ОРГАНЫ ЧУВСТВ. СЛУХ.
Цель: расширять знания учащихся об органах чувств человека.
Задачи :
Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;
Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Оборудование: компьютер, цифровая лаборатория, презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
У вас на партах лежит небольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его.
Самый лучший на свете слушатель( ухо)
2.На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
3.Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температурой руковожу. (Кожа.)
4.Меж двух озер стоит утес,
В нем две пещеры – это…(Нос)
5. Первым пробовать привык угощенья все ….(Язык)
| | | 3. к | | |
1. у | | | о | | 5. я |
х | | | ж | | з |
о | р | 2. г | а | 4. н | ы |
| | л | | о | к |
| | а | | с | |
| | з | | | |
Какое слово зашифровано по горизонтали? ( Органы)Чего?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об органах чувств)
Повторение пройденного.
Рассказы детей об органах чувств. (ИКТ слайд 2.Органы чувств)
Орган зрения - уникальность зрения состоит в том, что оно позволяет не только опознавать предмет, но и его место в пространстве, следить за перемещением, определять яркость красок. Более 95% информации человек получает с помощью зрения.
Орган обоняния- обонятельные рецепторы находятся на слизистой оболочке средней и верхних носовых раковин. Эти клетки с ресничками. Каждая обонятельная клетка способна обнаруживать вещество определенного состава. При взаимодействии с ним она посылает импульса в мозг. Не все вещества способны вызывать раздражение обонятельных клеток, а лишь летучие или растворимые в воде либо в жирах. Одни из запахов приятны, остальные вызывают отвращение.
Осязание -сложное чувство, связанное с ощупыванием предметов. В нем участвуют тактильные ощущения. Вместе с температурными и мышечными ощущениями они могут давать информацию о размерах, форме, шероховатости, плотности, а также некоторых других свойствах предмета, важных для его определения.
Вкуса -кончик языка лучше воспринимает сладкое, боковые края языка — кислое.Рецепторы, расположенные на передних и боковых краях языка, реагируют на соленое, рецепторы задней поверхности языка — на горькое. В определение вкуса, помимо вкусовых ощущений, участвуют также обонятельные,
IV. Формирование новых знаний.
( ИКТ 3 слайд ) Звучит музыка с голосами птиц.
– Чем вы услышали голоса птиц? (Ушами.)
– Как слух помогает нам в жизни?
С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.
Если закрыть глаза, ты всё равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.
Слух - способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.
( ИКТ 4 слайд) Восприятие звука
Что же такое звук? Что такое громкость звука и как он влияет на наш слух?
Звук распространяется в воздухе звуковыми волнами от различных источников. Смех друзей, раскаты грома во время грозы, пение птиц в роще, крики на перемене, шум оживлённой автострады – это всё состоит из звуков. Источники звуков могут быть самые разные. Но все они имеют одну общую характеристику – громкость. Примерный уровень громкости звука мы определяем на слух. Для точного же измерения громкости звука используются специальные приборы.
Допустимые нормы шума. По санитарным нормам, допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, принято считать: 55 децибел (дБ) в дневное время и 40 децибел (дБ) ночью. Такие величины нормальны для нашего уха, но, к сожалению, они очень часто нарушаются, особенно в пределах больших городов. Сегодня мы научимся измерять громкость звука при помощи такого прибора. Уровень звука измеряется в децибелах. Работа с цифровой лабораторией. Измерение громкости звука.
Подготовка к работе.
Подключи модуль отображения ( графический дисплей ) к модулю «Звук» с помощью кабеля. После подключения модуля отображения, автоматически включился дисплей. Дисплей модуля сенсорный. Сенсорный дисплей реагирует на прикосновения пальца или любого другого подходящего по размерам предмета. Нажимая на соответствующие кнопки в верхней части дисплея можно управлять модулем.
Нажми на кнопку инструменты( самый последний значок в ряду) дисплея. Выбери из выпадающего списка параметров пункт Выключение экрана. При помощи стрелок установи 15 мини нажми на значок “V”. Окно закроется автоматически.
Нажми на кнопку установка эксперимента( второй справа значок). Откроется окно. Нажми на строку Длительность эксперимента и с помощью стрелок установи время – 30 секунд. Нажми на значок “V”. После этого автоматически откроется окно Частота выборки. С помощью стрелок выбери 10 в секунду и нажми на значок “V”. Окно закроется автоматически.
Возьми в руку модуль «Звук» как микрофон на расстоянии 3 – 4 см от губ.
Нажми на кнопку «Запуск эксперимента»( вторая слева кнопка) и прочитай шёпотом в спокойном темпе стихотворение:
( ИКТ 5 слайд.Стихотворение)
Ехал грека через реку,
Видит грека: в речке – рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап.
Ты увидишь, как на экране дисплея будет строится график. Если ты прочитаешь стихотворение до того, как измерение завершится, можешь прочитать его ещё раз.Все данные занесите в таблицу( шёпот).
Шёпот | Громкий разговор |
Минимальное значение | Максимальное значение | Минимальное значение | Максимальное значение |
| | | |
После того, как измерение автоматически закончится через 30 секунд, положи модуль на стол.
Найди по графику минимальное и максимальное значение силы звука при шёпоте. Полученные данные занеси в колонку «Шёпот» отчётной таблицы.
Повторим с 5 – 7, прочитав это стихотворение громким голосом.
Записав в таблицу данные графика( громкий разговор)
Сравнение таблиц.
Шёпот | Громкий разговор |
Минимальное значение | Максимальное значение | Минимальное значение | Максимальное значение |
| | | |
V.В действительности эти звуки содержат:( ИКТ 6 слайд)
Разговорная речь колеблется от 45 децибел (дБ) до 60 децибел (дБ), в зависимости от громкости голоса;
Автомобильный гудок достигает 120 децибел (дБ);
Шум интенсивного уличного движения – до 80 децибел (дБ);
Детский плач – 80 децибел (дБ);
Шум работы разнообразного офисного оборудования, пылесоса – 80 децибел (дБ);
Шум работающего мотоцикла, поезда — 90 децибел (дБ);
Звук танцевальной музыки в ночном клубе — 110 децибел (дБ);
Шум пролетающего самолета – 140 децибел (дБ);
Шум ремонтных работ – до 100 децибел (дБ);
Приготовление пищи на плите – 40 децибел (дБ);
Шум леса от 10 до 24 децибел (дБ);
Смертельный для человека уровень шума, звук взрыва — 200 децибел (дБ).
VI. Вывод:
- Что нужно делать, чтобы сохранить наш слух идеальным?
Плохо быть глухим, потому орган слуха надо беречь. Что нужно делать или не делать, чтобы сберечь ваши уши?
Чтение памятки:( 7слайд)
1) Не ковыряться в ушах острыми предметами, а специальной ушной палочкой.
2) Избегать сильных звуков и шумов, а также постоянно использовать наушники.
3) Если почувствовали боль в ушах, то нужно обратиться к врачу.
– Очень много фразеологизмов мы используем в разговорной речи, употребляя слово «уши».
( 8 слайд)
Объясните значение этих выражений:
1. Слушать во все уши. (Очень внимательно.)
2. Пропустить мимо ушей. (Оставить без внимания.)
3. За уши не оттащить. (Что-то очень понравилось.)
4. У стен есть уши. (Здесь могут подслушивать.)
5. И ухом не ведет. (Не обращает никакого внимания.)
VII. Итог урока.
– Что интересного и полезного для себя узнали об органе слуха?
– Что может оскорбить ваш слух?
– Как надо беречь уши?
– Какое значение они имеют для вас?