СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организующие жанры учебно-педагогического дискурса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организующие жанры учебно-педагогического дискурса»

Организующие жанры учебно-педагогического дискурса (педагогическое требование, замечание и др.)

Организующие жанры учебно-педагогического дискурса

  • (педагогическое требование, замечание и др.)
Жанр требование Жанр требование – педагогический речевой жанр, позволяющий педагогу организовать учебную деятельность. В идеале требование учителя содержит предельно конкретное, точное, понятное детям, недвусмысленное указание относительно того, какие действия и как они должны их выполнять.

Жанр требование

Жанр требование – педагогический речевой жанр, позволяющий педагогу организовать учебную деятельность. В идеале требование учителя содержит предельно конкретное, точное, понятное детям, недвусмысленное указание относительно того, какие действия и как они должны их выполнять.

Зачастую для отработки каких-либо действий учитель использует клишированные требования «Открыли учебник» «Остановились» «Присели» «Записываем домашнее задание» И т.д.

Зачастую для отработки каких-либо действий учитель использует клишированные требования

  • «Открыли учебник»
  • «Остановились»
  • «Присели»
  • «Записываем домашнее задание»
  • И т.д.
В ходе урока можно выделить следующие разновидности требования: -требования, употребляемые в связи с началом урока: «Урок -  начинается», «Присаживайтесь»;  требования, способствующие включению учеников в работу: -  «Будьте внимательны!», «Соотнесите!», «Запомните ...!» и др.; -требования, выражающие полную уверенность учителя в том, что его указания будут выполнены: «Закрыли учебники», «Закончили задание» и т.п.

В ходе урока можно выделить следующие разновидности требования:

-требования, употребляемые в связи с началом урока:

«Урок -  начинается», «Присаживайтесь»;  требования, способствующие включению учеников в работу: -  «Будьте внимательны!», «Соотнесите!», «Запомните ...!» и др.;

-требования, выражающие полную уверенность учителя в том, что его указания будут выполнены:

«Закрыли учебники», «Закончили задание» и т.п.

Замечание в педагогической деятельности малый речевой жанр волеизъявления учителя, который в большинстве случаев направлен на конкретного ученика (реже - всему классу), требующий от него выполнения, изменения или прекращения конкретного действия (действий). Данный речевой жанр является средством воздействия на ученика

Замечание в педагогической деятельности

малый речевой жанр волеизъявления учителя, который в большинстве случаев направлен на конкретного ученика (реже - всему классу), требующий от него выполнения, изменения или прекращения конкретного действия (действий). Данный речевой жанр является средством воздействия на ученика

Виды замечаний соответственно характеру воздействия на учащегося и конечному результату: Этичные Неэтичные базовые:   замечания, вызывающие воодушевление, служащие для поднятия -  духа: «Ты обязательно со всем разберешься, главное сейчас собраться, ты подготовишься, я знаю!» замечание – угроза: «Если не прекратите болтать, то выгоню вас за -  дверь!»;   замечание – упрек:  «И что прикажете мне делать в такой ситуации? -    замечание, выражающее разочарование, недоверие: «Мне сейчас за -  вас очень стыдно!». замечание-предупреждение: «Нас впереди ждет контрольная -  неделя! Ответственно отнеситесь к этому!» з амечание-пожелание: «Мне будет приятно, если эту работу вы -  напишите хорошо»;   замечание-шутка: «Что мы будем делать? Песни петь! Шарики -  запускать!»;

Виды замечаний

соответственно характеру воздействия на учащегося и конечному результату:

Этичные

Неэтичные

базовые:  

замечания, вызывающие воодушевление, служащие для поднятия -  духа:

«Ты обязательно со всем разберешься, главное сейчас собраться,

ты подготовишься, я знаю!»

замечание – угроза: «Если не прекратите болтать,

то выгоню вас за -  дверь!»;  

замечание – упрек:

«И что прикажете мне делать в такой ситуации? -   

замечание, выражающее разочарование, недоверие:

«Мне сейчас за -  вас очень стыдно!».

замечание-предупреждение:

«Нас впереди ждет контрольная -  неделя! Ответственно отнеситесь к этому!»

з амечание-пожелание:

«Мне будет приятно, если эту работу вы -  напишите хорошо»;  

замечание-шутка: «Что мы будем делать? Песни петь! Шарики -  запускать!»;

Жанр комментирующего высказывания можно встретить на всех этапах урока. В речи учителя он встречается чаще всего в ситуациях, которые характеризуются разнонаправленной деятельностью: адресатом речи могут быть одновременно класс и отдельные ученики.

Жанр комментирующего высказывания

можно встретить на всех этапах урока. В речи учителя он встречается чаще всего в ситуациях, которые характеризуются разнонаправленной деятельностью: адресатом речи могут быть одновременно класс и отдельные ученики.

Жанр оценка По словам Т.В. Шмелевой, цель оценочных жанров – «изменить самочувствие участников общения, соотнеся их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей». Если учитель осуществляет поддержку ученика в ходе выполнения работы, соотносит его прогресс с прежними результатами, дает развернутую оценку ответа или письменной работы, то все эти факторы положительно влияют как на учебную деятельность, так и на индивидуальное развитие ребенка. Помимо этого, такие оценки оказывают значительное влияние формировании самооценки ученика, если учитель умеет правильно ими пользоваться. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы для учащихся

Жанр оценка

По словам Т.В. Шмелевой, цель оценочных жанров – «изменить самочувствие участников общения, соотнеся их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей». Если учитель осуществляет поддержку ученика в ходе выполнения работы, соотносит его прогресс с прежними результатами, дает развернутую оценку ответа или письменной работы, то все эти факторы положительно влияют как на учебную деятельность, так и на индивидуальное развитие ребенка. Помимо этого, такие оценки оказывают значительное влияние формировании самооценки ученика, если учитель умеет правильно ими пользоваться. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы для учащихся

Особенности присущие оценочному жанру учителя Вербальные оценки не контролируются строгими указателями Положительная оценка дается при всех, а отрицательная - с глазу на глаз При оценке ответа учитель обязательно оценивает оценочные суждения ребят

Особенности присущие оценочному жанру учителя

  • Вербальные оценки не контролируются строгими указателями
  • Положительная оценка дается при всех, а отрицательная - с глазу на глаз
  • При оценке ответа учитель обязательно оценивает оценочные суждения ребят
Жанр вопрос Все вопросы, встречающиеся в речи учителя, можно разделить на две большие группы:  информационные вопросы, которые задаются с учебной целью -  передачи новых знаний, закрепления их или повторения старого материал;   фактические вопросы, цель которых – регулирование учебного -  процесса, установление, поддержание или прерывание контакта, оценки.

Жанр вопрос

Все вопросы, встречающиеся в речи учителя, можно разделить на две большие группы:  информационные вопросы, которые задаются с учебной целью -  передачи новых знаний, закрепления их или повторения старого материал;  

фактические вопросы, цель которых – регулирование учебного -  процесса, установление, поддержание или прерывание контакта, оценки.

Рефлексия речевого поведения учителя Самоанализ Самооценка

Рефлексия речевого поведения учителя

  • Самоанализ
  • Самооценка
« Спасибо за внимание».

« Спасибо за внимание».