РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (подготовительный дошкольный возраст)
составитель:
Крашеница
Елена Александровна
20__-20__г.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с воспитанниками с логопедическим заключением ОНР представлено в таблице.
Таблица.
Месяц | Неделя | Лексиче-ская тема | Развитие фонематических процессов. Подготовка к обучению грамоте. | Грамматический строй речи | Связная речь |
СЕНТЯБРЬ | 3 | Золотая осень. Деревья и кустарники | Слова-действия, слова-признаки. Закрепление представлений о словах-действиях и словах-признаках. | - Образование сущ. с ум. ласкат. суффиксами; - Дифференциация глаголов ед. и мн. Числа: совершенный и несовершенный вид. - Образование сущ. ед. и мн. Числа.в разных падежах. - Согласование числит. с сущ. в роде, числе и падеже. - Образование относительных прилагательных: - день с ветром - ветреный - Образование сравнительной степени прилагательных. - Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | - Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней. - Пересказ рассказа «Осенние дожди». - Заучивание стихотворений по теме. |
СЕНТЯБРЬ | 4 | Овощи. Огород | Предложение. | - Образование сущ. ед. и множ. числа в разных падежах. -Образование сущ. с ум.-ласкат. суффиксами. - Согласование прил. с сущ. в роде, числе и падеже. - Согласование числительных с сущ-ми в роде, числе и падеже. - образование относительных прилагательных. - употребление предлогов. | - Отгадывание и толкование загадок об овощах. - Пересказ рассказа «Капустный листок» - Заучивание стихотворений по лексической теме. - ------ Составление рассказа-сравнения об овощах. |
ОКТЯБРЬ | 1 | Фрукты. Сад. | Гласные звуки: А-О-У- Ы-И-Э Знакомые согласные звуки. | - Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Образование сущ-х ед. и мн.ч. в разных падежах. - согласование числительных с сущ-ми в роде, числе и падеже. - образование относительных прилагательных. - употребление предлогов. - образование глаголов с помощью приставок. - образование сложных слов путем соединения двух корней (кисло-сладкий). | - Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка». - Заучивание стихотворений по теме. - Отгадывание и толкование загадок про фрукты. - Составление рассказа-сравнения о фруктах. |
ОКТЯБРЬ | 2 | Лес осенью: грибы и ягоды. | Звук Г | -образование относительных прилагательных. - согласование прилагательных с сущ-ми. - образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суф-и. - образование сущ-х ед. и мн.ч. в разных падежах. - употребление предлогов. | - Заучивание стихотворений по теме. - отгадывание и толкование загадок. - составление рассказа-описания о ягодах и грибах. - пересказ рассказа По Э. Шиму «Брат и младшая сестра» |
ОКТЯБРЬ | 3 | Кто и как готовится к зиме. | Звук ГЬ. Диф-ия звуков Г - ГЬ | - образование сущ-х ед. и мн.ч., обозначающих детенышей. - образование сущ-х ед. и мн. Ч. В разных падежах. - согласование числит-х с сущ-и в роде, числе и падеже. - образование сравнительной степени прилагательных. - образование сложных прилагательных: длинноухий. - образование притяжат-х прил-х. | - Составление рассказа по картине «Кто как готовиться к зиме» |
ОКТЯБРЬ | 4 | Игрушки. | Звук Х | - Образование сущ-х мн.ч. в разных падежах: - Р.п. – много маниг, нет машин. - Д.п. – колеса нужны машинам - Образование сложных слов (длинноногая). - Образование глаголов с помощью приставок: машина – ехала, переехала, уехала, отехала. - Подбор однокоренных слов. - Согласование числительных с сущ-ми в роде, числе и падеже. - Употребление сложных предлогов: - я достал мяч из-под шкафа. - я всал из-за стола. - Образование относительных прилагательных. | - отгадывание и толкование загадок. - Заучивание стих-ий по лексической теме. - составление рассказа-сравнения о двух игрушках. |
ОКТЯБРЬ | 5 | Одежда. Обувь. Головные уборы. Од | Звук ХЬ. Диф-ия звуков Х ХЬ | - образ-ие сущ-х ед. и мн.ч. в разных падежах. - образование относительных прилагат-х. - образование глаголов с помощью приставок. - образование сравнительной степени прилагательных. | - отгадывание и толкование загадок. - составление рассказа-описания об одежде. |
НОЯБРЬ | 1 | Посуда. | Диф-ия звуков К-Г-Х, КЬ-ГЬ-ХЬ | - образование сущ-х ед. и мн.ч. в разных падежах. - образование относит-х прилагательных. - согласование сущ-х с числительными в роде, числе и падеже. - образование глаголов с помощью приставок. - образование однокоренных слов. | - отгадывание и толкование загадок. - придумывание продолжения к данному началу рассказа. - составление рассказа-описания о посуде. |
НОЯБРЬ | 2 | Продукты питания. | Диф-ия звуков П-Т-К | - образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суф-и. - образование относительных прилагательных - образование сущ-х в разных падежах - согласование сущ-х с числительными в роде, числе и падеже. - образование однокоренных слов. - образование глаголов с помощью приставок. - диф-ия глаголов совершенного и несовершенного вида. - образование сравнительной степени прилагат-х. | - составление рассказа о том, что можно подать на завтрак, обед и ужин. - пересказ рассказа Л.Смирнова «Что вкуснее?» |
НОЯБРЬ | 3 | Мебель. Электроприборы. | Звук Э | - согласование числит-х с сущ-и в роде, числе и падеже. - употребление сложных предлогов (с, из-под, из-за) - образование притяжательных прилагательных - диф-ия глаголов совершенного и несовершенного вида. - образование сравнительной степени прилагат-х. - образование относительных прил-х. | - отгадывание и толкование загадок. - составление рассказа-сравнения о мебели и электроприборах. |
НОЯБРЬ | 4 | Комнатные растения. | Звук С | - образование сущ-х ед.и мн.ч. в разных падежах. - согласование сущ-х с числительными в роде, числе и падеже. - согласование сущ-х с прилагательными. - употребление предлогов. | - отгадывание и толкование загадок. - составление описательных рассказов о комнатных растених. - составление рассказа на тему «уголок природы в нашей группе». |
ДЕКАБРЬ | 1 | ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. | Звук СЬ Диф-ия звуков С-СЬ | - образование сущ-х ед. и ммн.ч. в разных падежах. - согласование сущ-х с числительными в роде, числе и падеже. - образование сложных слов. - образование глаголов с помощью приставок. - употребление сложных предлогов (за, из-за, из-под). | - пересказ рассказа «Летят снежные пушинки» - составление рассказа по картине «Зимние забавы» |
ДЕКАБРЬ | 2 | ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. | Звук З | - образование сущ-х ед.и мн.ч. в разных падежах. - употребление предлогов. - согласование сущ-х с числительными. - образование притяжательных прил-х. - образование глаголов с помощью приставок. | - Составление сравнительного рассказа-описания о снегире и синице. - отгадывание и толкование загадок. - составление описательных рассказов о птицах. |
ДЕКАБРЬ | 3 | ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА. ГИГИЕНА. | Звук ЗЬ Диф-ия звуков З-ЗЬ | - образование сущ-х ед.и мн.ч. в разных падежах. - согласование сущ-х с числительными. - образование сложных прилагательных. - уточнение многозначности сущ-х (нос, кисть). | - отгадывание и толкование загадок. - рассказы из личного опыта «мой распорядок дня» |
ДЕКАБРЬ | 4 | НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК. | Диф-ия звуков С-З СЬ-ЗЬ | - образование сущ-х в разных падежах. - образование относительных прилагательных - употребление сложных предлогов. - согласование сущ-х с числительными. | - Пересказ рассказа «Птичья елка» - Составление рассказа из личного опыта «Как мы встречали Новый год». |
ЯНВАРЬ | 3 | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ. | Звук Ц | - образование сущ-х мн.ч.от ед.ч. - согласование числительных с сущ-ми в роде, числе. - образование сущ-х ед. и мн.ч.в разных падежах. - образование притяжательных прилагательных. - образование сложных слов. - образование глаголов с помощью приставок. | - Беседа по картине «Крестьянский двор». - Составление рассказа по картине «Собака со щенятами». - Пересказ рассказа « Как щенок узнал, кто всех важнее» |
ЯНВАРЬ | 4 | ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ. | Дифференциация звуков Ц и С | - Образование сущ. в разных падежах. - Образование сравнительной степени прилагательных. - Согласование сущ. с глаг. в роде, числе. - Согласование сущ. с числит. в роде, числе, падеже. - Образование притяжательных прилагательных. - Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Образование сущ-х ед. и мн. Числа | - Пересказ рассказа «Еж». - Составление рассказа по картине «Медведица с медвежатами». - Путешествие в сказку « Как олененок маму искал». |
ЯНВАРЬ | 5 | ПОДВОДНЫЙ МИР. | Звук Ш | - Образование сущ. ед. и мн. числа в разных падежах: Р.п., Д.п., П.п. - Употребление сложных предлогов – птенец вылетел из гнезда. - Согласование сущ. с числит. в роде, числе, падеже. - Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными и увиличительными суффиксами. - Образование глаголов с помощью приставок – плыть-переплыть-отплыть. | - Пересказ рассказа «Левушка-рыбак» - Составление описательных рассказов о рыбах по плану. - Путешествие в сказку «Как крабик дом искал». |
ФЕВРАЛЬ | 1 | МОЙ ГОРОД. | Звук Ж | - Образование сущ. с ум.-ласкат. суффиксами – домик, городок, улочка. - Образование сущ. в разных падежах: - Род.п. – в городе много проспектов, театров… - Тв.п. ед. и мн. ч. – любуюсь улицей, улицами… - Пр.п. ед. и мн.ч. – я рассказала о театре, театрах, зданиях. - Согласование числит. с сущ. в роде, числе, падеже – 1,3,5. - Образование однокоренных слов – улица – улицы, улочка, уличный | - пересказ рассказа «Санкт-Петербург» - Составление рассказа о Петербурге. |
ФЕВРАЛЬ | 2 | ПРОФЕССИИ. ИНСТРУМЕНТЫ. | Диф-ия звуков Ш-Ж | - Образование сущ. В разных падежах: Р.п., Т.п., П.п. - Образование глаголов с помощью приставок. - Соглас-е числит-х с сущ-и в роде, числе и падеже. - Образование притягательных прилагательных: воспитательские, врачебные, хирургические. | - Рассказы детей о профессиях родителей. - Пересказ рассказа «Где работает твоя мама?» - Отгадывание и толкование загадок по теме. |
ФЕВРАЛЬ | 3 | ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА | Диф-ия звуков С-Ш | - Образование сущ. Р.п.ед. и мн. ч. - Образование сравнительной степени прилагательных. - Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида ед. и мн. Числа. | - заучивание стихотворений к празднику. - составление рассказа о военных по плану. |
ФЕВРАЛЬ | 4 | ДОМ. СТРОИТЕЛЬСТВО. ПРОФЕССИИ НА СТРОЙКЕ. | Диф-ия звуков З-Ж | - Образование сущ. В разных падежах: Р.п., Т.п., П.п. - Образование глаголов с помощью приставок. - Соглас-е числит-х с сущ-и в роде, числе и падеже. - Образование относительных прилагательных. - Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | - составление рассказа по картине «На стройке» - составление описательных рассказов о людях, которые работают на стройке. - отгадывание и толкование загадок. |
МАРТ | 1 | 8 МАРТА. СЕМЬЯ. | Звук и буква Ч | - Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Образование сущ-х в И., Д., В., П. п мн.ч. - Образование однокоренных слов. - Согласование прилагательных с сущ-ми в роде, числе. - Согласование числит-х с сущ-ми в роде, числе и падеже. | - заучивание стихотворений к празднику. - составление описательных рассказов о маме и бабушке по плану. - составление рассказа из личного опыта «Как мы проводим выходные». |
МАРТ | 2 | РАННЯЯ ВЕСНА. ПЕРВОЦВЕТЫ. | Диф-ия звуков Ч-ТЬ | - Образование сущ-х мн.ч в разных падежах. - Согласование сущ-х с числительными. - Употребление предлогов. - Образование глаголов с помощью приставок. | -Беседа по картине Грабаря «Март». - Пересказ рассказа «Март» |
МАРТ | 3 | ТРАНСПОРТ. | Звук и буква Щ | - Образование сущ. в разных падежах: Р.п., Д.п., Т.п., П.п. - Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суф-и. - Употребление предлогов. - Согласование сущ-х с числит-и. - Образование однокоренных слов. - Образование глаголов с помощью приставок. | - Пересказ рассказа «Кто сильнее?» - Отгадывание и толкование загадок о транспорте. - составление рассказа-описания о транспорте по плану. |
МАРТ | 4 | ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. | Диф-ия звуков Ч-Щ, Ш-Щ, Щ-СЬ | - Согласование числит. с сущ. в роде, числе. падеже – 1,3,5. - Образование однокоренных слов. - Образование глаг. с помощью приставок – порхать-спорхнуть-упорхнуть. - Образование сущ-х в разных падежах: Р.п. , Д.п., Т.п., П.п. - Употребление предлогов. - Образование сложных слов. - Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательным суффиксом. - Образование притяжательных прилагательных. | - Пересказ рассказа «Прилетели грачи» - Рассказ по картине «Грачи строят гнезда» - Отгадывание и толкование загадок по теме. |
АПРЕЛЬ | 1 | ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ | Звук и буква Й | - согласование сущ-х с числительными. - употребление сущ-х ед.и мн. ч. в разных падежах. - употребление предлогов. - образование однокоренных слов. | - Пересказ рассказа «После школы» - Путешествие по сказки «Как девочка еще раз встретила кузнечика». |
АПРЕЛЬ | 2 | КОСМОС | Звук и буква Л , ЛЬ Диф-ия звуков Л-ЛЬ, ЛЬ-Й | - Образование сущ. ед. и мн. числа в разных падежах. - Согласование сущ. с числит. в роде, числе, падеже – 1, 3, 5. - Употребление предлогов. - Образование однородных слов- звезда-звездный-звездочет. -Подбор прилагательных к сущ-му. | - составление рассказа о космосе по плану. - отгадывание и толкование загадок. - пересказ рассказа «Что такое звезды?» (Г.Цеферов) |
АПРЕЛЬ | 3 | ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. | Звук и буква Р РЬ Диф-ия звуков Р-РЬ | - Образование сущ. в разных падежах. - Употребление сложных предлогов. - Согласование сущ. с числит. - Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | - Путешествие в сказку «Как зверята подружились» - составление описательных рассказов о животных по плану. |
АПРЕЛЬ | 4 | ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА | Диф-ия звуков Л-Р , ЛЬ-РЬ | - Образование сущ. в ед. и мн. ч. в разных падежах. - Употребление сложных предлогов. - Согласование сущ. и числит. в роде, числе, падеже. - Образование притяж. прил. - Образование глаголов с помощью приставок. - Образование сложных слов – большие глаза – большеглазая… | - отгадывание и толкование загадок по теме. - составление описательных рассказов о животных Севера. |
АПРЕЛЬ | 5 | НАСЕКОМЫЕ | Буквы: Е - Ё -Я - Ю | - Образование сущ. ед. и мн. ч. в разных падежах. - Образование притяж. прил. - Согласование числит. с сущ-и в роде, числе, падеже. - Образование глаголов с помощью приставок. - Образование сложных слов. | - отгадывание и толкование загадок по теме. - составление рассказа-описания о насекомых по плану. - пересказ рассказа «Стрекоза и муравей» (Л.Толстой). |
МАЙ | 1 | ДЕНЬ ПОБЕДЫ | Ь (мягкий знак) | - Образование сущ. ед. и мн. ч. в разных падежах. - Согласование сущ. с числит. в роде, числе, падеже. - Употребление сложных предлогов. - Образование глаголов с помощью приставок – шел-пришел-отошел. - Образовании сущ-х с уменьшительно-ласкат-и суффмксами. | - рассматривание картины «Праздничный салют» и беседа по ней. - беседа о войне и о Победе, рассматривание иллюстраций по теме. |
МАЙ | 2 | РАСТЕНИЯ ЛЕСА, ЛУГА И САДА. | Повторение изученного | - образование сущ-х ед. и мн. Ч. В разных падежах. - согласование сущ-х с числительными. - употребление сложных предлогов. - образование однокоренных слов. - образование относительных прилагательных. | - Отгадывание и толкование загадок по теме. - Составление описательных рассказов о растениях леса, луга и сада, о полевых цветах. |
Благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов, установлением связей между образовательными областями достигается высокий уровень эффективности коррекционно-развивающей работы в группе.
2. Система условий реализации программы воспитанников с логопедическим заключением ОНР
Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования и воспитания детей с ОНР.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения.
Программу коррекционной работы обеспечивает учитель-логопед первой квалификационной категории, имеющий высшее профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (степень магистра по программе «Комплексное сопровождение образования лиц с нарушением речи»).
Финансовое обеспечение образования обучающихся осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Финансирование коррекционной области должно осуществляться в объеме, предусмотренном действующим законодательством.
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения. Материально-техническое обеспечение должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения коррекционного процесса должна быть отражена специфика требований к:
организации пространства, в котором обучается ребенок с ОНР;
организации временного режима обучения;
организации рабочего места обучающегося с ОНР;
техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение образовательных потребностей;
обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
специальной литературе, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ОНР.
Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средтв (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения образовательной программы.
Демонстрационные и печатные пособия:
магнитная доска кассы букв и слогов наборы сюжетных картинок материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.) лента букв и звуков плакат «Алфавит» звуковые профили (альбом) демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат».
Информационное обеспечение:
обязательным является создание системы широкого доступа детей, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Перечень оборудования и материалов
предметно – развивающей среды в логопедическом кабинете
• Азбука букв – магнитная.
• Азбука – говорящая таблица.
• Аквариум с рыбками для поддувания.
• Буквинск – панно с набором буквят.
• Буквенные ребусы.
• Бумага формата ½ листа А4 для самостоятельного рисования.
• Воздушное лото.
• Вестибюлярная пластина с бусиной, проволочной заслонкой.
• Гирлянда деревянных бус - предметов по лексическим темам.
• Говорящая таблица: читаем сами.
• Головоломки: пазлы от 15 до 30 деталей, трансформер – клубок.
• Графические схемы слогов, слов, предложений, предлогов.
• Дидактический материал:
- для обследования Иншаковой С.Б.,
- для исправления недостатков произношения Н.И.Соколенко,
- для работы над слоговой структурой речи И.А.Четверушиной.
• Доска настенная магнитная с набором разноцветных магнитов.
• Диски «Звуковой калейдоскоп», «Ума палата», «Логопедическое обследование», «Конструктор картинок», «Домашний логопед». «Почитай-ка», «Заикание у ребенка», «Конструктор картинок», «Начинаю говорить».
• Зонды О.И.Крупенчук, Е.В.Новиковой, А.И.Рау, зондозаменители.
• Интерактивное оборудование: ноутбук, портативная колонка.
• Иллюстративный материал по всем лексическим темам.
• Индивидуальные задания по грамоте (многоразовые).
• Игрушки для дыхания: бабочки, домики, вертушки, вертолеты, снежинки, язычки, аквариум с рыбками.
• Игрушки – шнуровки: домик, матрешка, кот в сапогах, парусник, новогодняя елка, осенний букет, подсолнечник.
• Игрушки для контроля речи и слуха: говорящая точка, микрофон «Эхо», чудо-телефон.
• Карточки с чистоговорками, скороговорками.
• Карточки с пропущенными буквами.
• Кассы букв для выкладывания слов, предложений.
• Конструктор: гаечный, прищепковый, лего.
• Компьютерные программы: «Учимся говорить правильно», «Автоматизация согласных»,
«Малышам о звуках».
• Логопедические буквари и азбуки Е.В.Новиковой, Е.М.Косиновой, О.С.Жуковой, Н.С.Жуковой, Г.Е.Сычевой, Т.С.Резниченко.
• Логопедическая улитка с набором съемных картинок.
• Массажные мячи, кольца, валики.
• Музыкальные игрушки: погремушки, трещотки, кастаньеты.
• Мяч средний, колючий.
• Набор картинок – нелепиц.
• Натюрморты – иллюстрации.
• Наборы палочек и иллюстрации картинок к ним.
• Настольно – печатные игры.
• Пальчиковые куклы: семья, дикие животные.
• Природные материалы: шишки, орехи, каштаны.
• Раздаточные таблицы для обучения грамоте.
• Рабочие тетради «Обучение грамоте: часть 1, 2», «Подготовка к письму: часть 2».
• Слоговые таблицы А.С.Штерн, Н.Б.Покровского.
• Слоговые дорожки для чтения.
• Тренажер для тренировки языка.
• Театры: игрушек – «Репка», шагающий – «Колобок», матрешковый – «Теремок».
• Театральные куклы: сова, стрекоза.
• Трафареты с изображением предметов по лексическим темам.
• Цветные мелки, карандаши цветные и простые, фломастеры.
Программно – методическое обеспечение.
1. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. М., Гном-пресс, 1999г.
2. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая и подготовительная группы). М., 1993г.
3. С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Часть 1, 2, 3. М., 1992г.
4. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. С-Пб., Образование,1994г.
5. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР. п/р Л.В. Лопатиной, СПб. 2014г.
6. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М, Просвещение, 2009.
7. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ. сост: Ю.А. Афонькина, Н.А.Кочугова. Волгоград. Учитель, 2014г.
Диагностика.
Литература.
1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сборник методических рекомендаций. С-Пб., Детство – пресс, 2000г.
2. Педагогическая диагностика и коррекция речи. п /р М.А. Поваляевой.
3. Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболев. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. С-Пб, Питер, 2008г.
4. З.А. Реала. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург, 1995г.
5. И.Ю. Левченко. Психолого – педагогическая диагностика.
6. Т. Фотекова, Т.Н. Ахутина. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей.
7. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2002г.
Пособия.
1. О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова. Дидактический материал по обследованию речи детей. Альбом 1, 2, 3, 4,5.
2. Б.Иншакова. Альбом для логопеда. М., Владос, 1998г.
3. Скоро в школу.
Звукопроизношение.
Литература.
1. Т.В.Будённая. Логопедическая гимнастика. С – Пб., Детство – пресс, 1999г.
2. Е.В.Новикова. Зондовый массаж : коррекция тонкой моторики руки. М., 2001г.
3. Л.П.Успенская, М.Б.Успенский. Учитесь говорить правильно. М., Просвещение, 1993г.
4. В.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков : Л – Ль, Р – Рь, С – З – Ц, Сь – Зь Ш – Ж, Ч – Щ. М., Гном – пресс, 1998г.
5. В.В.Коноваленко. Логопедическая раскраска для закрепления произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков. М., Гном – пресс, 1997г.
6. И.В. Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей: логопедический массаж, СПб, Детство-Пресс, 2004г.
7. Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. Москва, 2003г.
8. Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001г.
9. О.И.Крупенчук. Стихи для развития речи. С – Пб., Издательский дом Литера, 2003г.
10. Я.В.Костина, В.М.Чапала. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Москва, Сфера, 2008г.
11. Е.Н.Спивак. Звуки л, ль, р, рь; с, сь, з, зь, ц; ш, ж, ч, щ. Москва, 2007г.
12. Т.А.Куликовская. Массаж лицевых мышц. Книголюбов,2007г.
13. Г.А Османова, Л.А. Позднякова. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. С-Пб, Каро, 2013г.
14. Логопедическая тетрадь на звуки л-ль, р-рь, ш-ж, ч-щ, с-сь, з-зь-ц. Солнечные ступеньки.
Пособия.
1. Зонды для постановки звуков, массажные зонды.
2. Вестибюллярные пластины с проволочной заслонкой и бусиной.
3. Зондозаменители.
4. Тренажер с бусиной.
5. Медицинские шпатели, одноразовые деревянные шпатели.
6. Артикуляция звуков в графическом изображении: учебно – демонстрационный материал.
7. Иллюстрации артикуляционных упражнений.
8. Стихи к артикуляционным упражнениям.
9. Зеркала.
10. Картинки для автоматизации звуков.
11. Стихи для автоматизации звуков.
12. Скороговорки в схемах.
13. Логопедические лото «Подбери и назови», «Говори правильно (л-ль, ш, р-рь. сь)», «Домики звуков».
14. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Н.И.Соколенко. Посмотри и назови. Книга 1, 2.
15. Настольные логопедические игры – занятия для детей 5 – 7 лет. Н.Е.Ильякова. Звуки, я вас различаю : Ч –Щ, Ш – Ж, Л – Р, С – З – Ц.
16. Картотека упражнений фонетической ритмики.
17. Игра «Веселый поезд».
18. Логопедическая улитка.
19. Рабочие тетради:
• Баскакиной И.В. Свистелочка, Шипелочка, Цоколочка, Приключения Р, Приключения Л, Приключения Ч-Щ,
• Комаровой Л.А. Автоматизация С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ,Л, Р в игровых упражнениях.
20. Компактный диск. Логопедическое экспресс-обследование., Звуковой калейдоскоп., Конструктор картинок.
Дыхание.
Литература.
1. Л.И. Белякова. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. Москва, Книголюб, 2004г.
2. О.В. Бурлакова. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. С-Пб, Детство-пресс, 2012г.
3. А.А. Гуськова. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. Москва, Сфера, 2011г.
Пособия.
1. Игрушки для поддувания: снежинки, ватный шарик, ватный мячик, вертушки, вертолетики, губные гармошки.
2. Схемы для дыхания.
3. Картотека дыхательных упражнений.
4. «Аквариум» с рыбками.
5. Пособие «Послушный ветерок».
6. Детское «воздушное» лото.
7. Живые картинки: игры на развитие речевого выдоха.
Голосообразование.
Литература.
1. Е.С. Алмазова. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Москва, Айрис – пресс, 2005г.
2. О.С. Орлова. Нарушения голоса у детей. Москва, АСТ – Астрель, 2005г.
Пособия.
1.Схемы для работы над тембром голоса.
2. Схемы для работы над силой голоса.
Лексика.
Литература.
1.О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно. С – П., 2001г.
2. Н.В.Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С – П., Детство – пресс, 2001г.
3. Г.Ванюхина. Речецветик» Екатеринбург, 1993г.
4. Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. М., 1992г.
5. О.А.Белобрыкина. Речь и общение. Ярославль, Академия развития, 1998г.
6. Л.Г.Парамонова. Стихи для развития речи. СПб, Дельта, 1998г.
7. Е.М. Косинова. Лексическая тетрадь №1-3. Москва, Творческий центр, 2009г.
8. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (подготовительная группа). п/р И.В. Козиной. Москва, центр педагогического образования, 2010 г.
9. Л.Г. Парамонова. Развитие словарного запаса у детей. С-Пб, Детство-Пресс, 2010г.
Пособия.
1.Материал по лексическим темам: раздаточный и демонстрационный:
1.Времена года. 2. Деревья, цветы, грибы.
3. Овощи, фрукты, ягоды. 4. Продукты питания. Посуда.
5. Одежда, обувь. 6. Профессии.
7. Средства коммуникации. 8. Животные.
9. Водные обитатели. 10. Птицы. Насекомые.
11. Человек. Части тела. 12. Улица. Транспорт.
13. Дом. Семья. 14. Орудия труда. Инструменты.
15. Народные промыслы. 16. Географические понятия. Поселения.
17. Космос. 18. Бытовые приборы.
19. Игрушки. 20. Армия.
21. Комната. Мебель. 22. Сказки.
23. Музыкальные инструменты.
2. Картотека стихов для развития речи.
3. Картотека психогимнастических упражнений.
4. Лото «Птицы», «Окружающий мир».
5. Игры «Все профессии важны, все профессии нужны», «Осень, зима, весна, лето», «Подарки», «Контуры», «Четвёртый лишний». «Испорченные фотографии», «Собери сказку».
7. Накладные контуры.
8. Занимательный материал по лексическим темам.
11. Загадки – складки, загадки – обманки. Загадки по лексическим темам.
12. Стихи (по лексическим темам) в иллюстрациях - схемах.
13. Рабочие тетради Л.Б.Баряевой «Я – говорю». Москва, Дрофа, 2007г
Грамматический строй речи.
Литература.
1.Т.А.Ткаченко. Формирование лексико – грамматических представлений. С-Пб., Детство – Пресс, 1999г.
2. Р.И.Лалаева. Коррекция ОНР у дошкольников. С-Пб., Союз, 1999г.
3. С.Н.Сазонова. Развитие речи дошкольников с ОНР. М., 2003г.
4. Е.М. Косинова. Грамматическая тетрадь №1- 4. Москва, Творческий центр, 2009г.
5. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев. Хочу все знать: часть 1, 2. Владос, 2006г.
Пособия.
1.Картотека иллюстраций.
2. Картотека игр.
3. Система работы по устранению аграмматизмов.
4. Материал по работе с предлогами: иллюстрации, схемы.
5. Картотека слов – антонимов, синонимов.
6. Игры «Поезд», «Кого…Чего сколько?», «Вставь предлог и прочитай предложение», «Пойми предложение», «Наоборот», «Играем с глаголами», «Как научить ребёнка говорить, читать, думать», «Смотри корень», «Посмотри какой цветочек», «Кто и что».
7. Схемы частей речи и родов существительных русского языка.
8. Схема для образования существительных с увеличительными и уменьшительными оттенками.
9. Схемы для спряжения глаголов.
10. Наглядно-дидактические пособия «Ударение», «Словообразование».
11. Учебно-игровые комплекты: Предлоги: с, из, у, за, над., Предлоги: в, на, под, к, от., Сложные слова: часть 1, 2.
Подготовка к обучению грамоте.
Литература.
1.В.Волина. Учимся, играя. М., Новая школа, 1994г.
2. Г.Карельская. Поможем Буратино заговорить., журнал «Д.В.», 2000г.
3. Л.Е.Журова. Обучение дошкольников грамоте. М., Школьная пресса, 2001г.
4. Г.А.Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., Просвещение, 1985г.
5. Т.Б.Филичева. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993г.
6. И.Лопухина. Логопедия 550. М., Аквариум, 1995г.
7. В.В .Коноваленко. Пишем и читаем: часть 1, 2, 3, 4. Москва, Гном и Д, 2009г.
Пособия.
1.Символы гласных, согласных.
2. Буквинск с набором буквят.
3. Схемы места звука в слове.
4. Кассы для выкладывания слов, предложений.
5. Игры «Я учу буквы», «Буквенный конструктор», «На что похожа буква»,
«Читаем и составляем слова», «Умный телефон», «Ребусы», «Умное домино: читаем по слогам», «Почитай-ка», «Читаем сами», «Азбука би-ба-бо», «Чудо-зоопарк», «Собери дорожку», «Читай и узнавай», «Словарик», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово»…
6. Цветные человечки – схемы звуков.
7. Цветик – семицветик.
8. Звуковые линейки, слоговые линейки, схемы предложений.
9. Карточки для чтения, слоговые таблицы.
10.Азбука и буквы на магнитах.
11.Развивающие каноны.
12.Детские кроссворды. Ребусы.
13.Логопедические буквари и азбуки Е.Н. Новиковой, Е.М. Косиновой, О.С. Жуковой, Н.С. Жуковой, Г.Е. Сычевой, Т.С. Резниченко.
14.Рабочие тетради «Обучение грамоте: солнечные ступеньки».
15.Игры Воскобовича: Яблонька, Парусник, Ромашка, Снеговик, Лабиринты букв, Слоговые шары.
16.Дошкольные папки: Найди слово, Я учусь читать.
17.Марки, скороговорки Н.А. Зайцева.
18.Компактный диск «Ума палата», «Звуковой калейдоскоп».
Фонематический слух.
Литература.
1.Т.А.Ткаченко. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С–Пб., Детство – Пресс, 1998г.
2. А.И.Максаков. Учите, играя. М., Просвещение, 1983г.
3. И.В.Лопухина. Логопедия 550. М., Аквариум, 1995г.
4. Г.А.Тумакова. Ознакомление со звучащим словом. М., Просвещение, 1991г.
5.Н.М.Миронова. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логопедической группы. Москва, 2009г.
6. Г.Г. Голубева. Преодоление нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников. С-Пб, 2010.
7. М.А. Черенкова. Играя, учимся говорить: дидактический материал по коррекции слоговой структуры слова.
8. Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова. Формирование слоговой структуры слова. Москва, ТЦ Сфера, 2007г.
Пособия.
1. Картотека занимательных заданий.
2. Схемы работы над ритмом.
3. Игры «Собери цветок», «Куда спрятался звук», «Поезд», «Логопедическое лото», «Звонкий-глухой», «Твердый-мягкий», «Слово в словах», «Где стоит заданный звук?», «Слоговая копилка», «Слоговое домино», «АБВГДейка», «Расшифруй слово», «Алфавит».
4. Весёлая азбука: наглядно-дидактическое пособие.
5. Индивидуальные задания по подготовительной к школе группе.
6. Логопедическая улитка.
7. Чудо-телефон: устройство для контроля собственной речи.
8. Говорящая точка: игрушка для записи голоса.
9. Микрофон «Эхо».
10. Говорящие таблицы: Читаем сами., Азбука.
11. Схемы для характеристики гласных и согласных звуков.
12.Компактный диск «Звуковой калейдоскоп».
Связная речь.
Литература.
1.Т.А.Ткаченко. Логопедическая тетрадь : формирование и развитие связной речи. С- Пб., Детство – Пресс, 1998г.
2.В.П.Глухов. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. М., Аркти, 2002г.
3. В.К.Воробьёва. Система развития связной речи (опыт работы).
4. Преодоление ОНР у дошкольников. п/р Т.В. Волосовец. М., 2002г.
Пособия.
1. Сюжетные картинки.
2. Серии сюжетных картинок.
3. Схемы для составления описательных рассказов.
4. Тексты для пересказа.
5. Пособие для пересказа, придумывания рассказов «Я логично говорю».
6. Коррекция письменной и устной речи по Л.Н.Ефименко. Часть 1, 2, 3.
7. Опорные картинки для пересказа текстов.
8. Картинный сериал для развития мышления и речи у детей 5 – 8 лет «Забавные истории».
9. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников.
10. Иллюстрации и схемы «Как много вам сказать хочу».
11. Игры «Что сначала, что потом», « Короткие истории для детей 3 – 7 лет», «Истории в картинках: часть 1,2».
12.Наглядно-дидактические пособия «Обучение связной речи детей 4-5, 5-6, 6-7 лет».
Пальчиковый праксис.
Литература.
1. В.Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С – Пб, Лань, 1997г
2. И.Лопухина. Логопедия: речь – ритм – движение. С- Пб., Дельта, 1997г.
3. М.С.Рузина. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
4. Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
5. Е.Карельская. Весёлые прописи. Готовим руку к письму. Ж. «Д. В.» 2000г.
6. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры. СПб, ИД Литера, 2005г.
7. О.И. Крупенчук. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
8. О.И. Крупенчук. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
9. С.В.Коноваленко, М.И.Кременская. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. С-Пб, Детство-пресс, 2012г.
Пособия.
1.Картотека пальчиковых игр и упражнений, упражнений с предметами, самомассажа рук.
2. Картотека заданий из палочек, палочки.
3. Мозайка.
4. Деревянные бусы для нанизывания.
5. Лего.
6. Кубики из 9 частей частей.
7. Схемы пальчиковых упражнений.
8. Игры «Шнурочки»: парусник, дом, матрешка, пирамида, букет, натюрморт, «Кто первый», «Ловкий футболист», «Рыбки в бассейне».
9. Клубок – трансформер.
10. Конструктор: гаечный, прищепковый.
11. Пазлы на 15 – 30 деталей.
12. Трафареты с предметами по лексическим темам.
13. Круги Гео.
14. Предметы для пальчиковых игр – ежики, колючие валики и кольца, пробки, прищепки, палочки.
15.Пособие «Проведи дорожки»