I. Организационный момент (1 мин).
II. Актуализация знаний (2 мин.).
Ш. Изучение нового материала:
IV. Обобщение и систематизация знаний (5 мин.).
V. Подведение итогов . Домашнее задание (2мин.).
Содержание урока. | Методы и средства обучения. |
I. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих. Сегодня каждый из вас может заработать оценки за теоретический материал и за практическую часть – лабораторную работу. У вас на партах лежат учебники, мыслительный – опорный лист, лабораторное оборудование. | Вступительное слово учителя. Презентация. (Слайд 1.) |
II. Актуализация знаний. Наверное, каждый из вас мечтал стать очень большим ученым, работать в серьезной организации. Представим наш кабинет биологии – большой школьной лабораторией. | (Слайд 2.) Требования для работы в школьной лаборатории: надо ответственно подходить к делу, знать биологические термины, уметь решать биологические задачи, иметь навыки работы с лабораторным оборудованием, уметь вести биологические исследования, быть наблюдательным, уметь анализировать, делать выводы, оформлять результаты наблюдений, быть активным дисциплинированным, внимательным. |
III. Изучение нового материала. | |
Задание № 1. Органы растений. Заполните таблицу, выпишите органы растений, относящиеся к этим группам Вегетативные обеспечивают основные процессы жизнедеятельности | Генеративные – обеспечивают размножение растений | 1. | 1. | 2. | 2. | | 3. | | (Слайд 3.) Учащиеся заполняют таблицу, работая с учебником (п.16, стр. 46, 2 абзац). |
2. Инструктаж к лабораторной работе | Беседа |
3. Лабораторная работа № 5.”Внешнее строение побега. Строение вегетативной и генеративной почек. Задание № 1. Рассмотрите ветки разных древесных пород в безлистном состоянии. Пользуясь определителем(Приложение 1) выясните, каким растениям они принадлежат. Запишите их названия. Задание № 2. При помощи текста учебника на стр. 46 (4 абзац) выясните, что называют побегом и из каких частей он состоит. Заполните пропуски в тексте. Побегом называют стебель с расположенными на нем______ и ________. Участок стебля, на котором находится лист и почка (или только лист) называется_________. Расстояние (отрезок стебля) между двумя узлами называется ________. Угол между листом и вышерасположенным участком стебля называется______. Почки могут быть верхушечными и боковыми пазушными). Верхушечные расположены на ______________. , пазушные – в _______. Задание № 3. Назовите части побега, обозначенные на рисунке, обозначьте с помощью цифр узел, дорисуйте лист и обозначьте пазуху листа. Рис. 1 ____________________ ____________________ ____________________ узел пазуха листа | Работа в мыслительных – опорных листах, используя натуральные объекты, и карточку-определитель. (Слайд 4.) Самостоятельная работа с учебником. Выделение опорных – ключевых слов, которые легко восстанавливают содержание текста. (Слайд 5.) Учащиеся рассматривают натуральные объекты и работают с рисунками (подписывают, обозначают, дорисовывают) Беседа. Можно ли считать побегом ветку дерева о опавшими листьями? (можно – это зимний безлистный побег). А может ли быть побег без стебля? Ответ поясните. (нельзя, т.к. по определению есть стебель, в разные времена года никуда не девается). Приложение 2. |
Задание № 4. Рассмотрите строение двух видов почек растения. Определите, какая из них является листовой (вегетативной), а какая цветочной (генеративной). Дайте названия рисункам. Обозначьте на рисунке части почек. Рис. 2 | Находят неточность в загадке: На ветках плотные комочки, В них дремлют клейкие листочки. (Слайд 6.) Сравнение биологических объектов способствует осмыслению учебного материала. |
Задание № 5. На основании наблюдений заполните таблицу “Сравнение строения вегетативной и генеративной почек. Части почки | Вегетативная почка | Генеративная почка | Зачаточный стебель | | | Зачаточные листья | | | Зачаточные почки | | | Зачаточные соцветия | | | Почечные чешуи | | | | Учащиеся заполняют таблицу. Наличие частей почки отмечают знаком +. Натуральные объекты – основа для сравнения, учат устанавливать связи. |
Задание № 6.Сделайте вывод. Каким органом является почка? | Учащиеся делают вывод на основе логических рассуждений. |
Сообщения учащихся о разнообразных видах побегов Задание № 7.Прослушайте сообщения учащихся и определите виды побегов. Подпишите вид побега под каждым их рисунков.  Рис. 3 |  Рис. 4 | | Задание “За страницами учебника” расширяет кругозор учащихся.(Кактусы, бутылочное дерево, мангры и др.) Приложение 3. “Виды побегов”. Учить смотреть и видеть, работая с иллюстративным материалом Соотнести слайд презентации и рисунок. Рисунок – источник новой информации (Слайды 7–16.) |
4. Строение стебля. Задание № 1. Решите биологические задачи. Выясните, какие функции выполняет стебель?. Ответы запишите в таблицу. | Учащиеся смотрят слайды презентации, решают биологические задачи, заполняют таблицу. |
Биологическая задача № 1. Как правило, древесина растений переносит чередование времён года: зима, весна, лето, осень. Следовательно, стебель неоднократно подвергается действию неблагоприятных сезонных факторов в виде холода, жары, дождя. Какую функцию выполняет стебель, сохраняя жизнь растению? Защитную функцию выполняет покровная ткань. Виды покровной ткани: кожица, пробка, корка. Что такое чечевички? Какую роль они выполняют? | (Слайд 17.) (Условия задачи № 1). (Слайд 18.) (Слайд 19.) Особенности: (Слайд 20.) (Строение чечевички.) (Слайд 21) (Чечевички берёзы.) (Слайд 22.) (Чечевички дуба.) |
Биологическая задача № 2. Весной из почек развиваются новые побеги. На их развитие расходуются питательные вещества. Процесс фотосинтеза в это время ещё не происходит. Какую функцию выполняет стебель и как это должно отразиться на строении? Запасающую функцию выполняет запасающая ткань. | (Слайд 23.) (Условия задачи.) (Слайд 24.) (Иллюстрации запасающей ткани.) (Слайд 25.) Особенности запасающей ткани: |
Биологическая задача № 3. Стебель цветкового растения развивается из зародышевого стебелька растения в длину и ширину, Какую функцию выполняет стебель и как её выполнение должно отразиться на строении? Образовательную функцию выполняет образовательная ткань. | (Слайд 26.) (Условия задачи.) (Слайд 27.) (Иллюстрации образовательной ткани.) (Слайд 28.) Особенности образовательной ткани: |
Биологическая задача № 4. У сорокалетней берёзы масса всех листьев в среднем равна 125 кг. Какую функцию выполняет стебель, вынося листья к свету и как её выполнение должно отразиться на строении? Опорную функцию выполняет механическая ткань. | (Слайд 29.) (Условия задачи). (Слайд 30.) (Иллюстрации механической ткани, пояснения.) |
Биологическая задача № 5. Чтобы жить, растение должно питаться (в него должна поступать вода, минеральные соли) и расти за счёт органических веществ. Какую функцию должен выполнять стебель и как это должно отразиться на строении? Транспортную функцию выполняет проводящая ткань. | (Слайд 31.) (Условия задачи.) (Слайд 32.) (Иллюстрации проводящей ткани, пояснения.). Особенности: сосуды – длинные трубки, образованные стенками мёртвых клеток (похожи на бочонки без дна и крышки), по вверх идут вода и минеральные соли. (Слайд 33.) (Иллюстрации ситовидных трубок.) Особенности: Живые, вытянутые клетки, в поперечных перегородках имеются отверстия – поры, По ним передвигаются органические вещества от листьев ко всем органам растения. |
Задание № 2. Рассмотрите поперечный срез стебля древесного растения. Сделайте схематический рисунок. Обозначьте на рисунке: сердцевину, древесину, камбий, кору ____________________ ____________________ ____________________ ___________________ | Учащиеся рассматривают древесные спилы, зарисовывают, подписывают Сопоставление натуральных объектов и рисунков учат “смотреть и видеть”. (Слайды 34–35.) |
Задание 3.Определите возраст дерева по спилу ствола. Годичное кольцо – это _________________. Дереву ________– лет. | Демонстрация спила 225 летней сосны. Учащиеся работают со спилами, определяют возраст. Поиск в тексте учебника ключевого слова помогает сделать выводы о соответствии строения и функции стебля. (Слайд 36.) |
IV. Обобщение и систематизация знаний. | Выполнение теста “Побег. Стебель”. (Приложение 4). |
V. Подведение итогов. Домашнее задание. | П.16, 17.стр. 46–49 Тетрадь тренажер с. 35(1)., 41(1). 44(1) .Задание для учеников, интересующихся биологией: Какие деревья и кустарники растут около вашего дома, на пришкольном участке, пользуясь определителем. |