО учащимися 3-го класса (РДР)

Результаты освоения ООП НОО учащимися 2-го класса (ВПР)

Контрольные работы

Результаты основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9 классе, 11 классе (ЕГЭ)

Результаты

ОГЭ,ЕГЭ

Метапредметные результаты

Результат готовности первоклассников к обучению в школе, готовности пятиклассников к обучению на среднем уровне (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Уровень развития планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы школы 2-7 классы (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД).

Педагогическое, психологическое, логопедическое обследование

Здоровье обучающихся

Динамика показателей здоровья обучающихся

Медицинские осмотры

Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды

Статистический учет

Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых услуг

Удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов

Удовлетворенность родителей (законных представителей) организацией питания в столовой

Анкетирование

Достижения обучающихся

Результативность участия школьников в интеллектуальных олимпиадах, в научно-исследовательской и проектной деятельности, в спортивных соревнованиях различного уровня

Статистический учет

Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс

Информационно-развивающая среда

Обеспеченность учащихся учебной литературой

Обеспеченность учащихся научно- художественной литературой


Экспертная оценка

Материально-техническое обеспечение

Соответствие материально-технического обеспечения учебного процесса требованиям ФГОС


Экспертная оценка

Санитарно-гигиенические

Режим (тепловой и температурный) в учебных помещениях

Наблюдение

Освещение в учебных кабинетах

Наблюдение

Организация питания

Техническое и санитарное состояние столовой

Качество приготовления пищи

Наблюдение

Определение категории и количества детей, обеспеченных бесплатным (льготная категория) питанием и платным

Отчет классного руководителя

Кадровое обеспечение

Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана

Статистический отчет

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Повышение квалификации педагогов

Статистический отчет

Использование 

социальной сферы микрорайона и города

Охват учащихся, посещающих учреждения культуры, искусства, спорта (системы дополнительного образования)


Мониторинг

 

 

 


Документооборот

и нормативно-правовое обеспечение

Соответствие нормативно-правовой базы, регламентирующие деятельность образовательной организации (устав, локальные акты)


Экспертная оценка

Общественно-государственное управление и стимулирование качества образования.

Доля учащихся, участвующих в ученическом самоуправлении (классное самоуправление , Парламент школы)

Доля родителей (законных представителей) участвующих в работе родительских комитетах, родительского патруля, общешкольном родительском комитете, Управляющем совете школы

 

Статистический отчет

Выполнение организационно - управленческих условий позволяет образовательной организации создать модель для эффективной реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ//Собрание законодательства – Ростов: Легион, 2015. С. 212

  2. Министерство образования и науки Российской Федерации: приказ от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12. 2009 № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060)[Электронный ресурс].URL: https://fgos.ru/