Просмотр содержимого документа
«Организация дифференцированной работы на уроках математики»
Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися на уроках математики
Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для закрепления его, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но… не любящие математику, физику, химию. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество образовательного процесса, естественно, снизится.
Специфика дифференцированного обучения – учет индивидуальных способностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах. Индивидуализация – это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.
Учитель математики Демьянова И.Ж.
.
Что такое дифференциация?
- Это слово происходит от латинского differentia — различие, разделение.
- Что же разделяется в процессе обучения? Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному.
Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально – типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т. Д.). Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.
- Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части .
Цель дифференциации процесса обучения
- — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
Аспекты дифференциации
Учет
индивидуальных
особенностей
учащихся.
Вариативность
учебного
процесса
в группах.
Группирование
учеников
на основании
этих
особенностей.
- Реальностью, обуславливающей необходимость дифференцированного обучения математике, являются объективно существующие различия в темпах овладения учебным материалом, а так же в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.
- По проявляемым в этих отношениях различиям учащиеся условно могут быть разделены на группы.
Перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного уровня подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, должны добиться более высоких результатов. В соответствии с этим в классе можно выделить две группы учащихся:
- группа базового уровня и
- группа повышенного уровня.
Конечно, состав групп не должен быть застывшим. Желательно, чтобы любой ученик мог перейти из одного уровня в другой.
Примеры разноуровневых заданий
Разноуровневые самостоятельные работы
Работа в группах
- Как показывает опыт работы, внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда.
- В этой работе детям очень помогают компьютерные технологии. Они учатся работать с информацией, эффективно её использовать.
Метод проектов -
- это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".
Проекты учащихся
ПОСТРОЕНИЕ ЛИНИИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ СЕКУЩЕЙ ПЛОСКОСТИ С ПЛОСКОСТЬЮ НИЖНЕГО ОСНОВАНИЯ КУБА
Найти линию пересечения секущей плоскости с плоскостью нижнего основания куба.
B 1
C 1
M
D 1
A 1
N
B
C
D
A
Y
X
1. MN CD=X
2. A 1 N AD=Y
3. X Y
4. XY – искомая линия пересечения секущей плоскости с плоскостью нижнего основания куба
14
Метод тестирования
- Задания в тестах подбираются по степени сложности от легких к более сложным . Работая с тестами ученики выполняют различные виды заданий: выбрать только ответы, кратко решить, выполнить задание с развернутым решением.
- Промежуточные, итоговые (ГИА), тематические тесты, КИМы к ЕГЭ, компьютерное тестирование предполагают дифференцированную работу учащихся.
14
Плюсы и минусы дифференциального обучения
В дифференциальном обучении имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
- исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей, у учителя появляется возможность помогать слабому; уделять внимание сильному, помочь ему быстрее и глубже продвигаться в образовании.
- исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей,
- у учителя появляется возможность помогать слабому;
- уделять внимание сильному, помочь ему быстрее и глубже продвигаться в образовании.
- появляется социально - экономическое неравенство; слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; снижается уровень самооценки.
- появляется социально - экономическое неравенство; слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
- снижается уровень самооценки.
14
- Технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
14
Воспитать человека образованного, причем гуманными методами, в гуманных формах, - тот идеал, к которому стремится каждый цивилизованный учитель.
14