Организационные формы реализации
коррекционно-развивающей работы
В соответствии с требованиями ФГОС ООО для обучающихся с ОВЗ осуществление коррекционно-развивающей работы, выступающей в качестве одного из направлений Программы коррекционной работы, осуществляется, прежде всего, через проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Групповые коррекционные занятия характеризуются:
относительно постоянным составом обучающихся;
работой по определенной программе;
проведением в четко определенное учебным расписанием время;
четко фиксированной продолжительностью;
четко фиксированной частотой.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО для обучающихся с ОВЗ номенклатура коррекционных групповых занятий со слепыми и слабовидящими младшими школьниками должна полностью соответствовать перечню курсов коррекционно-развивающей области, представленному в реализуемом варианте АООП.
Частота проведения групповых занятий определяется учебным планом каждого из вариантов АООП.
Содержание коррекционных групповых занятий разрабатывается образовательной организацией в строгом соответствии с содержанием соответствующего коррекционно-развивающего курса, представленного в реализуемом варианте АООП для слепых и АООП для слабовидящих.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения и воспитания детей с ОВЗ продолжительность группового коррекционного занятия составляет 40 минут.
В целях реализации на групповых занятиях определенных целевых установок, стоящих перед коррекционным занятием, в работе со слепыми или слабовидящими необходимо широко сочетать фронтальные, групповые формы работы с индивидуальными формами работы.
Фронтальные формы работы (работа со всеми учащимися) предполагают реализацию руководства со стороны педагога коллективной деятельностью школьников. Они способствуют обогащению обучающихся специальными знаниями, развитию у них различных умений, способов деятельности и познавательных процессов.
Групповые формы работы способствуют активизации деятельности слепых и слабовидящих, более полному вовлечению их в коррекционно-учебный процесс, практическому освоению как умений, навыков, способов деятельности, так и умений коллективной деятельности, навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности.
К формам групповой работы относятся: дифференцированно-групповые и бригадные.
Дифференцированно-групповые формы работы предполагают объединение детей в группы в зависимости от их познавательных возможностей (в том числе и зрительных), темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса. Использование так называемых бригадных форм работы предполагает объединение (по указанию педагога или самостоятельно) школьников во временные группы по выполнению какого-либо учебного задания.
В то же время в силу наличия своеобразия психофизического развития слепых и слабовидящих обучающихся и наличия у них значительного колебания индивидуальных показателей развития различных познавательных процессов на групповых коррекционных занятиях необходимо широко использовать индивидуальные формы работы. Особенно эффективным является использование данных форм работы в отношении как тех обучающихся, которые значительно отличаются от других обучающихся по своим познавательным (в том числе и зрительным) возможностям, темпу работы, уровню сформированности компенсаторных способов деятельности и др., так и тех школьников, которые по определенным причинам испытывают серьезные затруднения при изучении определенной темы.
Индивидуальные коррекционные занятия с конкретным учеником проводятся по рекомендации ПМПК или решению школьного психолого-педагогического консилиума. Проведение индивидуальных занятий рекомендуется в тех случаях, когда у обучающегося:
имеет место наличие серьезных пробелов в формировании специальных знаний, умений, навыков, компенсаторных способов деятельности;
имеют место такие особенности познавательной деятельности, которые не встречаются больше ни у кого из обучающихся класса и которые значительно осложняют процесс формирования специальных знаний, умений и навыков, компенсаторных способов деятельности;
имеют место дополнительные нарушения развития (например, наличие речевых нарушений, нарушений опорно-двигательного аппарата и др.).
Содержание таких занятий определяется тем, какую коррекционно-развивающую помощь и по каким разделам, коррекционным курсам необходимо реализовать по отношению к конкретному ребенку. На индивидуальных коррекционных занятиях учитываются наряду с особыми образовательными потребностями, индивидуальные особенности познавательной деятельности, прямо или опосредованно обусловленные нарушениями зрения, все тонкости и глубокое своеобразия развития нарушенных функций, систем, а также уровень индивидуальных достижений школьника.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения и воспитания детей с ОВЗ продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут. Однако, в зависимости от состояния ребенка, продолжительность индивидуального занятия может занять меньший временной интервал.
Примерная структура коррекционного занятия
«Скандинавская ходьба»
Независимо от организационной формы коррекционного занятия (групповая или индивидуальная) его организация должна: отвечать офтальмо-гигиеническим требованиям, предъявляемым к работе детьми с нарушениями зрения; иметь определенную структуру, которая, в свою очередь, определяется соотношением и последовательностью этапов занятия, способствующих решению поставленных перед коррекционным занятием задач.
В основной школе чаще всего коррекционное занятие имеет традиционную структуру, включающую ряд этапов.
В качестве первого структурного этапа коррекционного занятия выступает организационная часть (организационный момент). На организационный момент занятий, проводимых со слепыми и слабовидящими, следует обратить особое внимание, так как от его продуманности и организации во многом будет зависеть эффективность реализации последующих этапов. Именно на этом этапе необходимо, с одной стороны, организовать школьников, подготовить их к работе на занятии, вызвать интерес к изучаемому материалу, открыть личностный смысл той работы, которой школьники будут заниматься на занятии, с другой — четко обозначить не только тему занятия, но и то, что школьники должны делать на занятии и к какому результату должны прийти в конце занятия.
Второй этап занятия должен быть связан с актуализацией тех знаний, умений, навыков, компенсаторных способов деятельности, на которые можно опереться при объяснении нового материала. Эффективность данного этапа в значительной степени определяет успешность овладения слепыми и слабовидящими специальными знаниями, умениями, навыками и компенсаторными способами деятельности. Влияние данного этапа на успешность овладения новым учебным материалом детерминируется тем, что он будучи включенным в систему уже имеющихся у обучающихся знаний, умений, навыков, способов деятельности позитивно будет влиять на его понимание и запоминание. Кроме того, актуализация имеющихся у слепых и слабовидящих школьников знаний, умений, навыков, способов деятельности не только препятствует их забыванию, но и способствует их обогащению и развитию.
В ходе третьего этапа занятия, как правило, осуществляется знакомство слепых и слабовидящих с новыми специальными знаниями, умениями, навыками и компенсаторными способами деятельности. В ходе объяснения и показа нового учебного материала в качестве приоритетной целевой установки выступает необходимость организации процесса знакомства с ним таким образом, чтобы обеспечить обучающихся, имеющим разную глубину и характер зрительных нарушений, различную клиническую картину, наиболее оптимальные условия для его непосредственного восприятия и предоставить им необходимую помощь в его осознании.
Причем в ходе усвоения учебного материала, необходимо особое внимание уделить формированию компенсаторных способов деятельности, что достигается путем организации работы обучающихся по образцу (эталону), с определенной последовательностью, этапностью и темповой нагрузкой, с использованием специальных приемов, реабилитационно-образовательного оборудования, тифлоприборов, адаптированных под познавательные возможности обучающихся, средств наглядности и др.
В ходе четвертого этапа коррекционного занятия, направленного на закрепление полученных специальных знаний, умений, навыков, компенсаторных способов деятельности, целесообразно использовать практические методы, обеспечивать связь нового материала с практической деятельностью, повседневной жизнедеятельностью слепых и слабовидящих детей.
Пятый этап коррекционного занятия должен быть направлен на обогащение усвоенных знаний, умений, навыков, способов деятельности (в том числе и компенсаторных) и их применение на практике. Основное внимание должно уделяться развитию самостоятельности обучающихся в процессе выполнения заданий, готовности к их применению в новых условиях.
Шестой этап коррекционного занятия должен быть связан с подведением итогов работы, проверкой и оценкой деятельности школьников. Что касается подведения итогов, то оно должно быть кратким, четким с указанием того, что удалось и что не удалось обучающимся, что требует дальнейшей доработки.