Тема: «Чтение сказки Джанни Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка». Придумывание окончания сказки».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное
развитие»
Возрастная группа: подготовительная
Форма организации: групповая, парная
Образовательная область: речевое развитие
Цель: закрепление у детей навыков составления сюжетных рассказов (окончаний сказки) и конструирования с помощью Lego-конструктора.
Задачи:
Образовательные задачи:
учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок;
замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте;
уточнить и обогатить представления детей о жанрах литературных произведений,
жанровых особенностях;
формировать умение детей связно, выразительно рассказывать сказку, используя LEGO
–конструктор.
Развивающие задачи:
развитие языковых способностей, развитие речи;
развитие коммуникационных навыков, включая речь, слух и умения формулировать и выражать свою мысль;
развитие навыков восприятия и предоставление детей возможности строить свои истории и анализировать уже существующие.
Воспитательные задачи:
-воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу;
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, книг, конструирование из LEGO –конструктора.
Материал к занятию: коробка, книги, экран, проектор, LEGO –конструктор.
Ход занятия
№ | Структурные | компоненты | | Деятельность педагога | | | Деятельность детей |
п\п | занятия | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | -Как живешь? | | | | | |
1. | Организационный момент. | | -Вот так! | | | | Дети | выполняют |
| | | | -А плывешь? | | | | движения. |
| | | | -Вот так! | | | | | |
| | | | -Как бежишь? | | | | | |
| | | | -Вот так? | | | | | |
| | | | -Вдаль глядишь? | | | | |
| | | | -Вот так! | | | | | |
| | | | -Ждешь обед? | | | | | |
| | | | -Вот так! | | | | | |
| | | | -Машешь вслед? | | | | |
| | | | -Вот так! | | | | | |
| | | | -Утром спишь? | | | | | |
| | | | -Вот так? | | | | | |
| | | | -А шалишь? | | | | | |
| | | | -Вот так! | | | | | |
| | | | | |
2. | Пальчиковая гимнастика | | - Ребята, давайте разомнем наши | Дети | выполняют |
| | | | пальчики и поиграем с ними. | | пальчиковую |
| | | | Репка | | | | гимнастику. |
| | | | | | | | |
| | | | В огороде дедка, репку посадил | | | |
| | | | И водой из | лейки, | репку | он | | |
| | | | полил («Колечки») | | | | |
| | | | Расти, расти репка, и сладка, и крепка. | | |
| | | | Расти, расти | репка, и | сладка, | и | | |
| | | | | | | | | | |
крепка(«Хлопки»)
Выросла репка всем на
удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит
угощения («Лучики»)
Выросла репка и, и сладка , и крепка.
Выросла репка, и сладка, и
крепка. («Хлопки»)
Беседа об отличии сказки от Воспитатель открывает коробку, и Дети
рассказа | и | просмотр | дети видят, что в коробке лежат книги | рассматривают |
презентации | | «Сказки | - | | сказки. | книги, | смотрят |
народов». | | | - У | всех детей | есть любимый | презентацию, |
| | | литературный жанр - это сказка. | отвечают | на |
| | | Какие сказки вы знаете? Какая сказка | вопросы | |
| | | самая | | любимая? | воспитателя. |
| | | Сказки бывают разные, некоторые | | |
| | | сказки | написаны | народом, | их | | |
| | | называют народными. В нашей стране | | |
| | | много народных сказок, написанные | | |
| | | народом. | | | | |
вспомнить эти сказки.
(Презентация «Сказки народов»).
А есть сказки, которые написали авторы. Как они называются? Каких
| | сказочников | вы | знаете? | | |
| | - | Как | определить, | что | это | | |
| | произведение сказка, а не рассказ? Там | | |
| | есть чудеса. Какие? | В | сказке | | |
| | происходят события, которых в жизни | | |
| | не может быть. | | | | | |
| | | | |
4. | Д/ игра Доскажи словечко» | - А как можно сказать о сказке, какая | Дети | подбирают |
| | она? | | | | | | определения. |
| | Если в | сказке | есть чудо, | то | она… | | |
| | (чудесная); | | | | | |
| | -есть волшебство, то... | (волшебная); | | | |
| | -есть | добро, | то… | | (добрая); | | | |
| | -есть | радость, | то… | (радостная); | | | |
| | -есть | загадки, | то... | (загадочная); | | | |
| | - есть мудрость, то… (мудрая) и т.д. | | | |
| | | | |
5. | Чтение сказки | - Ребята, я сегодня предлагаю вам | Дети | слушают |
| | послушать авторскую сказку без конца | сказку. | |
| | итальянского писателя Джанни Родари | | | |
| | «Большая морковка» | и | вспомнить | | | |
| | сказку, очень похожую на нее. | | | | |
| | | | |
6. | Физминутка | - А сейчас я предлагаю вам немного | Дети | выполняют |
| | отдохнуть. | | | | | движения | в |
| | «Что бы в сказку нам попасть, | | соответствии | со |
| | В круг должны мы с вами встать. | словами. | |
| | Мы покажем Буратино , | | | | | | |
| | И всплакнем от Чипполино. | | | | |
| | Мы подуем на цветок, | | | | | | |
| | Улетит тот лепесток. | | | | | | |
| | Нас закружит вместе с ним, | | | | | |
| | Все мы в сказку полетим». | | | | | |
| | | | | | | |
7. | Сравнительная беседа по | -Вы прослушали сказку, | а | теперь | Дети | отвечают | на |
| сказкам «Большая морковка» | давайте с вами поговорим о том, | какая | вопросы | |
| и «Репка» | же русская сказка является «сестрой» | воспитателя | и |
| | сказки «Большая морковка»? Что | высказывают свои |
| | общего в этих сказках? Чем они | предположения. | |
| | отличаются? | Какими | словами | | | |
| | начинается русская народная сказка и | | | |
| | сказка | «Большая | | морковка»? | | | |
| | Вспомните, как заканчивается сказка | | | |
| | «Репка». А вот в итальянской сказке | | | |
| | окончания вы не услышали. Джанни | | | |
| | Родари | придумал | целых | три | | | |
| | окончания, потому что он хотел, | | | |
| | чтобы дети могли поиграть с ними. | | | |
| | | | | | | | | | |
8. | Построение персонажей | и | - Но я предлагаю вам, прежде чем мы | Конструируют | из |
| места события | с | помощью | послушаем | окончания | сказки, | LEGO | | - |
| LEGO-конструктора. | | написанные автором, придумать свое | конструктора. | |
| | | | | окончание этой сказки. А справиться с | Обдумывают | |
| | | | | этой задачей нам поможет LEGO – | элементы сказки | в |
| | | | | конструктор. Вы сейчас разделитесь на | процессе | |
| | | | | пары и построите свое окончание | строительства. | |
| | | | | сказки «Большая морковка». | | | | |
| | | | | | | | | | | |
9. | Рассказывание | | детьми | - | А | сейчас | мы | прослушаем ваши | Ребята | | |
| придуманных | окончаний | к | окончания сказок. | | | последовательно | |
| сказке. | | | | | | | | | | демонстрируют | |
| | | | | | | | | | | свои | постройки | и |
| | | | | | | | | | | рассказывают | |
| | | | | | | | | | | окончания сказки. |
| | | | | | | | |
10. | Чтение авторских | концовок | - | Ребята, | послушайте, | какие | Дети слушают. | |
| сказки. | | | | окончания этой сказки написал автор. | | | |
| | | | | | | |
11. | Рефлексия. | | | | -Мы прослушали все окончания | Дети | высказывают |
| | | | | сказок. | Какое | окончание | самое | свои | | |
| | | | | веселое? Какое самое печальное? | предположения. | |
| | | | | Неудачное? | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |