Непосредственная образовательная деятельность с воспитанниками средней группы «Путешествие в осень»
Селюнина Светлана
Образовательная область: "Коммуникация" (развитие речи)
Тема: Путешествие в осень
Цель: закрепить у детей знания об осенних изменениях в природе.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы;
развивать речевую выразительность;
расширяется словарь, главным образом за счёт прилагательных;
развивать творческое воображение, умение работать в паре со сверстником
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие:
развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы аппликации;
закрепить у детей умение наклеивать готовые формы;
развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции;
развивать эмоциональные чувства при восприятии музыкальных произведений
Познавательное развитие:
расширять и уточнять представления детей о времени года осень;
воспитывать у детей интерес к изменениям в природе;
развивать сенсорные умения: различие листьев деревьев по форме, цвету, величине и характерным признакам;
Физическое развитие:
Оборудование: игрушка-паучок, паутина, ритмосхема “Дождик частый и редкий”, по 2 осенних листочка каждому ребенку, аудиокассета с записями мелодий, мольберты; набор разноцветных осенних листочков (на каждого ребенка, листы бумаги с изображением деревьев (один на пару, клей, кисти для клея, салфетки, подставки для кистей, клеенки.
Содержание образовательной деятельности
1. Оргмомент
Дети встают в круг
Воспитатель: Я знаю, что все вы очень любите путешествовать. А куда же мы отправимся сегодня? В этом времени года уже не так тепло, как летом, идёт дождь, листья опадают, птицы улетают. Когда это бывает? Конечно, осенью.
Игра в кругу «Назови осенние приметы»
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в наше путешествие, необходимо назвать приметы времени года – осени. В этом нам поможет волшебный листочек: будем передавать его по кругу и называть осенние приметы. (Дети, передавая осенний листочек по кругу, называют приметы осени)
Воспитатель: Да, ребята, осень бывает такой разной: то тёплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда становится холодно, зима стоит уже на пороге.
Воспитатель: Вы назвали все осенние приметы – можно отправляться в путешествие.
Ребята, что это натянуто между ветками? (Паутина.) А откуда она здесь появилась? (Паучок сплёл.) Я предлагаю вам стать маленькими паучками и показать, как вы умеете плести свою паутину.
Стихотворение с движениями «Паучок-ткач»
Сетку паучок плетёт | пальцами изображают решётку |
Словно ткач проворный | изображают движение на ткацком станке |
Нитку липкую по кругу Намотал задорно | в воздухе пальцем очерчивают круг |
А потом её пустил, Чтоб круги связались | делают диагональное движение рукой |
И в красивой паутине | раздвигают пальцы обеих рук, соединяют большие пальцы |
Мухи все остались | скрещивают пальцы, сжимают |
Вывел нитку, натянул | указательным пальцем проводят в воздухе горизонтальную линию |
И засел в засаде | приседают, руку козырьком приставляют ко лбу |
Только мухи не летят | соединяют большие пальцы, остальными пальцами изображают полет мухи, качают отрицательно головой |
Паучку досадно! | машут рукой |
Воспитатель: Молодец, паучок, какую красивую паутину сплёл, наверно, долго над ней трудился. А люди тоже осенью трудятся на огородах, на дачах, в садах. Что они делают? (Собирают урожай.) Мы тоже будем собирать урожай.
Комплекс общеразвивающих упражнений “Овощи”
На огород мы побежим Что растет там, поглядим. | бегут по кругу |
Под листочками на грядке Огурцы играют в прятки. Дождик мой водить начнёт – Всех заметит, всех польёт. | наклоняют туловище вправо-влево |
А зелёный кабачок Повернулся на бочок: Сладко спит на грядке, Как малыш в кроватке | приседают, положив ладони под щёчку |
Тыква глянула хитро: Надо было брать ведро! Я уже большою стала – Для поливки лейки мало. | наклоняют голову вправо-влево |
А на грядке вдоль забора Вдруг созрели помидоры: И алеют шарики – Яркие фонарики. | поворачивают туловище вправо-влево |
И зелёная стрела Очень быстро подросла. Жаль, нельзя взлететь стреле – Крепко держит лук в земле. | встают на носки, поднимая руки вверх |
Воспитатель: Какой урожай большой собрали! Молодцы. Только не забудьте его сохранить зимой. Как можно сохранить овощи? (засолить овощи)
Игра «Заготовки на зиму»
Укладывая овощи в банки, дети проговаривают названия овощей.
Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что скоро пойдёт дождь? Все небо тучами затянуло. Какой бывает дождь? (Частый и редкий.)
Ритмическая игра «Дождь частый и редкий»
Дети ударяют по ладони указательным пальцем другой руки с проговариванием ритмослогов “кап-кап” в соответствии с расположением прямых линий на схеме. Линии расположены на большом расстоянии друг от друга – удары редкие; линии рядом – удары частые.
Воспитатель: А вот и ветер подул. Холодный ветер задувает. Покажите, как он воет?
Упражнение на развитие речевого дыхания
Воспитатель: А ветер, как и дождь, бывает разный. Какой бывает ветер? (Сильный и слабый.)
Воспитатель: Покажите, как дует сильный ветер? (Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы). А как слабый? (Делают неглубокий вдох и выпускают воздух понемногу).
Воспитатель: Ребята, вот и стих ветер, пора идти гулять.
2. Деление на пары (по цвету и форме листьев)
Воспитатель: Посмотрите, сколько опавших листьев вокруг! Откуда они здесь появились? (Ветер сдул с деревьев.)
Соберём из листьев веер,
Яркий и красивый,
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выбрать дерево и найти листочки этого дерева поделиться по цвету и форме листьев. (Дети делятся на 4 пары: деревья – берёза, клён, рябина, дуб)
Игра «Найди свое дерево»
Воспитатель: А теперь пусть ваши листочки найдут своё дерево. (Дети находят свои деревья и наклеивают листья)
Воспитатель: Да, ребята, осень подарила нам много красивых, разноцветных листьев. Прошу вас пройти за столы.
3. Аппликация
Воспитатель: Ребята, деревья вы будете украшать в паре.
А сейчас разомнём пальчики и вспомним, как правильно наклеивать листочки.
Вот листочек мы берём,
На клеёнку мы кладём.
Время кисточки пришло:
Её с подставочки возьмём,
И в клей тихонько обмакнём.
Листочек мы намажем клеем –
Ты приклей его быстрее.
Чтоб листочки были краше,
Мы возьмём салфетки наши.
Их прижмём мы пару раз –
И букет готов у нас.
Воспитатель: Приступайте, пожалуйста, к работе. (Дети в парах наклеивают на деревья разноцветные осенние листочки)
Воспитатель: Какие деревья у нас получились? (Красивые, нарядные, весёлые и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а паучок шепнул мне на ушко, что тоже хочет полюбоваться вашими деревьями. Давайте покажем ему, что у нас получилось.
Ребята, стало холодно, птицы улетают на юг, насекомые замерзают, залезают в кору, щели домов. И нам пора домой. Давайте и мы с вами превратимся в журавлиную стаю и полетим на юг. Вот так и возвратимся назад в группу.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, в какое время года мы сегодня путешествовали? Вам понравилось наше путешествие? В следующий раз мы отправимся путешествовать в то время года, которое вы выберете.