СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация дифференцированной работы на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитать образованного человека - вот идеал, к которому стремится каждый цивилизованный учитель.

Просмотр содержимого документа
«Организация дифференцированной работы на уроках математики»

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися на уроках математики

Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для закрепления его, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но… не любящие математику, физику, химию. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество образовательного процесса, естественно, снизится.

Специфика дифференцированного обучения – учет индивидуальных способностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах. Индивидуализация – это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

Учитель математики Демьянова И.Ж.

.

Что такое дифференциация? Это слово происходит от латинского differentia — различие, разделение. Что же разделяется в процессе обучения? Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному.  Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально – типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т. Д.). Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.

Что такое дифференциация?

  • Это слово происходит от латинского differentia — различие, разделение.
  • Что же разделяется в процессе обучения? Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному.

Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально – типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т. Д.). Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных  учащихся, но с  обязательным для всех выделением инвариантной части .
  • Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части .

Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Цель дифференциации процесса обучения

  • обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Аспекты дифференциации Учет индивидуальных  особенностей учащихся.  Вариативность учебного процесса в группах.  Группирование учеников на основании этих особенностей.

Аспекты дифференциации

Учет

индивидуальных

особенностей

учащихся.

Вариативность

учебного

процесса

в группах.

Группирование

учеников

на основании

этих

особенностей.

Реальностью, обуславливающей необходимость дифференцированного обучения математике, являются объективно существующие различия в темпах овладения учебным материалом, а так же в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. По проявляемым в этих отношениях различиям учащиеся условно могут быть разделены на группы.
  • Реальностью, обуславливающей необходимость дифференцированного обучения математике, являются объективно существующие различия в темпах овладения учебным материалом, а так же в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.
  • По проявляемым в этих отношениях различиям учащиеся условно могут быть разделены на группы.

Перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного уровня подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, должны добиться более высоких результатов. В соответствии с этим в классе можно выделить две группы учащихся: группа базового уровня и группа повышенного уровня. Конечно, состав групп не должен быть застывшим. Желательно, чтобы любой ученик мог перейти из одного уровня в другой.

Перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного уровня подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, должны добиться более высоких результатов. В соответствии с этим в классе можно выделить две группы учащихся:

  • группа базового уровня и
  • группа повышенного уровня.

Конечно, состав групп не должен быть застывшим. Желательно, чтобы любой ученик мог перейти из одного уровня в другой.

Примеры разноуровневых заданий

Примеры разноуровневых заданий

Разноуровневые самостоятельные работы

Разноуровневые самостоятельные работы

Работа в группах

Работа в группах

Как показывает опыт работы, внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда. В этой работе детям очень помогают компьютерные технологии. Они учатся работать с информацией, эффективно её использовать.
  • Как показывает опыт работы, внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда.
  • В этой работе детям очень помогают компьютерные технологии. Они учатся работать с информацией, эффективно её использовать.

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых

Метод проектов -

  • это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".

Проекты учащихся

Проекты учащихся

ПОСТРОЕНИЕ ЛИНИИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ СЕКУЩЕЙ ПЛОСКОСТИ С ПЛОСКОСТЬЮ НИЖНЕГО ОСНОВАНИЯ КУБА Найти линию пересечения секущей плоскости с плоскостью нижнего основания куба. B 1 C 1 M D 1 A 1 N B C D A Y X 1. MN  CD=X 2. A 1 N  AD=Y 3. X  Y 4. XY – искомая линия пересечения секущей плоскости с плоскостью нижнего основания куба 14

ПОСТРОЕНИЕ ЛИНИИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ СЕКУЩЕЙ ПЛОСКОСТИ С ПЛОСКОСТЬЮ НИЖНЕГО ОСНОВАНИЯ КУБА

Найти линию пересечения секущей плоскости с плоскостью нижнего основания куба.

B 1

C 1

M

D 1

A 1

N

B

C

D

A

Y

X

1. MN  CD=X

2. A 1 N  AD=Y

3. X  Y

4. XY – искомая линия пересечения секущей плоскости с плоскостью нижнего основания куба

14

Метод тестирования Задания в тестах подбираются по степени сложности от   легких к более сложным . Работая с тестами ученики выполняют различные виды заданий: выбрать только ответы, кратко решить, выполнить задание с развернутым решением. Промежуточные, итоговые (ГИА), тематические тесты, КИМы к ЕГЭ, компьютерное тестирование предполагают дифференцированную работу учащихся. 14

Метод тестирования

  • Задания в тестах подбираются по степени сложности от   легких к более сложным . Работая с тестами ученики выполняют различные виды заданий: выбрать только ответы, кратко решить, выполнить задание с развернутым решением.
  • Промежуточные, итоговые (ГИА), тематические тесты, КИМы к ЕГЭ, компьютерное тестирование предполагают дифференцированную работу учащихся.

14

Плюсы и минусы дифференциального обучения В дифференциальном обучении имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты. Положительным является: исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей, у учителя появляется возможность помогать слабому; уделять внимание сильному, помочь ему быстрее и глубже продвигаться в образовании. исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей, у учителя появляется возможность помогать слабому; уделять внимание сильному, помочь ему быстрее и глубже продвигаться в образовании. Отрицательные аспекты: появляется социально - экономическое неравенство; слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; снижается уровень самооценки. появляется социально - экономическое неравенство; слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; снижается уровень самооценки. 14

Плюсы и минусы дифференциального обучения

В дифференциальном обучении имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

  • Положительным является:
  • исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей, у учителя появляется возможность помогать слабому; уделять внимание сильному, помочь ему быстрее и глубже продвигаться в образовании.
  • исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей,
  • у учителя появляется возможность помогать слабому;
  • уделять внимание сильному, помочь ему быстрее и глубже продвигаться в образовании.
  • Отрицательные аспекты:
  • появляется социально - экономическое неравенство; слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; снижается уровень самооценки.
  • появляется социально - экономическое неравенство; слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
  • снижается уровень самооценки.

14

Технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией. 14
  • Технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

14

Воспитать человека образованного, причем гуманными методами, в гуманных формах, - тот идеал, к которому стремится каждый цивилизованный учитель. 14

Воспитать человека образованного, причем гуманными методами, в гуманных формах, - тот идеал, к которому стремится каждый цивилизованный учитель.

14