Организующие жанры учебно-педагогического дискурса
- (педагогическое требование, замечание и др.)
Жанр требование
Жанр требование – педагогический речевой жанр, позволяющий педагогу организовать учебную деятельность. В идеале требование учителя содержит предельно конкретное, точное, понятное детям, недвусмысленное указание относительно того, какие действия и как они должны их выполнять.
Зачастую для отработки каких-либо действий учитель использует клишированные требования
- «Открыли учебник»
- «Остановились»
- «Присели»
- «Записываем домашнее задание»
- И т.д.
В ходе урока можно выделить следующие разновидности требования:
-требования, употребляемые в связи с началом урока:
«Урок - начинается», «Присаживайтесь»; требования, способствующие включению учеников в работу: - «Будьте внимательны!», «Соотнесите!», «Запомните ...!» и др.;
-требования, выражающие полную уверенность учителя в том, что его указания будут выполнены:
«Закрыли учебники», «Закончили задание» и т.п.
Замечание в педагогической деятельности
малый речевой жанр волеизъявления учителя, который в большинстве случаев направлен на конкретного ученика (реже - всему классу), требующий от него выполнения, изменения или прекращения конкретного действия (действий). Данный речевой жанр является средством воздействия на ученика
Виды замечаний
соответственно характеру воздействия на учащегося и конечному результату:
Этичные
Неэтичные
базовые:
замечания, вызывающие воодушевление, служащие для поднятия - духа:
«Ты обязательно со всем разберешься, главное сейчас собраться,
ты подготовишься, я знаю!»
замечание – угроза: «Если не прекратите болтать,
то выгоню вас за - дверь!»;
замечание – упрек:
«И что прикажете мне делать в такой ситуации? -
замечание, выражающее разочарование, недоверие:
«Мне сейчас за - вас очень стыдно!».
замечание-предупреждение:
«Нас впереди ждет контрольная - неделя! Ответственно отнеситесь к этому!»
з амечание-пожелание:
«Мне будет приятно, если эту работу вы - напишите хорошо»;
замечание-шутка: «Что мы будем делать? Песни петь! Шарики - запускать!»;
Жанр комментирующего высказывания
можно встретить на всех этапах урока. В речи учителя он встречается чаще всего в ситуациях, которые характеризуются разнонаправленной деятельностью: адресатом речи могут быть одновременно класс и отдельные ученики.
Жанр оценка
По словам Т.В. Шмелевой, цель оценочных жанров – «изменить самочувствие участников общения, соотнеся их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей». Если учитель осуществляет поддержку ученика в ходе выполнения работы, соотносит его прогресс с прежними результатами, дает развернутую оценку ответа или письменной работы, то все эти факторы положительно влияют как на учебную деятельность, так и на индивидуальное развитие ребенка. Помимо этого, такие оценки оказывают значительное влияние формировании самооценки ученика, если учитель умеет правильно ими пользоваться. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы для учащихся
Особенности присущие оценочному жанру учителя
- Вербальные оценки не контролируются строгими указателями
- Положительная оценка дается при всех, а отрицательная - с глазу на глаз
- При оценке ответа учитель обязательно оценивает оценочные суждения ребят
Жанр вопрос
Все вопросы, встречающиеся в речи учителя, можно разделить на две большие группы: информационные вопросы, которые задаются с учебной целью - передачи новых знаний, закрепления их или повторения старого материал;
фактические вопросы, цель которых – регулирование учебного - процесса, установление, поддержание или прерывание контакта, оценки.
Рефлексия речевого поведения учителя
« Спасибо за внимание».